Тема «Логопедическая работа с неговорящими детьми» сегодня весьма актуальна потому что, достоверных статистических сведений о распространенности тяжелых речевых нарушений в детской популяции нет. Однако запрос родителей и педагогов показывает значительную частоту встречаемости неговорящих детей. Несмотря на многочисленные исследования, эти системные речевые нарушения остаются малоизученными, особенно в аспекте специальных технологий на первоначальных этапах работы.
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с неговорящими детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами по которым передаётся информация. В головном мозге существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария (В. М. Шкловский, Т. Г. Визель). Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет.
Группа неговорящих детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения.
Работа с неговорящими детьми в такой же мере эффективна, как и сложна. Она требует от логопеда, проводящего эту работу, упорных усилий, вдумчивого подхода и умения разобраться в сложной и разнообразной природе детской немоты.
Неговорящий ребёнок проделывает под воздействием логопеда путь от полной или почти полной немоты до нормального овладения устной и письменной речью.
Различные этапы этого сложного пути отмечаются самыми разнообразными проявлениями глубокой речевой неполноценности. К ним следует отнести крайнюю бедность запаса слов и понятий, недостаточность артикуляционного опыта, нечёткость звукового восприятия, аграмматизм, дисграфические и дислексические явления, уклонения от нормального темпа и ритма речи.
Какую бы сторону речевой деятельности мы ни рассматривали, овладение ею неговорящими детьми связано с теми или иными трудностями и требует применения специальных методов и приѐмов работы. Сложность обучения неговорящих детей состоит также и в том, что очень часто внешне сходные отклонения от нормального речевого развития имеют неодинаковую природу.
Естественно поэтому, что и преодоление их достигается различными путями.
В настоящий момент в специальной литературе представлены разнообразные коррекционно-логопедические программы по развитию речи, в том числе и у неговорящих детей. К числу таких программ можно отнести программу Новоторцевой Н.В. «Методика развития речи у неговорящих детей», также имеется программа Щербиной В.П. «Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей», кроме того есть программа Кирилловой Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми». Данные программы имеет коррекционно-развивающую направленность и адресованы детям с тяжёлым недоразвитием речи. Программы направлены на формирование и развитие всех функций речи (коммуникативную, познавательную и регулирующую). Основная цель этих программ развитие (пробуждение) у ребёнка речевой активности, формирование навыков свободно и адекватно пользоваться средствами языка.
В данной работе мы остановимся на программе Кирилловой Е.В. В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к неговорящим детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохранный потенциал неговорящего ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе во включении неговорящих детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социального опосредования.
Существуют определённые условия которые в большей степени могут обеспечить проективность данной программы:
• единая принципиальная схема обучения для всех неговорящих детей на начальных этапах и индивидуальный подход,
• представление планируемых результатов коррекционного воздействия.
• наблюдение за текущим состоянием, уточнение речевого диагноза и ориентирование на тенденцию ближайшего развития каждого ребенка
В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т.е. занятия носят интегративный характер.
Коррекционная программа Е.В. Кирилловой представлена в несколько этапов. Рассмотрим каждое из них.
1 этап логопедической работы (подготовительный)
На подготовительном этапе проводится дополнительное изучение неговорящих детей, уточняется речевой диагноз, после оценки комплекса факторов определяется прогноз. Важная перспективная задача подготовительного этапа — развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения. Существенную роль на этом этапе играет формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребенка, развитие основ звуковых ориентировок, выделение лексических единиц из речевого потока. Имеет значение организация зрительного восприятия в заданном пространстве, развитие прослеживающих движений глаз, активизация ощущений тела как системы координат (стимуляция зависит от сохранного анализатора); формирование эмоциональных и фонических аспектов коммуникации и звуковых вокализаций, содержащих признаки гласных и согласных звуков.
На подготовительном этапе логопед должен опираться на различные пути и условия, помогающие ребенку овладеть навыками общения. Так, при демонстрации предмета решаются задачи привлечения внимания к объекту и развития восприятия речи. При выполнении действий с предметами — развивается понимание слов, обозначающих движения, состояния, признаки действий. Смысл произносимого иллюстрируется специальными наглядными средствами — картинками, предметами или игрушками. Опосредованное общение через куклу (игрушку) способствует появлению инициативности у детей, обогащает их невербальные средства коммуникации. Прием комментирования действий, помимо развития восприятия речи, подготавливает следующую ступень речевого развития, предваряет употребление необходимых жестов и слов для коммуникации.
2 этап логопедической работы (начальный)
На начальном этапе решаются задачи выработки языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Важно создание стратегии коммуникативного поведения с использованием невербальных компонентов коммуникации, звукоизобразительных элементов. Занятия проводятся индивидуально и (или) малыми подгруппами (2—3 ребенка) ежедневно. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния дошкольников и их готовности к сотрудничеству (от 10 до 40 мин). В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок общения и развитие речи. Своевременное переключение на другую деятельность должно происходить при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.
Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.
На начальном этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи. Разнообразные приемы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в рамки реального общения. Положительное подкрепление применяется в виде кратких одобрений или соответствующих жестов.
Развернутый характер начального этапа, его словесная эмоциональная организация, фиксация внимания на основных признаках объекта, включение в общение сенсорно-перцептивных действий и невербальных компонентов коммуникации, основанных на межанализаторной интеграции, стимулируют эмоционально-волевую сферу, способствуя формированию предпосылок общения.
3 этап логопедической работы (тренировочный)
Тренировочный этап решает задачи совершенствования умений, полученных на начальном этапе. В ходе занятий речь и общение у неговорящих детей формируются спонтанно. На этом этапе логопедом используются приемы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале. Сенсорный и практический опыт неговорящих дошкольников продолжает расширяться. Создается основа для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности. Устанавливается соответствие между звучанием и артикуляцией, упрочивается связь между слуховыми впечатлениями и моторной активностью. Упорядочивается лексический материал, практически закрепляется грамматический минимум, которым дети овладели на начальном этапе. В процессе занятий в условиях обучения неречевой деятельности овладение целостными действиями достигает определенной степени автоматизма. Неговорящие дети последовательное овладение операциями переводят в целостное действие, в ходе которого дальнейшая автоматизация происходит на более высоком уровне.
Основной акцент делается на формирование произвольной регуляции внимания, развитие способности к концентрации, распределение внимания, расширение рамок общения с окружающими. Создаются условия, стимулирующие автоматизм, сформированный на начальном этапе.
В процессе реализации данной программы планируется получение следующих результатов.
На подготовительном этапе у детей появляется положительное отношение к занятиям, улучшается эмоциональный фон. Устанавливается зрительный контакт, становится возможным организовать зрительное восприятие в заданном пространстве.
После начального этапа повышается активность, целенаправленность действий. Уменьшаются трудности в манипулятивной деятельности, совершенствуется мелкая моторика рук. Артикуляционные движения становятся более четкими. Улучшается понимание ситуативной речи, возрастает число звукоподражаний и слов.
После тренировочного этапа повышается речевая активность, дети начинают проявлять инициативу в общении, свидетельством чего становится увеличение количества отдельных высказываний и улучшение их языкового оформления.