«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь»
В. О. Ключевский
Свое сочинение мне хочется начать мыслями великого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель».
Свою педагогическую деятельность я начала в 1997 году преподавателем истории и обществознания. Было очень трудно. Только спустя несколько лет я поняла, что не ошиблась в выборе профессии, появился устойчивый интерес к педагогической работе, стремление знать больше и делиться новыми знаниями с окружающими. Действительно, педагогическая деятельность по самой своей природе носит творческий характер. Ведь успешный педагогический труд связан с необходимостью обновления применяемых методов, форм и средств обучения. Постепенно я пришла к пониманию цели своей педагогической деятельности: это повышение профессионального уровня, саморазвитие, совершенствование методик и освоение инновационных технологий обучения.
Мы живем в 21 веке. Изменилось все: появились высочайшие технологии, которые изменили людей, общество, школу. Современный учитель постепенно уходит от традиционной формы ведения урока. В своей работе я привлекаю учащихся к самостоятельной деятельности, при этом использую групповую форму проведения урока, вовлекаю в проектную деятельность с использованием ИКТ. Последняя форма особенно интересна. Проект- это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной и самостоятельной деятельности, осуществляемый под руководством учителя, направленный на решение исследовательской проблемы и достижение определенного результата. Ведь успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определять перспективную траекторию развития, используя при этом информационные источники, учиться и получать практические навыки построения определенного алгоритма действий для реализации своих планов, оценивать, удалось ли достичь поставленных целей. В результате проектной деятельности реализуются такие важные навыки, как умение анализировать ситуации, строить и изменять план деятельности, вырабатывается умение применять знания в новых ситуациях, работать в коллективе.
Важной частью деятельности педагога является воспитательный процесс. Очень точно по этому поводу сказал Д.Менделеев: «Обучение без воспитания – меч в руках сумасшедшего». В основе воспитания находятся вопросы развития общечеловеческих ценностей, гуманности, милосердия, сострадания, уважение к жизни и здоровью человека. На учителях истории лежит ответственная задача воспитания достойной личности. Моя деятельность, как педагога, направлена на реализацию требований современного образования: развитие личностного и духовно-нравственного потенциала, активизация познавательной деятельности учащихся на основе внедрения инновационных технологий, формирование патриотического сознания, активной жизненной позиции, обучение школьников валеологической и политической культуре. В воспитательной работе с классом мне помогают знания по психологии, конфликтологии, обществознанию, философии. Особый интерес у учащихся вызывают тематические классные часы, связанные со здоровым образом жизни. С этой целью я разработала программу валеологического воспитания школьников, которая интересна тем, что учащиеся получают знания по многим направлениям. Это «Здоровый человек», «Человек и Вселенная», «Формирование человека будущего», «Заповеди здоровья», «Человек и свобода». Все содержание программы направлено на то, чтобы учащиеся научились понимать цель существования человека, познавать себя, открывать новые грани своих возможностей, активизировать стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.
Мой жизненный девиз – делать людям добро, я стараюсь помочь тому, кто рядом, а профессиональное кредо – регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени в котором живу и месту, которое занимаю. Я стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, учу своих школьников проживать каждый день наполнено, чтобы успеть сделать много полезного для себя и других. Здесь уместно привести слова Д.Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием». Многие афоризмы и цитаты я предлагаю ученикам записывать в рабочую тетрадь и прочитывать каждый день. В своей работе я стараюсь следовать педагогическим принципам Ж.-Ж. Руссо, которые мне близки по содержанию и соответствуют духу времени:
– содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам».
– знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны;
-необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
Будущее любой страны зависит от профессий учителя, врача и инженера. Именно они являются показателем здорового общества и сильного государства, потому что учитель отвечает за душу человека, врач – за здоровье, инженер – способствует прогрессу страны. Я счастлива, что судьба привела меня в одну из благороднейших и почитаемых профессий в мире – УЧИТЕЛЬ!