Модернизация системы российского образования выдвигает особые требования к личности педагога. Это обусловлено новыми и все более сложными задачами, стоящими перед учебно-воспитательными учреждениями. Признается важность педагогического профессионализма, наличие специальных знаний и широкой эрудиции, сформированность профессионального поведения в целом, включая эмпатию, психолого-педагогическую грамотность и профессиональную рефлексию (С.Х. Ассадулина, Л.И. Бершедова, А.А. Бодалев, Л.Ф. Вязникова, Н.А. Коваль, А.Б. Орлов, Сонин В.А. и др.).
Учитывая стрессогенный характер деятельности педагога, в ней потенциально заложена вероятность развития профессиональной деформации личности, что нарушает ее целостность, снижает адаптивность, ухудшает межличностное взаимодействие и отрицательно сказывается как на продуктивности деятельности в целом, так и на психологической адекватности педагогических поступков (М.А. Беребин, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, др.).
Преодоление профессиональной деформации педагога возможно посредством развития рефлексии, которая позволяет педагогу осознать подлинное назначение педагогической деятельности, сущность своей миссии в педагогическом процессе, мотивы поступков своих и учащихся, последствия своего личностного влияния и роли в педагогическом процессе, а также ответственность за развитие личности ученика (Б.З. Вульфов, Н.В.Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Д. Листон, В.И. Слободчиков и др.). Все это повышает интерес исследователей к проблеме преодоления профессиональной деформации личности педагога средствами профессиональной рефлексии.
Большое число прикладных исследований рефлексии, в том числе и в сфере педагогической деятельности, показывает отсутствие единой методологии понимания профессиональной рефлексии педагога. В связи с этим результаты исследований нередко не соотносятся между собой и даже противоречат друг другу.
Поскольку профессиональная рефлексия педагога пока еще остается недостаточно разработанной в методологическом отношении, приходится констатировать, что столь же недостаточно разработанными остаются и диагностические средства ее изучения.
В большей степени изучены симптомы и факторы профессиональной деформации личности педагога, однако требует обоснования проблема взаимодействия факторов деформации и личностных ресурсов ее преодоления, включая профессиональную рефлексию педагога
Учительство, взятое в самом широком понимании, — это пласт, профессионально подготовленных людей в обществе, чья деятельность имеет особое социально-педагогическое и социокультурное предназначение, поэтому проблема профессиональной идентичности педагога, как рефлексивно компетентного субъекта деятельности актуальна не только для отдельно взятой категории профессионалов — педагогов, но и для общества в целом.
Так как проблема рефлексии в последнее время стала занимать видное место в психологии профессиональной деятельности, для нас представляет интерес влияние профессиональной рефлексии на деятельность педагога.
Рефлексия в педагогической деятельности — это процесс мысленного, предваряющего или ретроспективного анализа какой-либо профессиональной проблемы, профессионального затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения. Рефлектирующий учитель — это, на наш взгляд, думающий, анализирующий, творчески исследующий свой профессиональный педагогический опыт учитель, непреодолимой потребностью которого является потребность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Программа развития рефлексивных навыков педагогов.
Идея создания программы развития рефлексивных навыков продиктована временем. Приоритетной целью образования в условиях модернизации образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Здесь на первый план выходит такое качество личности, как способность к рефлексии – осознание, рассмотрение, самоанализ; поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы со стороны.
Существует множество программ и тренингов, в которых один из этапов занятия – рефлексия (обсуждение итогов занятия). Данная же программа направлена на развитие рефлексивных навыков в течение всего занятия; здесь поставлены четкие и реальные цели: расширение знаний о себе и других людях, развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе, развитие критического мышления. В результате можно повысить свою психологическую культуру, позитивное самоотношение, приобрести способность к рефлексии и самопониманию.
Структура программы: 12 тем занятий, каждая из которых может занять 2 или 3 занятия в зависимости от желания, актуальности темы для участников и необходимого времени на проведение предлагаемых игр и упражнений. Начало каждого занятия предполагает приветствие и выяснение актуального состояния каждого участника (настроение, заинтересованность в теме занятия, ожидания и пожелания). К каждой теме предлагается афоризм или крылатая фраза, которая перед занятием записывается на доске и обсуждается в начале занятия. В конце любого занятия проводится подведение итогов (рефлексия занятия). Система ценностей ведущего группы видится следующим образом: Справедливость. Индивидуальный подход, Саморефлексия, Творческость, Естественность, Мудрость, Активность.
Описание занятий программы
Тема 1. Знакомство. Основные понятия психологии. Правила группы.
Цели занятия: снятие напряженности и тревоги.
Задачи.
- Познакомить членов группы со структурой программы.
- Дать представление о методах и формах работы психолога. Сформировать (разработать, обсудить и принять) правила группы.
Тема 2. Рефлексивные и творческие способности.
Цели занятия: диагностика творческого потенциала и развитие рефлексивного отношения к творчеству.
Задачи.
- Дать представление о творческих способностях.
- Развитие рефлексивных навыков.
- Развитие творческого воображения.
Тема 3. Основы самонаблюдения. Я и мой возраст. Кто Я такой? Мой мир.
Цели занятия: формирование образа Я.
Задачи: получение навыков самонаблюдения, познание своей индивидуальности.
Тема 4. Общение: Я и другие. Правила общения. Ложь в общении. Внимание и общение.
Цели занятия: выработка представлений об уровнях общения, систематизация знаний о правилах общения.
Задачи.
- Определить правила общения и акцентировать их значимость в жизни людей.
- Обсудить понятия культуры речи, правды и лжи в общении.
Тема 5. Рефлексивный тренинг.
Цели занятия: развитие рефлексивных навыков, умения внимательно слушать другого человека.
Задачи: организация развития рефлексивных навыков.
Тема 6. Межличностные отношения: навыки слушания, понимания другого человека. Конфликты в общении.
Цели занятия: развитие навыков рефлексии, применение данных навыков в сфере общения, формирование и развитие навыков активного слушания, умения понимать то, что слышишь; формирование и развитие навыков снижения и преодоления эмоционального напряжения в общении.
Задачи: сформировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками, развитие коммуникативных способностей участников, умения выдвигать и отстаивать свою точку зрения; сформировать ценностное отношение к регламентации взаимодействий и взаимоотношение людей.
Тема 7. Я и мой внутренний мир. Самопознание. Самоосмысление. Самопринятие.
Цели занятия: формирование навыков эмпатийного общения, способствовать самопознанию.
Задачи: развитие рефлексии, самопознания, стремления к самосовершенствованию.
Тема 8. Самоуважение, самоодобрение. Уверенность в себе. (Упражнения на релаксацию более подробно описаны в книге Клюевой (2).
Цели занятия: достижение способности к объективной самооценке, приобретение навыков самоорганизации и самоодобрения, повышение уверенности в себе.
Задачи: повышение самоуважения и самооценки.
Тема 9. Здоровье.
Цели занятия: познакомить с понятием “психическое здоровье” и способами его сохранения.
Задачи: выявить проблемы учебного процесса, причины успехов и неудач. Установить влияние эмоций на здоровье. Развивать навыки рефлексии.
Тема 10. Саморегуляция.
Цели занятия: достижение способности к объективной самооценке, приобретение навыков саморегуляции, повышение уверенности в себе.
Задачи: развитие навыков саморегуляции и рефлексии, планирования; повышение самооценки.
Тема 11. Психологический тренинг сплочения
Цели тренинга: сплочение коллектива и повышение самооценки.
Тема 12. Обобщение. Рефлексия тренинга.
Цели занятия: подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии.