Ежегодно в нашем городе увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города требуют от детей хорошей ориентировки, а ориентировка формируется в процессе практической деятельности. Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение движения автомобилей выдвигает серьезную задачу – обеспечение безопасности движения детей.
По статистике каждый восьмой жертвой дорожно-транспортного происшествия становиться ребенок. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с правилами поведения на улицах города и учить их ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходиться преодолевать путь от дома в школу и обратно. В предупреждении дорожно-транспортного пришествия с детьми важную роль играет работа ДОУ по разъяснению детям правил дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах города.
Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Программой «От рождения до школы» (под редакцией Н, А. Вераксы) в образовательной области «Безопасность» предусмотрено обучение детей правилам дорожного движения. Воспитатели в план воспитательно-образовательной работы включают такие формы работы с детьми: беседы, экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
В своей работе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения применяю программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, а именно раздел «Ребенок на улицах города.
Начиная со второй младшей группы в нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей с различными видами транспорта, воспитанию у детей умения вести себя на улице. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставило своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил – это результат воспитанности. Исследования психологов показывает, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. Осознанное применение правил дорожного движения невозможно, если дети не умеют различать и называть (в зависимости от возраста) левую и правую сторону, середину. Правила дорожного движения требуют от ребенка ориентировки в пространстве и правильно реагировать на изменения окружающей обстановки. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения воспитатели осуществляют связь между всеми разделами программы. Во время проведения ООД и в режимных моментах большое внимание уделяется ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки.
На ООД, в сюжетно-ролевых играх направляю внимание детей на движение пешеходов, транспорта, дети называют цвета светофора, знакомятся с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «автомобиль». Они уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания закрепляются воспитанниками на ООД.
На ООД по физическому развитию малышей учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводятся подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобиль», «Найди свой цвет», «Светофор» и др. Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. В нашей группе организован уголок по ПДД, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации. В группе собрано много разнообразного дидактического материала по обучению детей правилам дорожного движения. Работа ведется систематически, планомерно.
Для улучшения работы с детьми мы совместно с родителями изготовили материал по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. В течении года знакомим детей с художественной литературой по теме: А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный»; Б. Жидков»Что видел светофор»; А. Северный Три чудесных цвета»; В. Клименко «Кто важнее всех на свете!»; С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист»; С.Я. Маршак «Милиционер», «Мяч».
Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь с родителями. С родителями проводиться большая работа по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города, знакомим их с программными требованиями, привлекаем к изготовлению материала для проведения ООД, сюжетно-ролевых игр, выполнению различных заданий с детьми. С родителями в группе проводим различные консультации по ПДД, в родительском уголке оформляем наглядно информационные стенды на данную тематику, проводим совместные праздники и развлечения.
Проводимая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения служит фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивает самостоятельность и культуру поведения на улицах. Необходимо отметить, что воспитанники ДОУ приходят в школу с определенными навыками правильного поведения на улицах. Это отмечают и учителя школ. Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье детей на улице.
Список литературы:
- Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, Санкт- Петербург, 1994г.;
- К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников» М. Просвещение, 2004г.;
- Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко, «Дошкольникам о правилах дорожного движения», М. Просвещение, 2006г.;
- Н.В. Елжова «ПДД в детском саду», Ростов-на-Дону «Феникс», 2014г.