В современном российском обществе, переживающем сложный переходный период, осуществляются грандиозные по масштабам и исторической значимости процессы модернизации. Технический прогресс, бесспорный в материальном плане, сопровождается снижением духовности. Во внешней культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, чувства, иностранное влияние, которые за последнее десятилетие опасно возросли. Человек частично теряет себя, сознание его не успевает в своем внутреннем развитии за внешней культурой. Личность утрачивает сопротивляемость по отношению к соблазнам, идет разложение нравов, подмена ценностей.
Первой реформаций сопровождается социальными потрясениями, в которых неокрепшая душа подростка, молодого человека чаше получает негативный опыт. Культурный «голод» испытывается значительным количеством подростков и молодёжи. Наблюдается резкое снижение посещаемости учреждений культуры: театров, музеев, библиотек; слабая востребованность молодёжью творчества людей искусства, писателей, журналистов.
Во имя выживания и прогресса во все времена человечество реализовывало общечеловеческую задачу передачи опыта предков новым поколениям. Сегодня задача ретрансляции духовных ценностей человечества приобретает всё большее значение. Законы и правила, выработанные временем, многотысячелетний опыт способствовали решению педагогических задач и не утратили своего практического, значения и сегодня.
В практике передачи накопленного духовного опыта и духовных ценностей ведущее место может принадлежать народной культуре. Задачу многопланового и поливариантного воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение молодежи к духовному наследию человечества, усвоение русской народной культуры как части общечеловеческой культуры. Приобщение молодежи к русской народной культуре является средством «мягкого», гуманного воспитания человека нового, открытого, демократического общества; помогает преодолеть разрыв, отчуждение и обособленности опыта, культуры, традиций разных поколений.
Благоприятным фактором является то, что в последнее время интерес к
народным семейно-бытовым традициям, народным песням и танцам, промыслам и ремеслам, народной философии и педагогике сильно возрос. Интерес ко всем граням народной культуры обусловлен следующими причинами.
Во-первых, это способность традиций к сплочению народа в одно духовное целое (т.к. обычаи и обряды едины и общеобязательны, а, следовательно, объединяют всех живущих представителей данного народа друг с другом).
Во-вторых, традиционная культура — это средство связи живущих с предками (обряд совершается так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединяет народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен). Объединение людей в рамках своей культуры и передача, сохранение с ее помощью этнического стереотипа поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива, — эти свойства стали важнейшим элементом народной жизни и заставляют нас с максимальной тщательностью изучать нашу народную культуру, они позволяют почувствовать целостность мира культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуры, разорвать цепь времен и поколений.
В-третьих, без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно пробудить у молодежи интерес и уважение к культуре других народов, ведь Россия — одно из наиболее крупных государств с многоэтничным составом населения. Русская традиционная культура оказывается той естественной формой самовыражения народа, на основе которой возможно подлинное взаимопонимание различных этнических групп. Только полноценное владение языком собственной культуры позволяет понять язык культуры различных народов. Уважение к собственным традициям способствует восприимчивости по отношению к другим этническими традициям.
Кроме того, в глубинах культуры своего народа мы обнаруживаем пласты, обладающие свойствами архетипического. Наверно, именно фольклорные традиции на протяжение тысячелетий выступали в качестве универсального средства межэтнического общения, основой которого являются общечеловеческие ценности. Таким образом, осознанное и многомерное овладение национальными традициями своего народа создает предпосылки не только к самоутверждению, но и к взаимопониманию между разными этническими группами.
При всем многообразии средств народной педагогики в ней все дифференцированно, для тщательно продуманно, все – на месте. Бестолковое, случайное отбрасывается — тысячелетиями происходит естественный, интеллекту, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом
ряду средств занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому
возрасту соответствуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения
до смерти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его
сознание и поведение. Вот почему ее с полным основанием можно отнести к
комбинированным средствам народной педагогики.
В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты
народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем несравнима. Песни
уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической, Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем
загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего, поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущности личности. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Учёные доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. У итальянцев есть побудительные песни – чтобы младенец проснулся в хорошем настроении и встречал наступающий день в радости.
В народных песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обуславливает образовательно – воспитательную функцию песен. Главное назначение песен – эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они – одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п. В песнях содержатся и призывы в труде создавать прекрасное (красивые ткани и вышивки, красивые предметы домашнего обихода) и красиво выполнять любую работу.
Есть немало народных песен, в которых специально говорится об уме, о
нравственности. Песни так же, как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой -представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности. Песни содействуют эстетическому, нравственному воспитанию и непосредственно (действиям, делом, предоставлением возможности упражняться), и опосредованно (раскрытием задач и значения той или иной составной части воспитания в общем процессе развития и формирования личности).
К сожалению, глубокий мир песенно-танцевального фольклора для многих остается совершенно неведомым. Одной из причин непопулярности народного искусства в среде молодежи является отношение к традиционной
культуре как наследию отжившего, далекого, неграмотного прошлого.
Знакомство с народной культурой следует начинать с детства, через доступные сознанию детей сказки, мифы, былины, игры, художественный язык народа, предметный мир, главное в котором — духовное начало. Не случайно, мера духовного, единое вселенское чувство добра и красоты, народное мировоззрение пронизывало все в быте предков: от малой вещи до произведения искусства, каждая вещь отражала идею, и, в свою очередь, каждая идея была заложена в вещи.
Итак, народная культура и яркое ее воплощение – народная песня – вы-
ступают как важнейший фактор будущего возвращения России к ее национальному пути развития, для которого остро необходимо органическое единство традиций и новаций, социокультурной преемственности поколений. Овладение всем многообразием фольклорных песенных жанров будет способствовать раскрытию личных качеств и способностей молодежи и, в то же время, создаст среду совместной творческой деятельности представителей различных поколений россиян.
Литература:
- Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки
журналиста / 3.П. Васильцова. 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988.
- Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб.
заведений / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогичка: учеб. для пед. вузов / А.В.
Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
- Попова, Т.О. О песнях наших дней / Т.О. Попова. – М.: Музыка 1969.
- Огородников, И.Т. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. институтов
/ И.Т. Огородников. – М.: Просвещение,1968.