Я работаю с детьми 3-4 лет, в начале учебного года для большинства из них
характерно:
- скудный словарный запас
- нарушение произношение звуков
- недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация
мелкой моторики пальцев рук.
Изучив новинки методической литературы, опыт воспитателей и учителей-логопедов,
я использую инновационные методы и приёмы в своей работе. Одним из таких методов
является биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с
движением кисти рук.) Этот метод оказывает благоприятное влияние на развитие
координации движений и мелкой моторики. Как приём данного метода, в процессе занятий
и в процессе совместно деятельности с детьми в течение дня активно включаю в
развивающую работу с детьми пальчиковую гимнастику. Использование пальчиковой
гимнастики позволяет активизировать работу способность головного мозга, влияет на
центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. В практике
работы мною подобрана система комплексов пальчиковой гимнастики, которые мы успешно
разыгрываем с малышами. С помощью маленьких кукол можно обыграть знакомые
малышам сказки, например «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.
В своей работе я использую пальчиковый театр, который очень стимулирует речь
детей. Надо видеть восторженные глаза моих воспитанников, когда они надевают на
пальчик фигурку персонажа и начинают играть свою роль. С помощью персонажей
пальчикового театра обыгрываем некоторые стихотворения и потешки.
Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры
и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых
этапах мы делаем простые мимические движения (нахмурить брови, поочередно открывать
и закрывать глаза). Также с помощью мимических упражнений дети учатся выражать
эмоциональное состояние (печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, злость), что
является важным при обучении детей инсценированию сказок и стихотворений.
Инновационные методы воздействия деятельности логопеда становятся
перспективным средством коррекционным – развивающей работы с детьми, имеющими
нарушения речи. Поэтому в своей образовательной работе с детьми я широко применяю
логопедические технологии.
Воспитательно-развивающие возможности театрализованных игр очень широки.
Формируется социальная адаптация (дети учатся общаться со сверстниками, слушать
других, происходит познание окружающего мира, осуществляется развитие речи). Участвуя
в театрализованных играх, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей
активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её
интонационный строй.
Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках
детского сада. Для организации детского театра нужны куклы различных систем,
формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское
творчество.
Игры с мячом- это высоко эффективный, универсальный, доступный метод
самооздоровления, путём воздействия на активные точки расположенные на кистях рук,
использование которых способствует повышению физической и умственной
работоспособности детей, оказывающие влияние на речевое развитие детей. Массажный
мячик- эффективное средство развития кистей рук ребёнка, движений его пальцев,
разработки мышц. Ребристая, игольчатая поверхность мяча воздействует на нервное
окончание. Улучает приток крови и способствуют активизации кровообращении.
Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействует на биологически-
активные зоны кожи и способствуют улучшению состоянию всего организма. В Китае еще в
древности играли с каменными и металлическими шарами, в Японии- с грецкими орехами.
По своему опыту с малышами, я заметила, стоит ввести в занятия игру с мячом, ребёнок
меняется. Поэтому стараюсь, как можно чаще использовать такие игровые моменты.