Саитова Альфия Радиковна
педагог-психолог
МБДОУ «Д/с № 37 «Сказка»,
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, который обеспечивает общее развитие ребенка, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем знаний и умений, и усвоения различных видов деятельности.
В связи с тем, что в последнее время наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития, возникает необходимость в коррекционной и развивающей работе педагогов-психологов с данной категорией детей.
Я работаю в коррекционном детском саду с детьми с нарушениями речи. Дети, имеющие нарушения речи, имеют свои особенности развития. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Так же могут наблюдаться нарушения общих движений (плохая координация, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности), снижены коммуникативные способности, в том числе, за счет того, что им сложнее выражать свою мысль словами. Эмоционально-волевая сфера также страдает. У ребенка можно наблюдать: эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость, раздражительность, неспособность к длительным волевым усилиям, снижены навыки самоконтроля за собственным поведением. У детей с нарушениями речи обычно истощаемая нервная система, что отражается в повышенной утомляемости, дети быстро устают от умственной нагрузки.
Изучив многие интересные разработки и обучающие технологии, адаптировав их в соответствии с контингентом детей, их возрастом, уровнем речевого развития, интересами и потребностями, применяю в своей практической деятельности игровые технологии.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.
В работе с детьми с нарушениями речи стараюсь сочетать упражнения на развитие различных когнитивных процессов. Это игры и упражнения на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Например, пальчиковые игры дополнительно развивают слуховую и моторную память, учат концентрировать и переключать внимание; упражнение на корректурную пробу, развивает не только качественные характеристики внимания (концентрацию, объем, распределение), но и память, мелкую моторику.
Приходя в школу, ребёнок должен уметь хорошо ориентироваться на листе бумаги. Эти навыки применяются практически на всех уроках. Поэтому, одной из задач дошкольной подготовки является обучение ориентировке на листе бумаги. Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что многие дошкольники испытывают значительные трудности в ориентировке на плоскости. Это выражается в том, что дети путают правую и левую стороны, не выделяют строчки и столбики, не видят границы клетки, не могут найти углы, середину листа и дать им словесное обозначение.
В связи с этим, мною разработана многофункциональная игра «Умный коврик», которая помогает решать задачи пространственной ориентации, развитие логического мышления, развитие речи, развитие внимания, памяти, мышления, воображения. умения классифицировать.
В комплект данного пособия входят 8 мягких ковриков, вырезанные из фетра солнышки, цветы, деревья, облака, геометрические фигуры разных цветов, разноцветные поролоновые губки, нитки шерстяные разных цветов и размера, нарезанные и свернутые в круг, камушки «Марблс», карточки с эмоциями, карточки по темам (овощи, фрукты, деревья, одежда, обувь, животные, грибы, ягоды) набор цифр, букв, силуэты лиц для конструирования эмоций, блоки Дьенеша, набор игрушек из киндер сюрпризов.
- Игра «Расставим по местам» (приложение № 1)
Цель: учить детей ориентироваться на коврике; выделять его верхнюю и нижнюю стороны; закрепить понятия «над», «под».
По заданию психолога дети располагают на своих ковриках различные фигурки, например, в правый верхний угол солнышко, в левый верхний угол облачко, в левый нижний угол елочку, в центр располагают квадрат, в правый нижний угол цветок, над квадратом треугольник. Затем проговаривают, уточняя где какой предмет расположен. Модификация данной игры: дети делятся на пары, один из детей работает на коврике, другому дается карточка с нарисованными на ней предметами. Ребенок объясняет своему товарищу где какой предмет расположен. Играть можно и с камешками «Марблс»
- Игра «Нарисуй и раскрась. (Приложение № 2)
Цель: развивать воображение, мелкую моторику, межполушарное взаимодействие.
Психолог предлагает детям нарисовать с помощью ниток и раскрасить любой предмет. Дети выкладывают обеими руками контур любого предмета (собака, кошка, автомобиль, дом), затем дети раскрашивают свой предмет с помощью камушков «Марблс»
- Игра «Конструктор эмоций» (Приложение №3)
Цель: помочь ребенку понимать эмоциональные чувства других и свои.
