Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Изучая химию в школе, с точки зрения образовательного процесса, мы, учителя:
– формируем у детей научную картину мира, т.е. формируем системное мышление;
– развиваем умения ориентироваться в огромном потоке информации;
– формируем ценностные отношения к науке и научным знаниям;
– развиваем умения использования знания на практике;
– формируем творческое мышление;
– воспитываем экологическую культуру.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетенциями:
– научно объяснять явления
- применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явлений;
- распознавать, использовать и создавать объяснительные модели представления;
- делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
- объяснять принцип действия технического устройства или технологии
– оценивать и планировать научные исследования
- распознавать и формулировать цель данного исследования;
- предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
- выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки
– научно интерпретировать данные и доказательства
- анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
- преобразовывать одну форму представления данных в другую;
- распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;
- оценивать с научной тоски зрения аргументы и доказательства из различных источников.
Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу, а относится к одному из следующих контекстов:
- здоровье
- природные ресурсы
- окружающая среда
- опасности и риски
- связь науки и технологий
При этом контексты рассматриваются на трех уровнях:
- Личностный (связанный с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местный/национальный (связанный с проблемами данной местности или страны)
- Глобальный (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
При выполнении заданий от учителя требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте. Задания имеют межпредметную основу. Приоритеты в заданиях:
- с точки зрения содержания – экологические вопросы,
- с точки зрения компетенций – методы научного использования.
Уровни познавательных действий:
- низкий
- средний
- высокий
В чем сложность заданий, которые формируют естественнонаучную грамотность?
Нам, учителям необходимо опираться на базу знаний – это знания о веществах, это умения обращаться с веществами, это умения делать расчет. Это знание химии и химической кинетики. И все это складывается в интеллектуальную сложность, которая определяет трудность того или иного задания.
Примеры практико-ориентированных заданий (задач)
Тема «Растворы»
Задача 1. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором.
Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? (Ответ: Растворить 6,8 г соли в 793,2 мл воды.)
Задача 2. Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор йода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?
Вопросы:
1. Какую формулу имеет кристаллический йод?
2. Что значит «приготовить раствор»?
3. Сделайте по условию задачи необходимые расчёты для приготовления раствора.
Тема: «Типы химических реакций»
Задание 1. Все знают перекись водорода, вещество, которое используется для обработки ран. Оно имеет формулу H2O2 . При хранении этого вещества на свету оно разлагается на воду и газообразный кислород. Напишите уравнение химической реакции разложения перекиси водорода. Расставьте коэффициенты. Определите тип реакции обработки ран.
Задание 2. Пользуясь таблицей растворимости,
1) найдите реакции ионного обмена, которые идут до конца:
- BaCl2 + AgNO3→Ba(NO3)2 + AgCl↓
- Cu(ОН )2 + НCl→CuCl2 + H2O
- Pb(NO3 )2 + Na2S→PbS↓ + Na NO3
- MgCl2 + K2SO4→MgSO4 + KCl
- HNO3 + ZnSO4→H2SO4 + Zn(NO3 )2
- Ca(NO3 )2 + H3PO4→Ca3 (PO4 )2↓ + HNO3
- Ba(NO3 )2 + Na2SO4→BaSO4↓ + NaNO3
2) Расставьте коэффициенты.
3) Составьте уравнения этих реакций в полном и сокращенном ионном виде.
Задания ВПР
Задание №4. Даны два химических элемента: А и Б. Известно, что в атоме элемента А содержится 4 протона, а в атоме элемента Б – протонов в 4 раза больше.
4.1. Используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, определите химические элементы А и Б.
4.2. Укажите номер периода и номер группы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен каждый химический элемент.
4.3. Установите, металлом или неметаллом являются простые вещества, образованные этими химическими элементами.
4.4. Составьте формулы высших оксидов, которые образуют элементы А и Б.
Ответы запишите в таблицу.
Элемент |
Название химического элемента |
Номер |
Металл или неметалл |
Формула высшего оксида |
|
периода |
группы |
||||
А |
|||||
Б |
Задание №5.
Восьмиклассница Даша съела на полдник одно яблоко массой 140 грамм.
5.1. Используя данные приведенной ниже таблицы, определите, какую массу витамина С (в мг.) получил организм ученицы. Ответ подтвердите расчетом.
Содержания витамина С в некоторых фруктах
Фрукт |
апельсин |
груша |
Мандарин |
Хурма |
Яблоко |
Содержания витамина С, мг на 100г |
60 |
5 |
38 |
15 |
10 |
Решение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания ЕГЭ
Задание №29
Для выполнения заданий 29 и 30 используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат натрия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия, пероксид водорода. Допустимо использование воды в качестве среды протекания реакции |
Из предложенного перечня выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Na2SO3 + 2KMnO4 + 2KOH = Na2SO4 + 2K2MnO4 + H2O
2 Mn+7 + ē → Mn+6
1 S+4 – 2ē → S+6
Сульфит натрия (или сера в степени окисления +4) является восстановителем.
Перманганат калия (или марганец в степени окисления +7) – окислителем
Критерии оценивания
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:
• выбраны вещества, и записано уравнение окислительно-восстановительной реакции;
• составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель 2балла
Правильно записан один элемент ответа – 1балл
Все элементы ответа записаны неверно – 0 баллов
Максимальный балл 2
Задание №30
Из предложенного перечня веществ выберите кислую соль и вещество, которое вступает с этой кислой солью в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
2NaHCO3 + 2KOH = Na2CO3 + K2CO3 + 2H2O
2Na+ + 2HCO3– + 2K+ + 2OH– = 2Na+ + 2K+ + 2CO32– + 2H2O
HCO3– + OH– = CO32– + H2O
Критерии оценивания
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:
• выбраны вещества и записано молекулярное уравнение реакции ионного обмена;
• записаны полное и сокращённое ионное уравнения реакций – 2 балла
Правильно записан один элемент ответа – 1 балл
Все элементы ответа записаны неверно – 0 баллов
Максимальный балл – 2
Интегративные задания способствуют формированию познавательных мотивов. Вникая в сущность задач, учащиеся еще раз убеждаются, насколько тесна связь между знаниями по химии, биологии, физике, географии и повседневной жизнью человека, а также физиологической потребностью организма в тех или иных веществах. Помимо образовательных моментов учащиеся понимают о том, что знания свойств веществ важно для сохранения здоровья и что трудно переоценить роль химических реакций в повседневной жизни человека. Интегративные задания способствуют развитию умений самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие явления
- Естественнонаучная грамотность – это составляющее звено в формировании функциональной грамотности.
- Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира
Список литературы:
1. Блинова Е. Что такое контекстная задача? http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001815
- Добротин Д.Ю. Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ по химии 2022 год
- Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии// Химия в школе. – 2009. – №8 – с.43-47.
- Пичугина Г.В. Ситуационные задания по химии. 8-11 класс, Москва, «Вако», 2014
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А., Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019