Развитие коммуникативно – речевых навыков у детей
дошкольного возраста на основе использования
инновационных подходов в музыкально – образовательной деятельности
Культурные и социальные преобразования в нашем обществе выявляют необходимость формирования личности, готовой к взаимодействию и сотрудничеству, что обусловливает особую значимость общения как универсальной реальности и необходимости условия жизнедеятельности
людей .Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, представляет собой, прежде всего, речевую коммуникацию и требует специфическихзнаний и умений, определяющих успешность адаптации человека в любой социальной среде.
Учёными, психологами, педагогами-практиками признаётся самоценность дошкольного детства, дошкольный возраст определяется каксенситивный период для формирования и развития основных умений и навыков (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн).Являясь первоосновой социокультурного становления личности ребёнка , дошкольное образование включает совокупность образовательных областей, которое обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастныхи индивидуальных особенностей.
В разработанной нами, системе работы, лежит коллективная деятельность детей, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихотворений и сказок, импровизированная театрализация, ставящей своей целью: развитие коммуникативно – речевых навыков у детей дошкольного возраста на основе использования инновационных подходов в музыкально – образовательной деятельности .
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- 1. Формирование у детей позитивной оценки действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учётом индивидуальных, психофизических особенностей в
музыкально – образовательной деятельности ДОУ.
- 2. Формирование речи, памяти, чёткой дикции, правильного дыхания, тонкой моторики с помощью речевых игр и пальчиковой гимнастики.
- 3. Развитие у детей дошкольного возраста умения совместной деятельности ,доброжелательности в музыкально – игровых ситуациях.
- 4. Развитие музыкальных способностей и элементарных способов действий дошкольников в разных видах музыкальной деятельности, проявление их в стремлении к песенным импровизациям, игровому и танцевальному творчеству.
- 5. Развитие у дошкольников умения передавать в интонации, творческом
движении настроение музыкального образа.
6. Развитие исполнительского творчества дошкольников в музыкально -образовательной
деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке индивидуальных интересов и возможностей детей с учётом их возрастных особенностей.
Новизна системы состоит в следующем: привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность детей мы интегрируем с современными коммуникативными и речевыми технологиями в игровой форме.
Разработанная нами музыкально – образовательная деятельность имеет
чёткое построение, состоит из блоков:
1. Приветствие с элементами пения, движения, звучащих жестов.
Заниматься с детьми мы всегда начинаем с жизнеутверждающих приветственных песен – распевок или приветственных текстов. Это даёт детям позитивный настрой на весь день, и, что очень важно, подготавливает их голос к пению. Следует отметить, что приветствия мы дополняем разными
жестами, что помогает развивать у детей чувство ритма и координацию движений.
2. Играем, речь развиваем. (Речевые игры).
Он представлен комплексом речевых игр. В своей работе мы активно используем разработки Т. Боровик, Т. Тютюнниковой и др. авторов, в которых текст пропевается или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой данных игр часто служит детский фольклор, игры со словами на основе затейливого комбинирования слогов, фантазирования в стиле тарабарских наречий (цынцы – брынцы и др. слгов), весёлые стихотворные тексты. Речевые игры мы так же часто сопровождаем движениями, звучащими жестами, детскими музыкальными инструментами. Кроме того, жестикуляция, пластика и мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. Как усложнённый вариант при хорошо усвоенном текстовом материале мы предлагаем чтение текста двумя группами
(каноном), который можно условно назвать: Кто догнал, тот проиграл. Суть канона заключается в том, что вторая подгруппа точно повторяет текст за первой, но с некоторым опозданием (запаздывающий повтор). Данный приём развивает у детей умение слышать свой голос в речевом двухголосии, обостряет слуховое внимание детей.
3. Играем, здоровье сохраняем.
Данный блок состоит из пальчиковых игр с пением, игрового массажа, дыхательной гимнастики А Стрельниковой. Используя элементы дыхательной гимнатсики известной оперной певицы и театрального педагога А. Стрельниковой с соблюдением основных принципов – громкого, короткого и активного вдоха и пассивного выдоха, мы формируем у детей правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох), умение пропевать более продолжительные музыкальные фразы, улучшаем тембр их голосов. Разучивание пальчиковых игр с пением Е.С. Железновых мы сопровождаем показом ярких иллюстраций, игрушек, атрибутов, мнемотаблиц. Таким образом, мы соединяем пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируем у детей образно – ассоциативное мышление.
4. Звуковой калейдоскоп. ( Знакомство со свойствами звуков).
Развитие осмысленного интонирования проходит через работу над интонацией в ритмодекламациях, координационно – подвижных играх, озвучивании стихотворений, создании речевой полифонии. Отдельной формой работы в данном контексте можно выделить необычный вид пения – интонационно – речевую живопись – пение произвольную кластерную по сочетания голосов образуют. Это своеобразный способ рисования голосом, возникающий от сочетания речи и движения, голосового скольжения (глиссандирования) и свободных певческих кластеров (звуковых пятен).В процессе данной работы мы с детьми моделируем руками относительную высоту линии, управляем её движением в пространстве. Использование цветных ниток, верёвочек, шнурков позволяет детям сначала выложить, а затем пропеть мелодию по выложенным линиям.
5. Музыкальные шедевры в пластике и речи (Эвритмия).
Продолжение звука в жесте, когда определённый звук либо буква находит своё отражение в пластике или графике тела. Таким способом можно изображать, рисовать самые разные слова или фразы.
6. Песенки на лесенке.
В данном блоке мы активно используем распевки с элементами игры, мнемотаблицы для лучшего запоминания песен и игр с пением, наглядные пособия для работы над точностью интонирования определённых звуков, интервалов, мелодических оборотов, пособия для активизации внимания дошкольников, в которых персонаж выполняет действия в соответствии с текстом песни.
