Не секрет, что выбор профессии, как правило, во многом определяет судьбу человека.
Большинство выпускников средне-профессиональных и высших учебных заведений испытывают трудности в поиске работы и дальнейшем трудоустройстве.
Среднее профессиональное образование в области железнодорожного транспорта обеспечивает подготовку специалистов не только физического труда, но и умственного, ориентированных на деятельность аналитического характера, требующую оценки выбора и реализации наиболее эффективного решения.
Таким образом, подготовка обучающихся к дальнейшей трудовой деятельности по специальности должна включать в себя не только традиционный комплекс общей дидактики, ориентированный на достижение определенного уровня профессиональной подготовки, но и создание условий для личностного и профессионального самоопределения студентов.
Помощников в решении, рассмотренных выше проблем, является проведение чемпионатов по стандартам WorldSkills.
Главное, проведение данных чемпионатов, колоссально помогают победить «кризис обучающихся» о правильности выбранной профессии [1, 2].
WorldSkills – это международное общественное движение, которое во всем мире объединяет людей, которые хотят что-то изменить. Его основная миссия – создавать условия для людей, которые хотят профессиональной самореализации.
Главное, проведение данных чемпионатов, колоссально помогают победить «кризис обучающихся» о правильности выбранной профессии.
В настоящий момент в филиале СамГУПС города Казани проходит подготовка конкурсантов для участия в чемпионатах «WorldSkills Russia» по компетенции R67 «Управление локомотивом».
Целью соревнований по рассматриваемой компетенции является демонстрация лучших международных практик, в той степени, в которой они могут быть реализованы [3, 4].
Конкурсное задание для участников компетенции R67 «Управление локомотивом» состоит из шести модулей (A, B, C, D, E, F).
Первый модуль «А» включает в себя выполнение кейса по 13 ситуационным задачам. Модули «В и С» включают в себя выполнение практических задач на тренажерах электровозов (грузового и пассажирского) с решением задач при нестандартных ситуациях. При выполнении модуля «С» конкурсант должен продемонстрировать навыки технического обслуживания механической части локомотива, а также приемки локомотива в эксплуатацию. Модуль «D» подразумевает под собой демонстрацию навыков технического обслуживание пневматического оборудования локомотива. При выполнении модуля «Е» конкурсант должен четко продемонстрировать правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм [4, 5].
Максимальное общее время выполнения задания всех 6 модулей составляет 7,5 часов.
Главный эксперт и Менеджер компетенции принимают решение о выполнимости всех модулей и при необходимости должны доказать реальность его выполнения.
Экспертная оценка лежит в основе соревнований WorldSkills Russia (далее WSR). По этой причине она является предметом постоянного профессионального совершенствования и тщательного исследования.
Оценка на соревнованиях WSR попадает в одну из двух категорий: измерение и судейское решение.
Для обеих категорий оценки использование точных эталонов для сравнения, по которым оценивается каждый аспект, является существенным для гарантии качества.
Максимальное количество баллов, которое может набрать конкурсант – 100. Но не стоит забывать, что задания составлены таким образом, чтобы они были сложно выполнимы даже для профессионала.
Опыт участия в соревнованиях WorldSkills всех уровней непременно пригождается студентам не только при выполнении дипломного проекта, но и при распределении на отраслевое предприятие.
Еще одним важнейшим положительным моментом проведения подобных Чемпионатов и участия в них является анализ эффективности проведенных тренировок с участниками.
Учитывая опыт проведения тренировок и результатов, показанных на чемпионатах нашими участниками можно выделить следующие рекомендации к проведению тренировок:
– удобная одежда и обувь, а также полигон для тренировок;
– составление списка, чем пользуется участник;
– настрой на ощущение себя хозяином на площадке, а не гостем, создание положительного климата между участниками;
– обмен опыта основного игрока с юниорами, проведение совместных тренировок;
– проведение не регулярных тренировок, а чемпионских;
– обязательная видеосъемка тренировки, для анализа ошибок;
– отработка конкретных навыков;
– при неудачах задавать себе 5 вопросов «почему»? Искать корневую первопричину проблемы;
– что можно сделать заранее – делать заранее;
– не «залипать» в медитативном выполнении;
– работать до последнего.
