Тип проекта: информационно-творческий.
По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края.
По характеру координации: открытый.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
- воспитанники подготовительной к школе группы;
- воспитатели;
- родители.
По продолжительности: долгострочный (сентябрь-май).
Аннотация.
Данный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.
Помогает воспитывать любовь к Родине, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду.
Знакомит с историческими данными малой Родины.
Актуальность темы.
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, республике, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с республикой, городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого мира детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Проблемные вопросы.
- Каким образом у ребенка формируется представление о Родном крае?
- Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети о родном крае?
- Какое преимущество имеет детский сад в воспитании у дошкольников любви к малой Родине?
- Как дошкольник эти чувства может выразить?
- В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?
Гипотеза.
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной. Познакомить детей с родной республикой, городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи:
- Формирование представлений о Республике Татарстан, городе Казань основе ознакомления с ближайшим окружением.
- Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, городу.
- Формирование желания сохранять чистоту в своем городе. Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного края.
- Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Казани.
- Знакомство детей с географическим расположением республики, города, природными ресурсами.
- Ознакомление детей с трудом жителей республики, города, с основными профессиями.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свою республику, город.
- Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего края.
- Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Казани на материале легенд, преданий, экспонатов музеев, научной литературы.
- Знакомство детей с культурным наследием нашего города.
- Развитие бережного и созидательного отношения к любимому краю (достопримечательности, культура, природа).
Ожидаемые результаты:
- Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
- Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный этап (сентябрь):
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.
2. Основной (практический) этап (октябрь-май).
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
3. Заключительный этап (май).
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми результатами.
При составлении тематического плана учитывалась интеграция всех пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС.
Одновременно идет взаимодействие не только с детьми, но с педагогическим коллективом и родителями. Данное тематическое планирование педагоги используют при составление календарного планирования образовательной деятельности с детьми.
Планирование составляется на учебный год по месяцам. Каждый месяц имеет соответствующую тематику, где поставлены определенные задачи. Например, рассмотрим тематическое планирование на Ноябрь месяц в подготовительной группе. Как вы видите в каждой неделе месяца есть своя тема и задача.
Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с педагогами и с семьями. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном сотрудничестве, можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы.
Тематическое планирование:
Форма | Задачи | |
Окябоь | Интегрированная ОД «Мой Татарстан» | Продолжать знакомить с прошлым и современным состоянием республики, ее географическим расположением, природой, климатом, жизненедеятельности людей. Обогащать знания в разных сферах окружающей действительности. |
Подвижная игра «К флагу беги!» | Закрепить знания о флагах РФ и РТ. Формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание. | |
Интерактивная дидактическая игра «Кто быстрее составит герб?» | Закрепление представления детей о гербе страны и республики. Развивать речь и обогащать словарный запас. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю. | |
Интегрированная ОД «Наш флаг» | Продолжать знакомить с флагом, гербом РТ и РФ. Учить узнавать мелодию гимна. Во время звучания гимна учить детей вставать. Учить через аппликацию маленького флага создать представление о флаге РТ и РФ. Закрепить значение цветовой гаммы флага. | |
Беседа по презентации «Мой родной край: заповедные места и памятники природы» | Продолжать знакомить с заповедниками, их обитателями, представителями флоры и фауны, занесенными в Красную книгу РТ. Развивать любознательность, довести до сознания детей необходимость бережного отношения к редким представителям животного и растительного мира. | |
Чтение художественной литературы Г. Баширов. «Наш Татарстан»(отрывок) | Способствовать положительному реагированию на предложение чтения произведений больших форм. Формировать потребность ежедневного обращения к детской художественной литературе. | |
Консультации «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Разговор о государственной символике». | ||
Наглядность в виде информационных файлов «Патриотическое воспитание», «Символика РТ и РФ», папка-передвижка «Символика РТ». | ||
