Аннотация. Настоящая статья призвана обозначить формы работы с детьми дошкольного возраста с целью формирования у них патриотических чувств к Родине через ознакомление с историей города Мензелинск.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, региональный компонент, дошкольники.
Региональный компонент признаётся одной из важнейших составляющих патриотического воспитания детей [2]. Постоянное стремление к изучению окружающего мира обуславливают эффективность использования истории родного края в качестве источника формирования патриотических чувств у дошкольников.
В практике патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации МБДОУ №7 «Берёзка» широко используется материал по истории города Мензелинск. В частности, виды города, иллюстрации его значимых исторических объектов становятся частью занятий с дошкольниками. Следует отметить, в рамках подобных мероприятий особое место занимает приём виртуальной экскурсии, организованной посредством информационно-коммуникационных технологий. Здесь главным средством обучения становится мультимедийная презентация, содержащая большой объём визуального материала. Работа с группой осуществляется в виде вопросно-ответной беседы: ребята называют знакомые им объекты, рассказывают о том, при каких обстоятельствах они их посещали, слушают краткий очерк истории транслируемых городских достопримечательностей. Концептуально важным после таких занятий нацеливать детей на самостоятельное посещение увиденных в презентации мест. Здесь обнаруживает свою необходимость работа с родителями [1]. И это может быть не только прогулка по памятным историческим местам малой Родины, но и творческие задания для самостоятельной работы. Плодотворной формой такой работы оказываются совместные детско-родительские проекты, продуктом которых оказывается альбом с фотографиями, специальная папка с распечатанными кадрами или компьютерная презентация с иллюстративным материалом «Мой Мензелинск». Также педагог может предложить семьям составить иллюстрированный путеводитель с отмеченными важными городскими объектами и их кратким описанием. Для создания такого рода материалов приветствуется использование ИКТ-средств. Также плодотворным оказывается выполнение задания по изучению карты родного города, а также по мере посещения исторических мест совместно с родителями, расстановке специальных помет в своеобразном путеводителе. Однако использование компьютерных технологий на умоляет значения очных пеших экскурсий по родному городу с обязательным рассказом педагога об истории Мензелинска. По итогам данных мероприятий зачастую педагог даёт установку на создание рисунков о родном городе. Такая форма работы предполагает создание тематической выставки в группе. Отдельно следует сказать и о том, что изображение символики города и страны является неотъемлемым элементом оформления информационных стендов в помещениях дошкольной образовательной организации. Педагог часто обращается к комментированию знаковых компонентов герба Мензелинска, флага и герба Республики и Российской Федерации.
Любовь и уважение к своей стране вырастает из знания и почитания традиций и истории малой Родины. На данном положении основывается вся работа по формированию патриотических чувств у дошкольников. Причём такая деятельность требует системности и строится на движении «от простого к сложному»: изначально педагог выступает транслятором знаний о значимых страницах истории Мензелинска, а затем воспитанники при обязательной поддержке родителей самостоятельно постигают историю родного города, создают продукты творческой деятельности, в том числе и посредством компьютерных технологий.
Список литературы:
- Гузенина С. В. Роль семьи в патриотическом воспитании личности // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2015. – 1 (1). – С. 53–59.
- Пацева Е. Н. Формирование национальной гордости в условиях регионального патриотического воспитания // КАNT. Серия: Педагогические науки. – 2020. – № 3 (36). – С. 359–362.