Павлова Лейсан Наильевна
учитель-логопед
МБДО Рыбно-Слободский
детский сад «Березка»,
пгт. Рыбная Слобода, Республика Татарстан
Цели: формировать лексико- грамматический строй речи и развивать связное высказывание.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
– расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос».
– закреплять у детей умение составлять простые предложения на основе вопросов;
– закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде числе.
– активизировать словообразовательные процессы, употребление наименований, образованных за счет словосложений;
– закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
Коррекционно- развивающие:
– развивать понимание речи
– развивать фонематический слух и восприятие;
– развивать зрительное внимание и восприятие;
– развивать общую и тонкую моторику, координацию речи.
Коррекционно- воспитательные:
– формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, мотивацию к обучению;
– воспитывать нравственные качества.
Логопед. Подняв голову к небу, мы часто задаем вопрос «Где начало и где конец космоса?». Мир звезд богат и разнообразен. В безоблачный, ясный вечер небо усыпано множеством звезд- это огромные, горячие, огненные шары, похожие на Солнце. Мы живем на планете, которая называется Земля. Вокруг нашего солнца ещё 8 планет. Это солнечная система.
Я для вас приготовила загадку. Хотите ее отгадать?
Человек сидит в ракете
Смело в небо он летит.
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Кто это? (космонавт)
Правильно, это космонавт. А кто такой космонавт?…
Каким должен быть космонавт?…
А вы хотели бы стать космонавтами?….
Тогда я приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где мы с вами пройдем спец.подготовку. Приглашаю вас в космический класс.
Логопед. Ребята, вы уже сказали, чтобы стать космонавтом нужно быть смелым и отважным, умным и конечно же здоровым. Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм- делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы свой день в космическом классе начнем самомассажа.
Самомассаж лица:
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Подбородок разотрем,
Дружно губки пожуем,
Там живет наш язычок.
Пусть погреется дружок.
Логопед.Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом артикуляционная гимнастика. Давайте и мы с вами сделаем гимнастику.
Арт.гимнастика.
Упражнения «Лягушка-слоник», «Иголочка», «Лопатка», «Часики», «Лошадка».
Логопед. Кроме хорошего здоровья, космонавты должны быть ещё и умными, согласны? Тогда отгадайте мою загадку.
Рассыпался горох на тысячу дорог.(звезды)
Говоря, что звезды очень трудно считать. А не хотите ли вы попробовать это сделать?
Одна мигающая звезда, две…
Одна огненная комет, две…
Одна космическая станция, …
Посчитали, молодцы.
Логопед.А сейчас давайте мы с вами соберем семейку слов к слову звезда. (Посередине на ковер положить картинку звезды, а затем по кругу раскладывать картинки слов, которые образовали дети).
Как можно назвать звезду ласково? Звездочка
Если на небе много звезд, то оно какое? Звездное
Как можно назвать космический корабль, летящий к звезда? Звездолет
Человек, который считает звезды? Звездочет
А как называется явление, когда звезды падают с неба? Звездопад.
А как можно назвать скопление звезд на небе? Созвездие
Логопед.Молодцы.Вот видите, какая большая «семейка» получилась у нас к слову звезда.
(Вернуться обратно за парты).
Логопед.Ребята, когда вы станете космонавтами, вам нужно будет передавать в центр управления полетами информацию о космических объектах. Давайте попробуем. Я буду называть по два слова, а вы из этих двух слов должны составить одно слово.
Луна, ходить- …
Звезда, лететь-…
Звезда, падать-…
Длинный, хвост-…
Молодцы. Очень хорошо справились заданием.
Логопед. Иногда на ракетах и космических кораблях случается перегруз. Как вы думаете, чтобы у на такого не случилось, что нужно сделать. Следующее задание такое, вам нужно определить что лишнее. (задание со слайдами).
– скафандр, барабан, ракета.
– земля, луна, дерево.
– корабль- космонавт, спутник, лодка.
Молодцы.
Логопед.Ребята вы такие молодцы. Все задания выполняете безошибочно. И мне кажется, что после стольких заданий вы наверно проголодались. Давайте поедим кашу. Но чтобы её поесть, её нужно сварить. А варят кашу из крупы. Вам нужно определить в каком шарике какая крупа, и какая каша получится из этой крупы.
–каша из риса- рисовая
– каша из гречки-…
-каша из манки-…
– каша из овсянки-…
-каша их пшенки-…
-каша из геркулеса-…
-каша из гороха-…
Молодцы.
Логопед. Ребята а вы знаете , что в космосе ещё и опасности бывают. Мы можем попасть в зону метеоритов.Чтобы благополучно преодолеть её, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты.
(Встать на палас.Игра с мячом)
Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
(Звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, созвездие, скафандр).
Молодцы.
Логопед. А сейчас мы с вами поучимся управлять космическим кораблем. Хотите?
Возьмите себе листочек (небо). Положите перед собой.
Положите солнце посередине неба.
Маленькую звезду в верхний правый угол.
Луну в нижний правый угол.
Большую звезду положите в левый верхний угол.
Возьмите ракету и полетели.
Подлетела к большой звезде, облетели вокруг солнца, остановились около луны, пролетели над солнцем, затем под солнцем. И остановилось рядом с маленькой звездой.
Все благополучно приземлились? Молодцы.
Рефлексия.
Вот и все.
Закончилисьуроки
В школе юных космонавтов.
Кто собой доволен,
Руку поднимите,
На пальчиках оценку
За задания покажите.
Все пятерки! Это ясно.
А вы гости,
Как согласны?
Лично яребят хвалю,
Я таких трудяг люблю.
Ребята вы успешно прошли подготовку в школе будущих космонавтов. И за это вы получаете дипломы.