Актуальность проекта:
Учителем технологии я работаю 25 лет. За годы педагогической практики я пришла к выводу, что ученики средних и старших классов не имеют четкого представления о ведении домашнего хозяйства. Уроки технологии, в которых есть разделы кулинарии, швейного дела, рукоделия, интерьера кухни преподаются только в 5-7 классах всего 2 часа в неделю. Однако важно научить девочек не только готовить и шить! Девочки мало знают о психологии семейных отношений, правилах этикета, правилах ухода за собой, а также не имеют достаточных практических навыков обслуживания гостей, распределения доходов и расходов семейного бюджета. Кроме того, часто ученицы плохо ориентируются в выборе эстетического оформления дома, а также слабо осведомлены в области профессионального самоопределения.
В связи с этим, я начала реализовывать социально-значимый проект “Хозяйка дома своего”, где девочки 7-10 классов во внеурочное время обучаются основам ведения домашнего хозяйства. Проект содержит чётко обозначенный результат деятельности воспитанников, ориентированный на социальные запросы общества. Проект разрабатывался с учетом возрастных особенностей, а также уровня знаний и умений учащихся. Целью проекта является формирование у учащихся теоретических знаний и практических навыков в области дизайна интерьера, основ кулинарии, этикета, рукоделия, семейной этики и профессионального самоопределения.
В современном мире часто можно услышать о том, что женщина не хочет заниматься домашним хозяйством. Она делает карьеру, водит машину, хорошо зарабатывает, стремится быть независимой. Посвятить себя домашним хлопотам, воспитанию детей, служению мужу – это прошлый век? Существуют специальные организации, которые и дом помоют и обед приготовят, приведут детей из школы, помогут с уроками. А современная женщина заплатит за все это, работая сутками. А как же тепло домашнего очага? Кто создаст уют в доме, кто встретит своих домочадцев горячими пирогами? Чужие люди? Так почему мы удивляемся, что и девочки не знают правил настоящей хозяйки, не стремятся изучать это древнее искусство – быть хозяйкой дома своего. К сожалению, сейчас мало семей, где хозяйка ставит во главу семьи мужчину – добытчика и сама с любовью выполняет домашние дела и заботится о детях. В школе на уроках технологии девочки знакомятся с основами швейного дела, кулинарии, дизайна, но этого все же недостаточно. Необходимо больше занятий, особенно практических. Основам ведения домашнего хозяйства необходимо учиться годами. Именно ведение домашних дел, порой рутинное, скучное, воспитывает трудолюбие. Умея организовывать свой быт, можно смело называться идеальной хозяйкой.
Цели и задачи проекта:
Целью проекта является формирование у учащихся теоретических знаний и практических навыков в области дизайна интерьера, основ кулинарии, этикета, рукоделия, а также воспитание потребности ухода за собственным хозяйством, чувства любви к своему дому, развитие эстетического вкуса.
Задачи проекта:
- Формирование понимания проблем ведения домашнего хозяйства;
- Изучение основ ведения домашнего хозяйства;
- Формирование семейных и духовных ценностей;
- Овладение технологиями рукоделия, кулинарии, психологии;
- Рассмотрение основных понятий, приемов, связанные с выбором стиля оформления дома и предметов интерьера;
- Ознакомление с основами ремонтных работ;
- Ознакомление с видами рукоделия для дальнейшего украшения своего дома;
- Обучениям правилам ухода за собой;
- Обучение кулинарному искусству, сервировке стола, правилам этикета;
- Изучение основ домашней экономики (распределения доходов и расходов семейного бюджета);
- Ознакомление с видами и последовательностью работ по уходу за огородом и садом;
- Выработка умения применять полученные теоретические знания на практике.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны:
- Знать правила хозяйки дома, необходимый минимум работ в домашнем хозяйстве, правила кулинарного искусства, приема гостей, способы украшений и декоративного оформления кухни, планирование кухни, правила ведения огородного землевладения, кулинарные традиции разных народов, технологию косметического ремонта дома, правила безопасной работы при приготовлении пищи;
- Уметь сервировать стол, принимать гостей, готовить разнообразные кулинарные блюда, в том числе национальные блюда, планировать и украшать свой дом, выполнять косметический ремонт в доме, выполнять работы в саду и огороде, использовать средства ИКТ для планирования кухни, разрабатывать и защищать проект, использовать полученные знания по интерьеру, кулинарии, рукоделию, этикету, садоводству и семейной этики в практической и повседневной жизни;
- Овладеть основами профессионального мастерства дизайнера, кулинара, официанта, мастерством рукоделия, кулинарии, семейной этики.
Наши результаты:
С 2015 года по программе “Хозяйка дома своего” обучались 15 учащихся 8-10 классов и в 2016 году еще 30 девочек 7 классов. Все учащиеся успешно прошли курс и получили сертификат об окончании курса.
За период реализации проекта (2015-2016 год) ученицы принимали активное участие в различных конкурсах:
- Всероссийский конкурс “Победилкин”, (Насырова Алина, 10 класс, 3 место);
- Республиканский чемпионат “World Skills”, конкурс «Я-Мастер» (Салахова Эвелина, 7 класс, призер);
- Муниципальный конкурс “Твори и побеждай” (Мисаилова Дарья, 7 класс, 3 место);
- Муниципальный конкурс “Юный профессионал” (Салахова Эвелина, 7 класс, 3 место);
- Муниципальный конкурс «Юный профессионал» (Салахова Эвелина, 7 класс, 3 место);
- Муниципальный конкурс проектов «Твори и побеждай» (Насырова Алина, 10 класс, лауреат);
- Муниципальный конкурс проектов «Твори и побеждай» (Салахова Эвелина,8 класс, 2 место);
- Муниципальный конкурс проектов «Твори и побеждай» (Насырова Алина, 11 класс, 3 место);
- Муниципальный конкурс “Юный кулинар” (принимали участие Михайлова Кристина и Ябинова Лиана, 7 класс).
Дальнейшие перспективы развития проекта:
За время работы над проектом с ученицами старших и средних классов, выявилась следующая проблема. Девушки неоднократно обращали внимание на то, что, если бы они получили первичные знания и навыки в более раннем возрасте, то в старшем возрасте им было бы намного проще и интереснее заниматься на уроках технологии.
Так, с сентября 2016 года была разработана программа “Я – Хозяюшка” для самых маленьких – группы продленного дня в начальной школе. Первоклассницы также с удовольствием посещают занятия, где обучаются самым простым ручным работам, учатся сервировке стола, готовят несложные кулинарные блюда. Таким образом, у девочек с раннего возраста формируется потребность ухода за своим домом, коммуникативные навыки (так как работают дети в небольших группах), развивается эстетический вкус.
Теперь уже в первом классе девочки могут с легкостью, например, пришить пуговицу и фигурно сложить салфетку. Очевидно, что переход в старшее звено для таких “хозяюшек” будет менее болезненным, а на уроки по технологии девочки придут уже подготовленными. Таким образом, проект “Я – Хозяюшка” для младших классов реализуется в тесной взаимосвязи с проектом “Хозяйка дома своего” в старших классах.