Колесниченко Наталья Александровна,
Исламова Гульнара Мухаметхановна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №129 «Белоснежка»,
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Цель: развивать предпосылки формирования логического мышления дошкольников в совместной игровой деятельности.
Задачи:
– упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать по величине, умение считать и распознавать цифры до 5;
– продолжать знакомить детей с видом головоломок, овладения способом и правилом их решения;
– развивать наглядно-образное, логическое мышление, целостность восприятия, проявлять познавательный интерес, инициативность, целеустремлённость, веру и возможности в ходе самостоятельно выполненного задания;
– прививать стремление оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Оборудование и материал:
Демонстрационный материал: презентация, музыкальное сопровождение, игровое поле «Твистер», геометрические фигуры – «заплатки», цветы красные (5 шт.) и желтые (4 шт.), наборное полотно, цифры.
Раздаточный материал: плоскостной игровой набор «Мир головоломок» «Складушка» (карточки «Колобок»), кочки большие – маленькие, карточки – деревья.
Словарная работа: «Складушки», красный, желтый, зеленый.
Индивидуальная работа: закрепить умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево)
Ход ООД:
Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся по–сказочному, вместе произнесём волшебные слова:
Стоит сказок теремок, (Руки «шалашиком»)
Он ни низок, ни высок. (Руки «полочкой»)
Двери открываются, (Руки в стороны)
Сказка начинается. (Поклониться)
Ребята, а вы любите сказки?
Сказок существует большое множество. И в любой сказке всегда есть волшебство, чудо, добро обязательно побеждает зло. Сегодня мы с вами отправимся в одну волшебную сказку. Давайте встанем в круг, и произнесем волшебные слова, будьте внимательны и выполняйте движения вместе со мной.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг, выполняют упражнения в соответствии с текстом (в нужную сторону ведут сами).
В круг широкий, вижу я,
Встали все ребята.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествие начнем.
Ребята! Нам пришло волшебное письмо (достаёт красный конверт и читает). В тридевятом царстве-государстве у царя и царицы была дочь принцесса. Случилась у них беда. Налетел на царство Змей-Горыныч и похитил принцессу. Тогда царь издал указ, что большую награду даст тому, кто освободит принцессу, и послал трех гонцов во все стороны известить об этом указе. Много было храбрецов-удальцов, которые хотели бы ей помочь, но никто не знал дорогу к Змею-Горынычу. И вот царь с царицей решили написать письмо в наш детский сад и попросить помощи у ребят. Поможем отыскать Змея?
(Ответы детей)
Нам надо отправляться в сказку. Но скажу я вам, ребята, по секрету, что путешествие это нелёгкое. Придется нам трудности повстречать, с задачами сложными справится, препятствия одолеть. Нам надо быть смелыми, ловкими, внимательными. Если вы не испугались, то хлопните 3 раза в ладоши.
На чём можно попасть в сказку? (варианты ответов, в том числе ковёр-самолёт). У меня как раз есть ковёр-самолёт! (разворачиваем «ковёр», а там дырки в виде геометрических фигур).
Ой, ребята, что с ковром? (варианты ответов). Поможете починить ковёр? (на подносе лежат геометрические фигуры; дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
А какие геометрические фигуры вам напомнили заплатки (круг, квадрат, треугольник).
Теперь садитесь на ковер и полетели (Волшебная мелодия).
Звучит мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в королевство.
Вот и попали мы в сказку. И на нашем пути, посмотрите, болото большое, не проходимое, заколдованное. И перейти это болото можно только по кочкам.
Игра «Найди пару»
Ребята, посмотрите, кочки одинаковые по размеру? (Нет).
А какие? (большие и маленькие).
Возьмите маленькую кочку в правую руку, а большую в левую. Что можно с казать о величине кочки в правой руке по сравнению с величиной кочки в левой руке? (кочка в правой руке меньше, чем кочка в левой руке).
Давайте мы справа выложим дорожку из больших, а слева из маленьких кочек и пройдем по ним.