Для минимизации времени на потери в части лишних движений и перемещений, как при тренировках, так и на чемпионате необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
– всё, что движется, пусть движется под вас;
– конкурсное задание приклеивать на уровне глаз или на магните;
– зонировать рабочие поверхности, все лишнее – убирать;
– использовать максимально удобный инструмент для работы, класть рабочий инструмент под правую руку, если правша;
– брать и сразу применять, без перекладывания инструмента или материала в руках;
– сокращать расстояние от всего до всего (если нужно наклоняться – делать подставку или использовать поясную сумку);
– не делать то, что делать не нужно (складывать проволоку прежде чем выкинуть в урну, например);
– однородные действия группировать и выполнять за один раз;
– избегать переналадки инструмента или сократить их количество;
– знать заранее, что делать, планировать выполнение;
– максимально сократить время выполнения часто повторяющегося действия.
В части неиспользуемого потенциала и брака можно выделить следующие советы для экспертов-тренеров участников:
– эксперт должен быть включен в процесс тренировки, смотреть со стороны;
– фиксировать рекомендации экспертов в процессе выполнения конкурсного задания и прорабатывать на следующих тренировках;
– ставить под сомнение существующий порядок, искать инновацию в работе, быть более открытым к изменениям;
– искать инновацию в собственной деятельности;
– смотреть друг друга юниору и участнику. Опыт основного участника должен становиться опытом юниора и наоборот;
– смотреть соседние компетенции на предмет того, что можно улучшить в работе этого участника;
– положить планшет с листом бумаги рядом с рабочим местом и фиксировать в нем каждое ошибочное действие или возможное ошибочное действие;
– воспринимать ошибки и замечания как подарок, который помогает нам расти;
– не спешить там, где нужна концентрация (замеры);
– просматривать видео от мастеров своего дела и искать ошибки в видеороликах.
Ни в коем случае нельзя работать с ограничивающими убеждениями экспертов и участников:
• «Он уже все знает, где можно ускориться». Оно означает «Нам нечего улучшать, мы уже лучшие».
• «Они чемпионы, потому что тренажеры их и, они тренируются по 5 лет». Это легальное оправдание своих проигрышей».
• «Я делаю, как привык». С такой установкой мы НИКОГДА не сможем победить «конкурентов»».
• «Все так делают». Это убеждение, которое ограничивает развитие.
При тренировках необходимо быть готовым к изменениям, ставить под сомнение нынешние способы выполнения работы, не извиняться заранее за возможный проигрыш, ставить планку выше, чем ее ставит WSR.
Подводя итоги, можно сказать, что бережливый подход ускоряет работу, делает ее более качественной с меньшими усилиями, позволяет заработать больше баллов на чемпионате, увеличивает коэффициент полезного действия (КПД). Снижение потерь повышает шансы на победу.
Также успешным опытом тренировочного процесса стрессоустойчивости конкурсантов является включение в программу занятий факторов, негативно влияющих на концентрацию внимания. Во время проведение ежедневных тренировок, экспертами-тренерами применяются такие раздражающие факторы, как резкое включение пожарной сирены, громкой музыки, приглашение на тренировку обучающихся 1 курса, внезапное отключение света на площадке, включение посторонних звуков (лаяние собак, плач ребенка и т.д.).
Данный метод позволяет за время подготовки к соревнованиям развить у конкурсантов качества высокой стрессоустойчивости и минимизировать отвлечение их внимания на раздражающие факторы при проведении чемпионатов [3, 5].
Подавляющее большинство участников, тренеров и экспертов твердо убеждены, что движение WorldSkills Russia помогает готовить компетентных и грамотных специалистов-практиков, востребованных на современном рынке труда, а также получать те навыки и знания, которые в дальнейшем помогают работать на самого себя и монетизировать свой «человеческий капитал».
А движение WorldSkills – это лучший билет в будущее для настоящего профессионала.
Список литературы
1. Заводчиков, Д.П. Психология карьеры / М.В. Кормильцева. – Екатеринбург: РППТ, – 2012. – 156 с.
2. Вульфов, А.Н., История железных дорог Российской империи / А.Н. Вульфов. – Москва: Рипол-Классик, 2018. – 495 с.
3. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения, Учебное пособие, Леоненко Е.Г., 2017. – 325 с.
4. Козырев, В.А. Управление персоналом на железнодорожном транспорте / В.А. Козырев, С.В. Палкин, В.В. Корсакова: под.ред. В.А. Козырева. – Москва: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». – 2008. – 304 с.
5. Техничеcкое описание компетенции R67 «Управление локомотивом».
© М.А. Куликова, 2022