Ноябрь | Интегрированная ОД «Квест–путешествие по родному городу Казань» | Способствовать проявлению познавательного интереса к истории Казани. Развивать умение замечать позитивные изменения, происходящие в родном городе (строительство детских садов, открытие спортивных комплексов, торговых центров, новых станций метро), используя современные технологии, учить проектировать его будущее. Воспитывать толерантность к людям разных национальностей. |
Беседа по презентации «Красота водного мира» | Познакомить с обитателями рек и озер Татарстана. Рассказать о значении рек, родников в жизни человека. Вызвать желание содержать в чистоте водные ресурсы республики. | |
Рассмотрение альбома «Татарский национальный орнамент» | Продолжать знакомить детей с татарскими национальными узорами. расширить представление детей о национальном культуре; развивать творческие способности детей; воспитывать любовь к родному краю. | |
Чтение художественной литературы «Казанские сапожки» Р. Валеева | Развивать интерес к татарским стихам. Приобщать к словесному искусству, стимулируя проявления детьми собственного литературного опыта, сохраняя при этом основные особенности стиля и жанра. | |
Интегрированная ОД «Казанские сапожки» | Знакомство с народным ремеслом, традиционным украшением мозаичной обуви; учить составлять растительный орнамент; расширить представление о национальной одежде; развивать творческую активность. | |
Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре» | ||
Наглядность в виде информационных файлов «Татарский национальный орнамент» | ||
Декабрь | Интегрированная ОД «По городам Татарстана» | Познакомить детей с картой, показать на карте крупные города региона (Альметьевск, Бугульма, Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь). Познакомить с их достопримечательностями, промышленным производством, выпускаемой продукцией. Продолжать изучение символики городов региона. |
Беседа «Мы все – жители планеты Земля» | Расширять знания детей о природоохранительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе родного края, предвидеть положительные и отрицательные последствия вмешательства человека, формировать ресурсосберегающее отношение к ней, навыки рационального природопользования. Формировать основу патриотизма – любовь к природе малой родины. | |
Чтение художественной литературы «Мы с Волги, из Казани» С. Хаким. | Развивать стремление понять содержание произведения, оценить действия и поступки литературных героев. | |
Рассматривание альбома «В мире украшений». | Закрепить знания детей о старинных ювелирных украшениях: кольца, серьги, браслеты, накосники, шейно-нагрудные украшения («яка чылбыры»), перевязки («хэситэ») и др. Познакомить с творчеством современных художников-ювелиров (И. Фазулзянов, С.В. Ковалевская, В.О. Ковалевский). Обратить внимание на национальное своеобразие ювелирных изделий. | |
Интегрированная ОД «В мире украшений» | Пробудить у детей интерес к такому искусству бумагокручения, как кивлинг, расширить представление о многообразии татарских национальных узоров и украшений; способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, речи и мелкой моторики рук. | |
Работа с родителями: подготовить флаер «Табигать ул – гүзәллек, могҗиза, тылсым!» | ||
Январь | Интегрированная ОД «Знакомство с глобусом» | Познакомить детей с глобусом. Показать, где находится Россия, Москва, Санкт-Петербург, Казань, с какими странами граничит наша страна. В доступной форме рассказать о некоторых событиях из истории России. |
Беседа по презентации «Путешествие в страну картин» | Познакомить с произведениями живописи Музея изобразительных искусств РТ. Способствовать дальнейшему развитию предпосылок для восприятия и понимания произведений искусства. Поощрять самостоятельную оценку произведений. | |
Рассмотрение альбома «Народы Поволжья» | Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. | |
Интерактивная дидактическая игра «Подбери узор» | Поощрять задумку, проявление творчества в замыслах узоров для декоративных тканей, головных уборов, обуви, полотенец в зависимости от формы предмета, его назначения, материала. | |
Интегрированная ОД «Укрась тюбетейку, калфак» | Познакомить детей с историей возникновения мужского и женского национальных головных уборов тюбетейки и калфак; развивать творческую фантазию детей, умение использовать татарские орнаменты при украшении, воспитывать у детей сопричастность к истокам искусства. | |
Чтение художественной литературы «Два лентяя» | Познакомить с татарским народным юмором. Развивать чувство юмора. | |
Работа с родителями: наглядность в виде информационных файлов «Татарская национальная одежда» | ||
Февраль | Путешествие по древним городам. Просмотр мультфильма «Стрела Наследия» | Познакомить с жизнью древних городов, их историей, культурой, бытом (Биляр, Булгар, Свияжск). Помочь сравнить быт людей в городе и на селе, обратить внимание на особенности их одежды, жилища, домашней утвари. |
Интегрированная ОД «В мире металла» | Познакомить детей с древнейшим искусством – художественной обработкой металла. Познакомить с предметами домашней утвари: серебряные подносы, блюда, медночеканные кувшины, кумганы, бронзовые замочки в форме фигурок домашних животных; декоративные композиции, украшающие интерьеры и экстерьеры общественных зданий. Воспитывать бережное отношение к культурным ценностям и желание правильно вести себя в музее. | |
