Кочнева Юлия Сергеевна
воспитатель
МБОУ «Большеполянская ООШ»,
Алексевский район,
с.Большие Полянки, Республика Татарстан
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: обобщить знания детей о профессиях людей.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
Развивающие: развивать познавательный интерес, речь, мышление, внимание.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду людей разных профессий, определить значимость этих профессий.
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: экскурсии и наблюдение за людьми, работающими в детском саду; беседа «Какие бывают профессии? »; чтение художественной литературы о профессиях, чтение сказки Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»; рассматривание набора картинок «Кем быть?», презентации «Все профессии важны», дидактические игры «Кто что делает?», «Назови профессию», лото «Кому, что нужно для работы», разрезные картинки «Профессии»
Форма проведения: совместная образовательная деятельность.
Оборудование: воспитатель в костюме Незнайки (или кукла Незнайка); картинки с изображениями профессий: учителя, врача, повара, пожарного, почтальона, продавца; атрибуты для разных профессий: метла, градусник, ножницы, нож, расческа, кисточка, половник, весы; сигнальные карточки двух цветов ( красные и зеленые), аудиозапись фонограммы.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент (дети сидят на подушечках для организации беседы)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости!
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Это я, Незнайка. Вы ,наверное, читали книгу про меня и моих друзей? А я сейчас проверю: где я живу? Как зовут моих друзей?
Ребята, мне нужна ваша помощь в одном важном деле! В моем Цветочном городе все коротышки чем-то заняты (дети подсказывают педагогу кто и чем занимается): Тюбик рисует, Пилюлькин всех лечит, Винтик и Шпунтик вечно что-то чинят. Один я никак себе занятия по душе не найду! Пробовал рисовать, сочинять – все смеются или обижаются на меня! Ничего не получается! Друзья говорят: чтоб что-то получилось, надо какие-нибудь профессии освоить. А что за профессии? Какие они бывают? Не могу никак разобраться! Совсем запутался! Помогите мне, пожалуйста».
Кто она вообще такая?
Где ее мне получить?
Ничего то я не знаю!
Трудно мне Незнайке жить!
Воспитатель: Ребята, мы поможем Незнайке узнать о профессиях? (Конечно, поможем.)
Воспитатель: А как мы, дети, сможем Незнайке помочь? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы можем рассказать о профессиях, показать инструменты, необходимые для труда, показать специальную одежду для профессий, поиграть в игры, почитать о профессиях, нарисовать рисунки и т.д.
Воспитатель: Незнайка, мы с ребятами сегодня расскажем о разных профессиях, а ты внимательно нас слушай.
2. Беседа о профессиях (дети переходят к рабочему столу №1, на котором разложены картинки разных профессий).
Незнайка: А что это за картинки у вас? Люди какие-то нарисованы! (Это картинки профессий)
-Ребята, а вы знаете, что такое профессия? (Профессия – это то, что люди умеют делать, их работа.)
А вы сами знаете, какие бывают профессии? Назовите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Ребята, каждый берет по одной картинке, прикрепляет ее на доске магнитом и рассказывает, как называется эта профессия и что этот человек делает. Например: Незнайка, это профессия учителя, он учит детей в школе.
(Дети называют по одной профессии. Если кто-то из детей затрудняется или называет неправильно, то воспитатель просит остальных найти ошибку и помочь)
Незнайка: Ой, как интересно!
3. Дидактическая игра «Чтение с остановками» (дети переходят к доске- прием развития критического мышления)
А сейчас я вам прочитаю стихотворения о профессиях, когда я буду делать паузы, вы должны подумать, подсказать мне название профессий.
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит… (Пожарный)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят.
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…(Строитель)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит…(Шофер)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель –
Проведет урок… (Учитель).
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь –
Как лечиться, знает… (Врач).
Незнайка: Какие вы молодцы, ребята! Все слова правильно отгадали и подсказали!
4. Дидактическая игра «Верные и неверные суждения» (прием развития критического мышления), (дети переходят к стульчикам, присаживаются)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру, где вы не будете говорить ответ вслух, а показывать цветом сигнальной карточки: если я назову верное утверждение – поднимаете зеленую карточку, а если неверное- то красную)
(Дети поднимают красную карточку на неправильное утверждение, а зеленую – на правильное утверждение).
