Графическая подготовка обучающихся в дополнительном образовании является одной из важных составляющих в концепции обучения современному декоративно-прикладному искусству при изучении основ вязания крючком и спицами, которая способствует формированию графической грамотности обучающихся, столь необходимой в общей технологической культуре современного человека. Графическая грамотность является элементом универсальной человеческой культуры, в связи с этим она требует формирования элементарных навыков чтения и выполнения схем, а также понимания содержащейся в них информации. С такой потребностью обучающиеся уже сталкиваются на первых уроках вязания, при знакомстве со схемами. Это происходит, если педагог связывает выполнение необходимых задач с продукцией, которую делают ученики, поскольку требуется работа с технической и технологической документацией. Выполнение таких задач будет способствовать развитию пространственных представлений и образного мышления, понимания графического представления информации. Как известно, схемы кратко записывают данные о форме, размерах и другую информацию о товаре, необходимую для его изготовления. Обучающиеся должны знать, что диаграммы и другие графические изображения являются основными документами для планирования производственного процесса (технологического процесса) продукта и контроля его правильной реализации. Кроме того, диаграммы и другие графические изображения также играют образовательную роль, поскольку они обеспечивают реализацию принципа визуализации в демонстрационных методах обучения, более того, чертежи, эскизы, диаграммы предоставляют точную образную информацию о внутренней структуре изделия. Но для использования на занятиях рисунков, эскизов, технических чертежей и диаграмм обучающиеся должны иметь возможность сначала прочитать, а затем составить необходимую графическую документацию. На занятиях в творческом объединении обучающиеся осваивают навыки чтения и составления учебных и технологических карт. Технологические карты представляют информацию о технологическом процессе изготовления изделия в специальной письменной и графической форме, в которой представлен алгоритм этого процесса. Карточки с инструкциями отличаются от технологических тем, что они отражают трудовую сторону процесса производства продукции и содержат список методов работы для выполнения конкретной трудовой операции. Наиболее сложной методической проблемой является формирование начальных элементов графической грамотности. Современные учебники средних общеобразовательных школ, а также рабочие тетради на печатной основе, как составной компонент учебно-методического комплекса содержат в достаточном объеме схемы с необходимыми для усвоения названиями элементов деталей, что позволяет учителю четко планировать работу по обучению правилам чтения чертежей, но к сожалению, они не раскрывают современного содержания технологического образования в условиях обновления содержательного наполнения дополнительного образования и перехода общества в цифровой формат общения. Все это и побудило нас определить тему нашего исследования: «Развитие графической грамотности у обучающихся на занятиях художественной направленности в дополнительном образовании посредством использования современных информационных технологий». Формирование перечня планируемых результатов регламентируются приказом Министерства Просвещения «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». В соответствии с нашим исследованием, мы решили акцентировать внимание на графической грамотности, являющейся основной составляющей как в технологическом образовании школьников, так и в дополнительном образовании. Основы построения, конструирования, проектирования, создание графических документов как составляющая графической грамотности является обязательной составляющей образования для всех художественных, инженерных специальностей и технических направлений профессионального обучения. Техника вязания прививает навыки работы со схемами, условными обозначениями. Сегодня обучающиеся должны владеть ещё и навыками создания графических документов с использованием графических редакторов. С целью проверки эффективности развития графической грамотности мы провели педагогический эксперимент на базе МБУ ДО «ЦЭВД» ЕМР РТ. Экспериментом было охвачено 15 обучающихся 6 классов из средних общеобразовательных школ города Елабуги Республики Татарстан. По итогам проведения комплекса занятий блока «Вязание спицами» программы по декоративно-прикладному творчеству в объединении «Праздник», а также после изучения программы-конструктора схем Tamicа обучающимся было предложено пройти онлайн-опрос на платформе Google, содержащий вопросы относительно изучаемого материала, техники вязания спицами, призванный помочь нам выявить отношение обучающихся к учебному материалу. Разработанное и апробированное нами в ходе исследования занятие по теме «Изучение и составление базовых схем для вязания спицами с помощью онлайн-редакторов» носит практико-ориентированный характер. Оно способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности, а также пространственного мышления и моделирования. По результатам онлайн-опроса, проведенным по итогам урока на платформе Google, мы пришли к выводу, что в целом, обучающиеся 6 классов увлекаются вязанием спицами, на это указывает высокий процент положительных ответов, но тем не менее, в условных обозначениях, используемых для составления схем разбираются только 33,3%, опрошенных респондентов. Стоит отметить, что такое же процентное соотношение опрошенных обучающихся до прохождения урока и ознакомления с онлайн программой для вязания tamica совсем не разбирались в условных графических обозначениях, но после проделанной работы их знания значительно пополнились. Относительно малый процент респондентов (33.3%) слышали ранее о программах для вязания, но никто из них не применял данные программы на практике. Легко освоить онлайн-программу tamica удалось лишь восьми обучающимся, у остальных возникли некоторые трудности в виду отсутствия практического применения графических обозначений. В процессе проектирования схемы у обучающихся возникли такие трудности как отсутствие четких знаний условных обозначений в вязании спицами, в следствии чего обучающиеся путали графические обозначения; неизвестный ранее интерфейс программы tamica вызывал у обучающихся некоторые вопросы, касаемые использования программы-конструктора. Стоит также отметить, что при этом обучающимся 6 классов использование онлайн-программы позволило обогатить и пополнить их знания в сфере графической грамотности. Вязать по схемам, составленным с помощью онлайн программы хотели бы 66,7% опрошенных респондентов. Формирование графической грамотности школьников в таких условиях может легко проходить, так как здесь будут преобладать занятия, ведущим методом которых является демонстрация (показ), которая способна сформировать у обучающихся точный и конкретный образец профессиональных навыков графической грамотности. В заключении хочется отметить высокий потенциал использования современных информационных технологий в самых разнообразных процессах осуществления учебной и педагогической деятельности в образовании современного поколения детей с учетом их интересов и особенностей восприятия материала.
Список литературы
1. Левин С.А., Суслов Ю.Н., Белоусов Э.Г. Детский творческий центр: Организация методической работы – Волгоград, 2008.
2. Методическое издание, содержащее конкретные материалы в помощь педагогу (Словарь-справочник В.М. Полонского).
3. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях – Волгоград,2007