Актуальность
Речь – основа любой умственной деятельности и главное средство человеческого общения. Слова – «кирпичики» из которых складывается речь. На каждом возрастном этапе жизни человека существуют определенные задачи по развитию речи. Основная – научить человека правильно и понятно излагать свои мысли на родном языке, используя устную речь.
Один из важных показателей речевого развития ребенка – умение связно высказывать свои мысли, логично и последовательно пересказывать прочитанное, составлять грамматически правильные предложения, интонационно и образно выразительные сообщения. Связная речь (диалог, монолог) демонстрирует владение устной речью
В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.
Приглашаю всех на интегрированное занятие (развитие речи и рисование) «Зима. Зимние забавы» в старшую группу №12, где на примере логопедического занятия, познакомлю с некоторыми играми и упражнениями, которые используются в своей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Возрастная категория: старшая группа.
Программное обеспечение.
Цель: развивать речь детей дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: учить детей подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени; познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования.
Коррекционно-развивающие задачи: расширять, активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, внимание; развивать умение подбирать имена существительные к глаголам; закреплять правильное употребление предлогов.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.
Оборудование: письмо от Снегурочки, сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снеговика, предметные картинки к игре «Назови несколько», небольшая искусственная ёлочка.
На каждого ребёнка: краски акварельные, белые листы бумаги, пропитанные парафином, кисть, баночка с водой, соль.
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о зиме.
Словарная работа: снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.
Методы и приемы:
Рассказы детей о зиме, беседа, дидактическая игра, загадывание и отгадывание загадок, демонстрация слайдов, игра с мячом, закрашивание рисунка, дыхательная гимнастика.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети становятся в круг.
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся!
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй»
(по стихотворению Т. Сикачёвой)
Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской… курице
(Дети показывают «крылышки»).
Здравствуй, солнце золотое!
(Показывают солнце).
Здравствуй, небо голубое!
(Показывают небо).
Здравствуй, вольный ветерок!
(Показывают «ветерок»).
Здравствуй, маленький дубок!
(Показывают «дубок»).
Здравствуй, Утро!
(Жест рукой вправо).
Здравствуй, День!
(Жест влево).
Нам здороваться не лень!
(Разводят обе руки в стороны).
1. Игра: «Какие слова подходят картинке?».
(На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы. Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картине).
Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, снегири.
2. Объявление темы.
Логопед держит в руках письмо и белый клубок ниток.
Логопед: Ребята! Посмотрите нам письмо от снегурочки. Давайте его прочитаем. (Дорогие ребята, случилась у нас беда. Серый волк украл снеговика. Что бы вернуть его нам нужно пройти непростые задания, которые подготовил волк. Если не справимся с ними, то волк оставит насовсем себе нашего снеговика. Чтобы выполнить все задания я вам высылаю волшебный снежный комочек и тарелочку. Помогите, пожалуйста, нам без вас не справиться!) (воспитатель кладёт комочек на тарелку с нарисованными стрелочками и заданиями.) Ребята, поможем Снегурочи? Выполним все задание, возле которого комочек остановиться.
Давайте отгадаем загадку.
«Запорошила дорожки и раскрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила»
О каком времени года эта загадка? (О зиме.) Значит, все задания будут про зиму.
3. Вводная беседа.
Логопед: Ребята, давайте вместе с вами составим рассказ про зиму (ответы детей).
Зима
Наступила холодная снежная зима. Солнце светит, но не греет. Земля покрылась белым пушистым снегом. Деревья стоят голые. На них лежит снег.
Медведь залёг на зимовку в берлогу. Заяц и белка переоделись в зимние шубки.
Птицам голодно зимой. Они перебрались поближе к жилью человека, к кормушкам.
Люди оделись в зимнюю одежду: теплые шубы, куртки.
Дети катаются на коньках, на санках, на лыжах, лепят снеговиков.
II Основной ход занятия
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: снежный комочек начинает свой путь.
Покатился снежный ком,
Для себя нашёл он дом.
В доме том живёт загадка.