– строитель работает в белом халате
– повар умеет готовить еду
– пожарный разжигает огонь
– почтальон разносит пиццу
– водитель должен знать правила дорожного движения
– врач умеет делать прически
Незнайка: Какая интересная игра! Можно молчать, но отвечать!
Воспитатель: Незнайка, я приглашаю ребят и тебя на веселую зарядку! Но зарядка у нас тоже непростая, она о профессиях!
5. Физкультминутка «Если хочешь кем-то быть, то делай так!» (прием здоровье сберегающей технологии),
(дети переходят в активную зону группы, включается аудиозапись фонограммы. Дети имитируют движения, соответствующие тексту).
Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…
Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь стать ты землекопом, делай так…
Хочешь стать ты лесорубом, делай так…
Если хочешь стать спортсменом, делай так…
Если хочешь быть шофером, делай так…
Если хочешь быть жонглером, делай так…
Если хочешь быть солдатом, делай так…
Если хочешь стать певцом, то делай так…
Все, закончилась игра!
6.Игра «Кому что нужно для работы?» (прием развития критического мышления),
(дети переходят к рабочему столу №2, у которого находится тележка с предметами)
Воспитатель: Незнайка привез нам целую тележку разных предметов. Он просит вас помочь и назвать, кому, что нужно для работы? Вы будете по очереди доставать один предмет, называть, что это, кому из профессий этот предмет нужен и что им делают.
Например: Это молоток он нужен строителю, чтобы забивать гвозди и т. д
(Дети по очереди выбирают предмет и рассказывают о нем по образцу)
Нож нужен повару, чтобы нарезать продукты
Ножницы нужны парикмахеру чтобы подстричь волосы
Метла нужна дворнику чтобы подметать улицу
Градусник нужен врачу, чтобы измерить температуру
Расческа нужна парикмахеру, чтобы расчесывать волосы
Кисть нужна художнику, чтобы рисовать картины.
Половник нужен повару, чтобы наливать суп.
Весы нужны продавцу, чтобы взвешивать товары
А сейчас, ребята, давайте расскажем Незнайке, кто из этих профессий что делает.
7. Дидактическая игра «Кто что делает?» (прием развития критического мышления),
(дети переходят в активную зону группы)
Воспитатель: Я называю профессии, а вы отвечаете и показываете, какие действия они выполняют.
Например: Повар (варит, чистит, жарит, режет, готовит).
Пожарный (тушит пожар, спасает людей).
Продавец (продает, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает).
Парикмахер (стрижет, расчесывает, подстригает, моет волосы, красит волосы, делает прически).
Дворник (подметает, убирает мусор).
Врач (лечит, слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру)
Водитель (водит, везет, заливает бензин)
Строитель (строит, укладывает кирпич, пилит, забивает гвозди)
Незнайка: Я и не знал, что столько много нужно уметь делать!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая профессия самая главная и нужная? Есть такая профессия? (Нет, все профессии важные и нужные) Ребята, профессий очень много, каждая по- своему хороша.
8. Рефлексия
Воспитатель: Ну, что Незнайка, помогли мы тебе узнать о профессиях?
Незнайка: Спасибо, друзья! Вы так много знаете о профессиях! Теперь я понял, что такое профессия и что их бывает много, и все они полезные и нужные! Я обязательно научусь какому-нибудь делу и расскажу вам! До свидания, ребята!
Дети: До свидания Незнайка!
Воспитатель: Ребята, Незнайка принес для вас раскраски разных профессий, и вы сможете их раскрасить и дома рассказать родителям о нашей с ним встрече. До следующей встречи!
Список использованной литературы:
- Арефьева Л.И. Лексические темы по развитию речи детей 4-5 лет.- Методическое пособие. М: ТЦ Сфера. 2008 г
- Шорыгина Т.А. «Профессии. Какие они?», Книга для воспитателей, родителей, гувернеров, Гном и Д, Москва, 2008г.
- Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2