Психолог предлагает «смоделировать» лицо доброго человека, веселого,
злого, удивленного и т.д. Дети выкладывают с помощью деталей из фетра глаза, бровь нос, губы.
- Игра «Эмоции» (Приложение № 4)
Цель: упражнять в распозновании эмоций и их выразительном проявлении, понимать, чем они вызваны и под влиянием чего меняются, развивать память, внимание.
На каждой карточке изображены эмоции. Дети называют каждую эмоцию, и рассказывают, когда человек или ребенок бывает в таком состоянии. Затем каждая картинка переворачивается, ребенок вспоминает и называет каждую картинку.
- Игра «Найди пару» (Приложение № 5)
Цель: упражнять в способности классифицировать предметы по различным признакам.
Психолог предлагает положить на верхнюю полоску несколько фигур из набора «Блоки Дьенеша». Затем предлагается на нижней полоске положить предмет отличающейся одним, двумя или тремя признаками от верхней фигуры.
- Игра «Составь слово» (Приложение № 6)
Цель: развивать фонематическое восприятие, элементы звукового
анализа: выделять в словах первый звук и составлять из первых звуков слово.
Психолог предлагает по первым звукам картинок составить слово, затем составить данное слово из букв.
- Игра «Убери лишнее»
Цель: развитие логического мышления и речи ребенка.
Детям предлагается убрать лишнюю картинку, объяснить почему именно этот предмет «лишний»
- Игра «Расскажи историю» (Приложение №7)
Цель: способствовать развитию речи, воображения.
Психолог предлагает выбрать из контейнера семь любых камешков «Марблс». Ребенок выкладывает камешки цепочкой. Затем придумывает последовательный рассказ ассоциируя каждый цвет предмета с чем-либо из своего опыта. Либо ребенок берет любимые игрушки из киндер сюрпризов и придумывает историю что случилось с его любимыми игрушками.
- Игра «Подбери цифру» (Приложение №8)
Цель: формировать математические способности, умение соотносить количество предметов с определенной цифрой.
Психолог предлагает ребенку выложить на верхней полоске коврика определенное количество предметов, затем подобрать к ней соответствующую цифру. Затем предлагается ребенку выложить другие предметы в нижней части коврика, затем подобрать соответствующую цифру к этим предметам в нижней части коврика. Затем сравнивается количество предметов. Ребенок называет В какой части полоски больше предметов, а в какой части меньше.
Список литературы:
- Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи». М.: «Книголюб» 2004г. (Специальная психология)
- Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.
- Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо
- И.В. Ковалец «Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере». Изд-во «Владос»2003г.
- И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Психологический практикум. М.: «Книголюб» 2003г.
- Н.Ю. Куражева «Программа психолого-педагогических занятий для детей 5-6 лет «Цветик семицветик». Изд-во «Речь» , С.-Петербург, 2011г.
- Н.Ю. Куражева «Программа Приключения будущих первоклассников». Изд-во «Речь», 2011г., С.-Петербург
- Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. , Воронова А.П. , Нилова Т.А. «Азбука общения». «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000г.
- Л.И. Копычева, Г.В. Логинова «Игры-занятия для будущих первоклассников». Кострома 1996г.
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». Издательство: М.: Генезис, 2000г
Приложения
приложение № 1 Игра «Расставим по местам»
приложение № 1 Игра «Расставим по местам»
приложение № 1 Игра «Расставим по местам»
Приложение № 1 Игра «Расставим по местам»
Приложение № 2 Игра «Нарисуй и раскрась»
Приложение № 2 Игра «Нарисуй и раскрась»
Приложение № 2 Игра «Нарисуй и раскрась»
Приложение № 3 Игра «Конструктор эмоций»
Приложение № 3 Игра «Конструктор эмоций»
Приложение № 4 Игра «Эмоции»
Приложение № 4 Игра «Эмоции»
Приложение № 5 Игра «Найди пару»
Приложение № 6 Игра «Составь слово»
Приложение № 7 Игра «Придумай историю»
Приложение № 7 Игра «Придумай историю»
Приложение № 7 Игра «Придумай историю»
Приложение №8 Игра «Подбери цифру»