Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования этих способов.
Внедрение нового способа «Буктрейлер» в образовательном процессе дошкольных учреждений является инновационным методом, позволяющим повысить читательский интерес. Использование такого метода безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Ключевые слова: Буккроссинг, буктрейлер, читательская грамотность, возрождение культуры чтения, QR-код.
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, оно становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры, и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Книги, имея способность переносить нас в чудесные и удивительные миры, одновременно учат нас и развивают. Они всегда будут актуальными, в любые времена, среди любых народов. А если книга особенно запала в сердце, то хочется рассказать об этом и всему миру (Бондаренко, 2010).
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
В связи с этим, коллективом педагогов было решено разработать и внедрить проект по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста «Книга в кадре.»
Задачи проекта:
- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми;
- повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;
- прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
- обновить традиционные и внедрить нетрадиционные педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;
- повысить компетенцию педагогического персонала в рамках проекта.
Планируемые результаты:
- проведение целенаправленной, систематической, планомерной работы по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста;
- создание материально-технической, методической, предметно-развивающей базы для полноценной и качественной работы в этом направлении;
- расширение и обогащение кругозора детей дошкольного возраста, расширение «зоны читательского общения», повышение речевого и интеллектуального уровня детей, развитие творческих способностей;
- формирование активной коммуникативной личности, способной понять, осмыслить и воспроизвести литературную мысль;
- возрождение культуры чтения в семье.
Особенностью внедрения проекта «Книга в кадре» является то, что он реализуется, начиная с самых маленьких воспитанников дошкольного учреждения. Это позволяет эффективно приобщить ребенка к книге как можно раньше, привлечь внимание родительской общественности к проблеме чтения, возродить культуру семейного чтения.
Предусматривает анализ проведенной работы за год, выявления эффективности использованных форм, методов и приемов в работе с детьми по формированию читательской грамотности.
Среди новых форм продвижения чтения в современном мире все активней о себе заявляет буктрейлер (2). И поэтому первым направлением в решении поставленных задач и соблюдения ФГОС ДО стало использование буктрейлера, как один из современных способов продвижения книги. Он признан читателями, как необычный и привлекательный для них способ узнать о книге.
Буктрейлер — это короткий видеоролик по мотивам книги, состоящий из кратких и наиболее зрелищных фрагментов по принципу калейдоскопа, использованных для рекламы или анонсирования произведения. Быстрая смена сцен производит большое впечатление на зрителя, заинтриговывает и побуждает к прочтению книги. В ролике длиной около трех минут, информация о книге подается так, что ее сразу хочется прочитать. Воспитанникам на выбор предлагается просмотреть несколько буктрейлеров по разным книгам соответствующие возрасту воспитанников. Из них большинством выбирается одна книга для общего чтения, остальные книги предлагаются для домашнего чтения с родителями.
Чтобы заинтересовать не только детей, но и их родителей буктрейлеры отправляются на сайт детского сада и в социальных сетях и Вконтакте, где родители вместе с детьми просматривают данные видеоролики.
На следующем этапе работы по активизации чтения дома мы создали в детском саду книжную гостиную и внедрили в практику буккросинг.
Буккроссинг — это обмен книгами. Любой может взять понравившуюся книгу, разумеется, совершенно бесплатно на специализированной книжной полке. Книгу берут, читают, приносят обратно, и ее берет следующий читатель. Любой, кто хочет участвовать в акции, может не только взять, но и сам принести книгу и оставить ее в специально отведенном для этого месте, чтобы другие люди могли ее прочесть. Вот так книга «освобождается» с пыльных домашних полок и готова путешествовать.
Но у родителей не всегда есть время для прочтения книги в стенах детского сада и дома в живую и поэтому мы создали на каждую книгу QR-код, что упростило поиск книги в интернете для данной категории родителей.
В детском саду после прочтение книги идет ее полный разбор, что способствует активизации учебной деятельности дошкольников.
Вся работа начинается с театрализации книги. Сказка инсценированная самим ребенком, надолго остается в памяти. Детям нравится инсценировать сказку, перевоплощаясь в различные персонажи. Больше всего моим воспитанникам полюбили театральные куклы. Внедряются дидактические игры «Доскажи словечко», «Угадай героя». Данные игры презентуются детям как в традиционном формате, так и форме интерактивных игр с использованием ИКТ.
Следующим этапом работы над сказкой, идёт исследовательская деятельность по выяснению значений различных слов, встречающихся в тексте. Мы обращаемся с вопросами к родителям, воспитателям других групп, к различным литературным источникам и справочной литературе. Ребята узнают значение старинных слов, назначение предметов обихода, а также овладели технологией интервью. Этот жанр хорошо известен в журналистике, но в работе с детьми дошкольного возраста используется редко. Так мы внедряем в образовательную деятельность данный метод.
В ходе исследовательской деятельности дети увлекаются так, что начинают импровизировать, придумывать концовку сказки. Так следующим этапом в работе над сказками стало развитие умения сочинять сказки. По задумкам ребят герои могут отправляются в морское и космическое путешествия, предлагаются возможные новые герои сказки, с которыми мог бы встретиться отважный путешественник, вручали ему волшебные предметы, с помощью которых он спасался от преследователей.
Организация такого метода способствует развитию творчества и навыков выразительного чтения и рассказывания у детей.
Литература
- Бондаренко М., Скринкаст: лучше один раз увидеть! // «Мир ПК», № 10, 2010: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.osp.ru/pcworld/2010/10/13004912
- Буктрейлер – современный способ продвижения книг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wiki-sibiriada.ru/index.php/
- Программы для создания буктрейлера https://soft.mydiv.net/win/collections/show-Programmy-dlya-sozdaniya-buktreylera.html
- Электронный ресурс.