Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.
Задачи:
1. Формировать представление о процессе производства хлеба.
2. Воспитывать бережное отношение к хлебу
3. Закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.
Ход беседы:
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку:
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый…
Дети:
Хлеб
Воспитатель:
Совершенно верно, ребята – это хлеб. Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Невозможно представить завтрак, обед, ужин без хлеба, батона или какого-нибудь печенья. Издавна на Руси хлеб почитали и уважали. Жизнь миллионов людей зависела от того, каким будет урожай пшеницы, ржи. Большим грехом считалось бросать хлеб на землю. Хлебные кусочки тщательно собирали, их сушили. Делали сухари, которые спасали людей холодной и голодной зимой.
В народе говорится:
«Хлеб всему голова»;
« Будет хлеб- будет и обед»;
«Кто хлеб носит- тот есть не просит»;
«Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе»
Ребята, откуда на столе появляется хлеб?
Дети:
Хлеб выпекают из муки и продают в магазине
Воспитатель:
Правильно. На самом деле путь хлеба в нашему столу очень длинный и трудоемкий.
Ребята, поговорим с вами о том, как возделывают ржаной и пшеничный хлеб на полях. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – удобряют почву. Затем приходят на поля трактора. Они вспахивают землю, перемешивают ее с удобрениями и боронуют землю, чтобы не было комков и поле стало ровным.
Борона- это специальный механизм, который рыхлит землю, чтобы проходили в нее и влага, и воздух, и тепло.
Весной трактора выходят на поля. Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю.
Затем землю рыхлят с помощью больших грабель, которые называются бороной. Земля после такой обработки становится мягкой, рыхлой, готовой к севу. Теперь можно начинать сев.
К трактору прикрепляют сеялки, и они ровными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет их него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Наступают жаркие летние дни. Вот и взошла пшеница. Все лето созревают зерна на полях. За ее ростом наблюдает агроном. Агроном знает как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать росту и при необходимости быстро принимает решение по уничтожению вредителей, иначе весь урожай может погибнуть. Противостоят вредителям с воздуха. Летит самолет над полем и распыляет лекарство, уничтожающее вредителей.
Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев- жатва. На поля выходят комбайны, которые управляются комбайнерами. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.
В комбайне есть накопители соломы. Солома выходит из накопителя в виде брикетов.
Для чего используют солому?
Дети:
Солому используют для кормления животных
Воспитатель:
Правильно, солома идет на корм и подстилку домашним животным.
Тем временем грузовые машины везут зерно в зернохранилища, которые называются элеваторами. Там зерно сушат и хранят.
Что же происходит с зерном дальше?
Дети:
Из него получат муку?
Воспитатель:
Да, из зерна получат муку.
Чтобы превратить зерна в муку, их нужно измельчить, смолоть. В старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку. А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы. Порывы ветра вращали крылья мельницы и приводили в движение жернова.
В наши дни зерна пшеницы и ржи превращают в муку с помощью электрического тока. Ток передвигает жернова, куда струйкой сыплется зерно.
Ребята, как вы думаете, куда потом отправляется муку?
Дети:
Потом мука отправляется на хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Там стоят огромные чаны с закваской. В чан добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи, и специальные машины вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, подают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек и других вкусностей.
Наконец- то хлеб попадает в магазин, мы его покупаем и с удовольствием едим.
Ребята, повторим еще несколько пословиц, посвященные хлебу.
Без хлеба – нет обеда.
Много света – много хлеба
Хлеб всегда надо доедать.
Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать.
Даже сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелегкий и напряженный! Чтобы мы могли наслаждаться ароматным хлебом на столе, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари!