Экологическое воспитание дошкольников в рамках работы по международной программе «Эко-школа/Зеленый флаг».
В 2018 году наш детский сад вступил в международную программу экологического воспитания «Эко-Школа/Зеленый флаг», а в 2022 году удостоен четвертого флага.
Коллектив детского сада ведёт тесную работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В нашем детском саду стало традицией – проводить эко-конкурсы и акции «В мире нет вещей не нужных».
Так с целью привлечения внимания участников образовательного процесса к проблеме негативного влияния пластика и пластиковых пакетов на природу и на самого человека в ДОУ организована экологическая акция «Съел конфетку не сори, фантик в дело примени». Фантик – это мусор или материал для творчества? Дети вместе с родителями проявили фантазию и использовали яркие, блестящие, разнообразные фантики для удивительных поделок. Получились оригинальные и неповторимые шедевры: вазочки, корзиночки, сумки и даже маленькие лапти.
Все возрастные группы нашего ДОУ приняли участие в веселом празднике “ЭКОТУЙ”. Все атрибуты и оборудование были сделаны из бросового материала. Самая захватывающая игра для развития интеллекта «Крестики – нолики», сделана из остатков самоклеящейся бумаги, а фишки – из крышек майонезных ведерок. Мы же решили её немного усложнить и модернизировать, и тем самым продлить себе удовольствие. Играют не единолично, а командой. Перетяни канат и узнай команда, какой группы самая дружная и сильная. Конечно же, победит сильнейший, а если еще канат сделан своими руками, то удача всегда будет рядом. Воспитанники подготовительной группы сделали канат из старых штор: нарезали куски ткани, попросили кастеляншу прошить, чтобы канат был прочным и девочки с воспитателями заплели его в косичку. Получилось крепкое и прочное оборудование не только для физкультурных занятий, но и для проведения праздников с родителями. О том, что нужно развивать мелкую моторику малыша, знают, пожалуй, все. Этот навык очень важен для становления личности ребенка, и вот почему – чем старше малыш, тем больше точных и ловких движений от него требуется. Игра “Собери крышки по цвету” особенно увлекла детей Крышки соединяются между собой с помощью специальных креплений, превращаясь в полноценный конструктор. Из него можно собирать даже трехмерные фигурки.
Необычный отклик родителей вызвал конкурс моды эко-дождевиков «Весенняя капель». Почему же он необычный? А потому, что дождевики были изготовлены из бросового материала.
Активное участие в подготовке к празднику приняли родители, проявив незаурядные творческие способности, фантазию и воображение. Для пошива дождевиков были использованы разнообразные материалы и образы. Замечательные изделия из подручных средств были представлены на суд зрителей. На импровизированный подиум вышли самые маленькие воспитанники детского сада. Юные модели очень старались – демонстрировали дождевики, родители представляли модель, а зрители громко аплодировали. Ребята представили яркие костюмы из мусорных и полиэтиленовых пакетов, одноразовой посуды, разнообразного упаковочного материала. В конце праздника всем участникам были вручены грамоты.
В каждом доме всегда много бросовых материалов. Из них можно быстро и без всяких финансовых затрат своими руками смастерить оригинальный наряд. В нём ребёнок будет выглядеть модно и оригинально. Кроме того, при пошиве дождевиков, родители учли важный аспект – безопасность ребенка и нашили на изделие световозвращающие элементы. Поэтому дождевик защитит ребенка не только от непогоды, но и обеспечит безопасность на дороге.
Воспитанники и родители старших групп участвовали в конкурсе поделок «Эко – игрушка». Своими руками они изготовили из подручных материалов игрушки: картон, спички, пластилин, обрезки обоев, ткани, различные баночки и бутылочки превратились в развивающие настольные игры, мягкие игрушки и изящные композиции. Эко-игрушки они подарили малышам, обогатив предметно-развивающую среду группы.
В преддверии новогодних праздников в детском саду была организована выставка ёлочных игрушек, сделанных из бросового материала «Чудеса елочной игрушки». Творчество родителей и педагогов не имеет границ. Разнообразные ёлочки, забавные снеговики, новогодние шары, рождественские венки, звезды, гирлянды и символ года – всё сделано руками детей и родителей. Новогодние игрушки выполнены из различных материалов, представлены в разной технике: объёмные и плоскостные игрушки, сшитые из ткани и фетра, украшены лентами, бусинами, стразами.
В конкурсе «Эко-рюкзачок» дети представили яркие рюкзаки из старой куртки, мусорных и полиэтиленовых пакетов, обоев, разнообразного упаковочного материала. Для соблюдения безопасности ребенка на изделие световозвращающие элементы.
Конкурсы проводятся для привлечения внимания детей и взрослых к проблеме переработки отходов и сбора вторичного сырья, воспитания экологически грамотного поколения. Кроме того, совместное творчество детей и родителей объединяет семью, приносит радость и вдохновляет на новые свершения.
Музыкальные руководители создали уникальную коллекцию «Веселый оркестр», из бросового материала. Для изготовления использовались ореховая скорлупа, металлические крышки от бутылок, пластмассовые капсулы и многое другое.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Воспитатели и родители средней группы создали своими руками метеоприборы для метеостанции (дождемер, ветродуй, снегомер, календарь природы). Работа на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой.
«В мире нет вещей не нужных» – вторая жизнь старых вещей может быть гораздо увлекательнее первой. Неисчерпаемая фантазия воспитателей и родителей и умелые руки детей и все, что есть под рукой, могут превратить, любую старую вещь в настоящий шедевр.
Международная программа «Эко школа/Зеленый флаг» – мощный стимул к практическому действию. Воспитанники не просто закрепляют теоретические знания, а приобретают практический опыт, не только знакомятся с экологическими правилами, но учатся применять их в своей деятельности.