Интерактивная дидактическая игра «В музее» | Продолжать знакомить с предметами домашней утвари. Учить относиться бережно к культурным ценностям и правильно вести себя в музее. | |
Интегрированная ОД «Мир посуды» | Совершенствовать умение лепить посуду ленточным способом, путем вытягивания и моделирования частей, используя стеку для передачи характерных черт (кувшин, ваза). Поддерживать создание коллективной сюжетной, декоративной композиций с элементами национального колорита. | |
Чтение худ/ литературы «Родной язык» Г. Тукай | Формировать интонационную выразительность речи. Дать возможность испытать чувство радости от очередного выступления. | |
Беседа по презентации «Деятели культуры Татарстана» | Приобщать к прошлому и настоящему национальной и мировой культур. Познакомить с жизнью и творчеством выдающихся деятелей музыкального и театрального искусства: композиторы, режиссеры театра, актеры театра. Познавательный интерес, помочь в поиске информации о творчестве деятелей культуры и искусства. | |
Развлечение “Аулак өй” | ||
Март | Беседа «Ремесла» | Формировать представления о некоторых современных профессиях. Познакомить детей со строительством дорог, железнодорожных путей, с техническими машинами специального назначения, с профессиональной деятельностью строителей. Вызвать желание стать хорошим специалистом. |
Интегрированная ОД «Квест-игра «Достопримечательности любимого города» | Продолжать знакомить детей с архитектурой родного города: соборных мечетей, храмовой архитектуры (соборная мечеть Кул Шариф, Раифский Богородицкий мужской монастырь, Кремль). Развивать умение замечать их характерные особенности, разнообразие конструкций, украшающих деталей. | |
Интегрированная ОД “Родная страна” | Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами. Воспитывать любовь к Родине. | |
Чтение художественной литературы «Завещание» | Развивать представления о трудовой деятельности посредством татарских народных сказок. | |
Совместная деятельность с родителями: развлечение «Нәүрүз» | ||
Апрель | Интегрированная ОД «Народные традиции. Хлебосольство» | Познакомить с мучными национальными изделиями, которые подаются к чаю: губадия, кабартма, баурсак, талкыш-калеве, чак-чак, кош теле (хворост). Рассказать о национальных особенностях приема пищи. Дать детям возможность решить, в каких объемах можно употреблять мучные изделия. |
Рассматривание альбома «Путешествие в мир науки» | Рассказать о жизни и деятельности выдающихся деятелей науки (Н.И. Лобачевский, К.Ф. Фукс, А.М. Бутлеров, А.Е. Арбузов). Вызвать интерес к науке. | |
Развлечение с детьми «Путешествие в город Здоровья» | Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков. Познакомить детей с известными за пределами республики лечебно-профилактическими здравницами и санаториями («Васильевский», «Крутушка», «Бакирово»). | |
Интегрированная ОД «Любимая игрушка» | Развивать умение лепить с натуры актюбинские и шемордановские игрушки, передавать их характерные особенности. Закреплять представления о процессе создания игрушек. Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности игрушек. Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам, аккуратность, развивать творческую инициативу. | |
Чтение художественной литературы «Шурале» | Обратить внимание детей на национальное своеобразие волшебных сказок. Дать детям возможность рассказать о своем восприятии поступка сказочного героя, помочь понять скрытые мотивы его поведения. | |
Рассматривание иллюстраций к сказкам. | Расширять знания о книжной иллюстрации. Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов, проиллюстрировавших образ Шурале в детской литературе (Ф. Аминов, Б. Алменов, В. Булатов, Ю. Валиахметов, А. Тамергалина, Б. Урманче, Н. Хазиахметов, Р. Шамсетдинов). Обратить внимание на выражение отношения художников к этому сказочному персонажу. | |
Совместная работа с родителями: выставка рисунков и поделок “Путешествие по сказкам Тукая” | ||
Праздник “Тукай- син мәңге яшь!” | ||
Май | Интегрированная ОД «Их подвиг никто не забудет» | Рассказать о подвигах национальных героев Великой Отечественной войны (М.Джалиль, Г.Гафиатуллин, М.П. Девятаев, П.М. Гаврилов, А.Алиш). Привлечь родителей к рассказу детям о воинских наградах прадедушек, прабабушек. Воспитывать уважение к защитникам Отечества (возлагать цветы к обелискам, памятникам и др.). |
Чтение художественной литературы «Песня о Мусе Джалиле» Б. Курбан | Развивать стремление понять содержание произведения, оценить действия и поступки литературных героев. | |
Интегрированное ОД «На параде Победы» | Поощрять умение передавать в рисунках яркие события из общественной жизни страны, республики. Рассматривать вместе с детьми работы и побуждать к рассказу о том, что нарисовано. Содействовать расширению тематики детских работ. | |
Заучивание стихотворения «Прощание с детским садом» Р. Миннуллин. | Формировать интонационную выразительность речи. Дать возможность испытать чувство радости от очередного выступления. | |
Развлечение «Моя малая Родина» |
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- Шаехова Р.К. Радость познания – региональная образовательная программа дошкольного образования. – 2016.
- Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. 2012
- Основная образовательная Программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №372» составленная с учетом примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».