Молодцы ребята справились мы с заданием, отправляемся дальше в путь.
Предлагаю вам присесть на стульчики.
Это логические задачки, давайте их скорей решим. Будьте внимательны.
Игра головоломка «Колобок»
Воспитатель предлагает (составить портрет принцессы из 4 квадратных фишек, ориентируясь на схему).
Молодцы ребята справились мы с заданием, отправляемся дальше в путь, ой, а что это там впереди?
(На фланелеграфе цветы- 5 красных и 4 желтых)
Посмотрите, какая необычная поляна, она, наверное, волшебная, какие сказочные цветы выросли на полянке.
Давайте мы для принцессы соберем букет.
Дидактическая игра «Собери букет»
Скажите, цветы одинаковые? (разные)
Чем они отличаются? (цветом)
В первый ряд нужно выложить желтые цветы.
Во второй ряд красные.
Дарина будет выкладывать желтые цветы, а Тимур красные.
Дарина, сосчитай сколько желтых цветов? (4)
Тимур, сосчитай сколько красных цветов? (5)
Что мы можем сказать про желтые цветы? (их меньше, чем красных)
Что мы можем сказать про красные цветы? (их больше, чем желтых)
Что нужно сделать, чтобы цветов стало поровну? (нужно убрать один красный).
Молодцы ребята и с этим заданием мы справились.
Минутка для отдыха
Дети встают напротив экрана и повторяют движения под изображения и музыку.
Ну что отдохнули? Тогда идем в путь. Перед нами дремучий лес. Чтобы его пройти, нужно расставить деревья по высоте. А начнем с самого высокого дерева. С какой стороны мы начнем расставлять деревья? (Слева направо). (Дети расставляют деревья за свои рабочим местом). Расскажите, как вы расставили свои деревья (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое).
(Звучит тревожная музыка).
На экране появляется Змей – Горыныч.
Змей-Горыныч: Зачем пожаловали?
Дети вместе с воспитателем: Освободить принцессу.
Змей – Горыныч: Отдам Вам Принцессу. Если вы выполните мои задания. Первое задание. Я заколдовал все цифры, они забыли свои места и перепутались.
Помогите каждой цифре встать на свое место. Расставьте их по порядку от меньшего числа к большему.
(Цифры от 1 до 5 лежат на столе в разброс).
Ну что ребята, приступим?
Каждый ребёнок выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 5.
Игра «Назови соседа»
Какую цифру вы поставили между цифрами 3 и 5?
Какую цифру вы поставили между цифрами 1 и 3?
Вы отлично справились и с эти заданием.
Теперь каждая цифра заняла нужное место в числовом ряду.
Змей – Горыныч: Какие умные ребята, не думал я, что вы так быстро справитесь с заданием! Забирайте свою Принцессу пока я не передумал!
Слайд с Принцессой: Спасибо вам, ребята! Я верила, что вы меня в беде не бросите, за то, что вы меня освободили, я хочу подарить вам книгу с русскими народными сказками.
Ребята, давайте поблагодарим Принцессу за такой подарок. Эту книгу мы с ребятами обязательно прочитаем. До свидания.
Принцесса: До свидания, ребята!
Звучит мелодия, воспитатель приглашает детей на ковёр – самолёт.
Ребята, мы сегодня много помогали сказочным героям, но пора нам возвращаться в группу, занимайте места на ковре-самолете.
С вами мы опять в полете на ковре на самолете,
Вправо – влево, вверх – вниз.
В группу коврик приземлись!
Вот и закончилось наше путешествие, ребята, понравилось ли оно вам? Где мы сегодня побывали? Что помогло нам в путешествии? А какие задания понравилось выполнять больше всего? А что было трудного? (ответы детей). Вам понравилось играть со «Складушками»? Давайте сложим их в конверт до следующего занятия.
А теперь давайте скажем нашим гостям: «До свидания!».
И отправимся рассматривать подарок Принцессы в группу!