7. Коммуникативные игры и танцы
Наиболее любимы детьми танцы со сменой партнёров, встречающиеся в фольклоре разных народов, построенные на игровых сюжетах. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального микроклимата в группе. Все предлагаемые танцы и игры пронизаны идеей координации ,которая выступает в них в роли двигательного аккомпанемента, воспитывает ансамблевую слаженность.
Коммуникативные игры и танцы мы делим на следующие группы:
– игры – команды;
– массажные;
– пластико – ритмо – речевой театр (дети выполняют элементы фигурного
танца, сопровождая их пением).
Важным и необходимым мы считаем умение воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно – речевой, пластической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния. Использование вышеприведённых инновационных
технологий и методических форм на практике позволило нам добиться следующих
результатов:
– удалось создать атмосферу общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
– дети стали более активными и раскрепощёнными, в их действиях исчезли страх и неуверенность;
– дошкольники усвоили элементарные музыкальные знания, познание себя
и окружающего мира происходило в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой;
– мы находимся в постоянном творческом поиске, так как процесс создания новых вариантов моделей, форм работы и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение отдачи.
Прогнозируемый результат: Освоение заинтересовавшей ребёнка деятельности с учётом его
особенностей, возможностей и потребностей. Способность предъявить себя миру, раскрыть свою уникальность и неповторимость в процессе самореализации в общении с окружающими.
Мы находимся в постоянном творческом поиске, так как процесс создания новых вариантов моделей, форм работы и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение отдачи.
Здоровьесберегающие технологии
в музыкальном воспитании дошкольников
Основной задачей МДОУ является повышение неспецефической сопротивляемости организма за счет адаптации к повышающимся нагрузкам средствами физического воспитания и других оздоровительных мероприятий с целью уменьшения количества острых заболеваний верхних дыхательных путей, а также длительности их и тяжести. У таких детей слабое дыхание, которое не позволяет мне, как музыкальному руководителю, получать хорошие результаты в вокально-речевой и музыкально-ритмической двигательной активности.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.
Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
- Валеологические песенки-распевки;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Оздоровительные и фонопедические упражнения;
- Игровой массаж;
- Пальчиковые игры;
- Речевые игры;
- Музыкотерапия.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы “Здравствуй!” М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:
Доброе утро!
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, “фонарики”)
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:
“Машина”
(обучение постепенному выдоху воздуха)
И.П. – Дети становятся на одной линии, делают вдох (“наливают бензин”) и начинают движение вперед, при этом делая губами “бр-р-р” . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех “уехал” на одном дыхании.
“Цветок”.
(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. – стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.
“Собачка”
(закаливание зева)
И.П . – стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:
“Жаба Квака”
(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглатала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
“Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:
“Динозаврик”
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом “рисуют” динозаврика, используя последовательность: “У-о-а-ы-и-скрип!”
Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:
1-я точка: “В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли”
2-я точка: “Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок”
3-я точка: “Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим”
4-я точка: “Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись”
5-я точка: “Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть”
6-я точка: “Руки надо растереть, чтобы больше не болеть”
7-я точка: “И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть”
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми”. Эти слова – своеобразная установка для них на весь день.
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:
“Кошка”
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают “окошко”)
По дорожке ходит кошка (“бегают” указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают “длинные усы”)
С такими глазами! (показывают “большие глаза”)
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! (“зовут” правой рукой)
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
“Дождь”
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от “дождика”)
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классика:
И.С.Бах. “Прелюдия до мажор”.
И.С.Бах. “Шутка”.
И.Брамс. “Вальс”.
А.Вивальди “Времена года”
Й.Гайдн. “Серенада”
Д.Кабалевский “Клоуны”
Д.Кабалевский “Петя и волк”
В.А.Моцарт “Маленькая ночная серенада”
В.А.Моцарт “Турецкое рондо”
И.Штраус “Полька “Трик-трак”
Детские песни:
“Антошка” В.Шаинский
“Бу-ра-ти-но” Ю.Энтин
“Будьте добры” А.Санин
“Веселые путешественники” М.Старокадомский
“Все мы делим пополам” В.Шаинский
“Да здравствует сюрприз” Ю.Энтин
“Если добрый ты” Б.Савельев
“Лучики надежды и добра” Е.Войтенко
“Настоящий друг” Б.Савельев
“Песенка о волшебниках” Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
Л.Боккерини “Менуэт”
Э.Григ “Утро”
А.Дворжак “Славянский танец”
Лютневая музыка XVII века
Ф.Лист “Утешения”
Ф.Мендельсон “Песня без слов”
В.Моцарт “Сонаты”
М.Мусоргский “Балет невылупившихся птенцов”
М.Мусоргский “Рассвет на Москва-реке”
К.Сен-Санс “Аквариум”
Музыка для релаксации
Т.Альбиони “Адажио”
И.С.Бах “Ария из сюиты №3”
Л.Бетховен “Лунная соната”
К.Глюк “Мелодия”
Э.Григ “Песня Сольвейг”
К.Дебюсси “Лунный свет”
Колыбельные
Н.Римский-Корсаков “Море”
Г.Свиридов “Романс”
К.Сен-Санс “Лебедь”
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Литература.
Арсеневская О.Н. “Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду” г. Волгоград, изд. “Учитель”, 2009.
Картушина М.Ю. “Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет” г.Москва, изд. ТЦ “Сфера”, 2208.
Подольская Е.И. “Формы оздоровления детей 4-7 лет” г.Волгоград, изд. “Учитель”, 2009.