Подберите к ней отгадку!
Чем покрыта зимой земля? (ответы детей). У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они очень похожи по своему звучанию. (Логопед выставляет на доску предметные картинки и проводит игру.)
Игра «Подбери слова-родственники». Снег – снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.
Логопед: посмотрите, ребята! У меня на тарелочке лежат снежинки. Давайте возьмём в руки и подуем на них. (дети выполняют дыхательную гимнастику)
Логопед: С первой задачей мы с вами справились отлично. Теперь пора дальше идти и выполнить следующее задание, чтобы вернуть снеговика.
Покатился снежный ком,
Снова отыскал он дом.
В доме том живёт загадка.
Поищите-ка отгадку!
Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Игра «А что вчера?». (Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени.)
Сегодня снег блестит, а вчера …
Сегодня снег падает, а вчера …
Сегодня снег сверкает, а вчера …
Сегодня снег тает, а вчера …
Сегодня снег хрустит, а вчера …
Сегодня снег идёт, а вчера…
Логопед: молодцы, и с этим заданием вы справились замечательно. А комочек наш снова катится.
Покатился снежный ком,
И опять увидел дом.
В доме том живёт загадка.
Нужно вам найти отгадку!
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Логопед: Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
– Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
– Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
– День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
– Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).
– Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
– Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
А сейчас предлагаю немного передохнуть, а потом опять пуститься в путь.
Физкультминутка «Снеговик»
Давай дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. |
Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок. |
Он превратится в толстый ком |
Останавливаются, «рисуют» руками ком. |
И станет ком снеговиком. |
«Рисуют» снеговика из трёх кругов разного размера. |
Его улыбка так светла! |
Показывают руками на лице улыбку. |
Два глаза, шляпа, нос, метла. |
Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу. |
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, какая же загадка ждёт нас теперь?
Покатился снежный ком,
И нашёл четвёртый дом.
В доме том живёт загадка.
Но какая к ней отгадка!
Игра «Где снегирь?». (Упражнять детей в правильном использовании предлогов в речи).
Логопед: Вместе с загадкой к нам прилетел снегирь и решил покружиться возле ёлочки.
Воспитатель перемещает снегиря, а дети рассказывают, где он находится.
Снегирь спрятался под елью. Подлетает к ёлочке. Слетел с ёлки. Прыгает возле (около) ели. Сидит на ели. Перелетел с ветки на ветку.
Логопед: Ребята, вы такие молодцы! Наш снежный комочек отправляется в путешествие последний раз.
Покатился снежный ком,
Перед ним последний дом.
В доме том живёт загадка.
Подберите к ней отгадку!
Игра «Назови ласково» с мячом.
Логопед: Пришло время поиграть в мяч. Встаньте в круг. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег- снежок Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец Дерево – деревце
Ветер – ветерок Горка – горочка
Лёд – ледок Холод – холодок
Зима – зимушка Санки – саночки
Логопед: Ребята! Вы все молодцы, со всеми заданиями справились. Мы с вами собрали 6 картинок, но что они означают – не могу понять. Давайте вместе на них посмотрим и соберём одну большую картинку и узнаем что же там нарисовано. (Снеговик). Вы спасли снеговика от серого волка. За то, что мы с вами так хорошо справились со всеми заданиями, Снегурочка вам приготовила волшебные картинки, но, чтобы увидеть, что там изображено, нужно весь листочек, закрасить голубой или синей краской. Пройдемте к столам. Каждый садится на своё место. Можете взять кисточки и приступить к закрашиванию вашей будущей картинки. (Дети выполняют работу)
Логопед: Ребята, посмотрите, что у вас получилось? (Ответы детей)
III. Итог занятия
– Ребята, какие вам задания показались самыми сложными? Почему?
– А какие лёгкие? Почему?
– Что понравилось?
Оценка работы детей.
Список литературы
1. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. – СПб.: Детство Пресс, 2012. – 304 c.
2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 144 c.
3. Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О. С. Гомзяк. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 c.
4. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016. – 320 c.
5. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. – М.: Владос, 2016. – 119 c.