Программное содержание: Познакомить детей с правилами пешеходов на улице, обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части, обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх около проезжей части, при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности, повторить значение сигналов светофора.
Предварительная работа: рассматривание картин, беседы, игры, чтение художественной литературы, рисование.
Активизация словаря: пешеход, тротуар, пешеходный переход.
Материалы: сигналы светофора, дорожка- «пешеходный переход», машинки, изображение улицы и проезжей части на листе бумаги, гуашь, штампы.
Ход занятия:
Я хочу предложить посмотреть одну историю про мальчика Ваню.
«Жил-был мальчик Ваня, он был очень веселый, его любили все дети во дворе, даже из соседних дворов. И вот однажды Ване позвонили друзья. Он взял мяч и вышел на улицу.
(герой- мальчик играет с мячом на проезжей части дороги)
-Посмотрите, Ваня играет с мячом на дороге, не обращает внимание на сигналы светофора. Если мы его не остановим, то он попадет в беду. Ребята, Ване нужна наша помощь.
Попав в большой и шумный город,
Он потерялся и пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Ребята, вы уж помогите,
И, если можно расскажите
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить.
В-ль: -Здравствуй, Ваня! Ты куда торопишься?
Ваня: – О. ребята, здравствуйте, как хорошо, что я вас встретил. Давайте поиграем здесь, посмотрите, как много места.
В-ль: – Ваня, наши дети с тобой здесь играть не будут.
Ваня: – Почему? Разве вам не нравится со мной играть?
В-ль: – А ты послушай наших ребят и тогда все поймешь, почему.
-Мы с вами живем в большом городе. На улицах города много домов. В одних живут люди, в других они работают.
-Куда спешат люди? (ответы детей)
– А как вы думаете, на чем можно добраться до магазина, до работы? (ответы)
– До садика вы как добираетесь? (ответы)
– Как вы думаете, как называются люди, идущие пешком по улице? (пешеходы)
– Правильно, пешеходы.
Когда мы пойдем по улице, значит мы тоже будем пешеходами. Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила дорожного. Вы, знаете какие? (ответы детей)
-А где идут пешеходы?
-Правильно, пешеходы должны идти спокойным шагом, по тротуару.
– А почему по тротуару, а не по дороге? (ответы детей)
– Ваня, ты все понял?
Ваня: – Я все понял! Нужно ходить спокойно, по тротуару. (мальчик Ваня сам в это время играет с мячом около проезжей части)
В-ль: Подожди, подожди, Ваня! Ну вот, я так и знала, твой мяч укатился прямо на дорогу.
Ребята, скажите пожалуйста, можно возле дороги играть с мячом? (ответы)
– А где можно играть? (ответы)
– Но если, вдруг, ваш мяч укатился на дорогу, то вы должны попросить кого-нибудь из взрослых достать его. (Воспитатель достает мяч)
– На, держи, Ваня, и больше возле дороги не играй с мячом.
Ваня: -Мне нужно перейти на ту сторону дороги, как мне это сделать?
Вос-ль: -Ребята, скажите Ванюше на какой свет светофора можно переходить дорогу?
– Посмотрите, на дороге нарисованы белые широкие полосы – это и есть пешеходная дорожка, пешеходный переход. А давайте научим Ваню правильно переходить через дорогу. У меня в руках сигналы светофора- если я подниму красный сигнал, что вы будете делать? (стоять на месте)
« Хоть у вас терпенья нет,
Подождите красный свет»
-А если зеленый ? (переходить через дорогу)
«Свет зеленый впереди. Вот теперь переходи»
– А если желтый? ( нужно приготовиться)
Будьте внимательны.
(Воспитатель показывает красный сигнал светофора. Ваня ошибается, начинает переходить через дорогу).
Вос-ль: – Ваня, ты невнимательный. На красный свет, что, ребята, мы делаем? (стоим). Игра повторяется.
– Чтобы, Ваня, не случилась с тобой беда, мы повторим сигналы светофора и поиграем еще в одну игру.
-Ребята, встаньте вот здесь на тротуаре. Если я подниму зеленый свет нужно присесть. А если красный – то встать. Все запомнили? (игра 3-4 раза)
Молодцы, ребята!
Ваня: -Да, молодцы! Я очень много узнал, и хочу рассказать своим друзьям, но боюсь как бы чего не забыть.
Вос-ль: А мы тебе картинку нарисуем, ты на нее посмотришь и все вспомнишь
Это нарисована улица. Что, ребята, есть на улице? (дома, дорога и т.д.)
– Но как нам сделать ее живой, чего не хватает? (машин, людей)
_Сейчас мальчики будут штамповать машины, а девочки – рисовать пешеходов.
– Где ездят машины? (по дороге)
– Где ходят пешеходы? (по тротуару)
(Дети выполняют работу, затем дарят картину)
Ваня: – Молодцы ребята! Замечательная улица у вас получилась.
Вос-ль: – Видишь, Ваня, как много знают наши дети, и я за них спокойна, что на улице и на дороге они будут соблюдать все правила.