Усманова Ильмира Ирековна
Нурмухаметов Алмаз Рафиснурович
Галимова Разина Рифгатовна
заместитель директора по МР
директор школы
методист
МБОУ «СОШ №53»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Оглавление
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Описание проекта Обоснование актуальности проекта Ожидаемые результаты Паспорт проекта Цель проекта Задачи проекта Сроки и этапы реализации проекта |
3 4 5 7 9 9 10 |
8. |
Обобщенная характеристика основных мероприятий проекта |
16 |
9. |
Ресурсное обеспечение проекта |
20 |
10. |
Оценка эффективности реализации проекта |
23 |
Описание проекта
В данный момент в городе Набережные Челны Республики Татарстан стоит серьезная проблема по доступности школьного образования для детей с расстройством аутистического спектра (РАС), и в создании специальных образовательных условий в общеобразовательных учреждениях. В 2018 году МБОУ «СОШ №53» впервые открыла свои двери для троих детей с расстройством аутистического спектра. На данный момент в школе обучается 10 детей с РАС – двое детей перешли в среднее звено (5,7 классы) без сопровождения тьютора. Наш проект является экспериментальной моделью обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и направлен на социализацию детей с РАС, включение их в общеобразовательные класс совместно с здоровыми сверстниками в условиях инклюзии. Проект реализуется через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализуют проект инициативная группа педагогов школы, в состав которой входят администрация школы, педагог – психолог, логопед, учителя-предметники, тьюторы – 8 человек, методист. Проект положительно повлиял и на членов семей детей с РАС – повысилась их социальная активность. Как показывает мировая практика и наш собственный опыт работы, наилучшие результаты у детей с РАС достигаются, если действовать комплексно – снижение нежелательного поведения и освоение социально-бытовых навыков, работа специалистов с членами семей имеющих детей с РАС. Уникальность нашего проекта заключается в улучшении практик и методов работы по адаптации заданий школьной программы, учитывая возможности ребенка с РАС. В рамках реализации проекта в 2022 г. будут: проведены диагностика детей, имеющих РАС; составлены индивидуальные программы обучения, адаптированные образовательные программы, мастер-класс для родителей, конференции, защита проектов детей, совершенствование и дополнение специального оборудования для ресурсного класса. Планируется привлечь к проблеме РАС широкой аудитории путём публикаций статей в социальных сетях.
Обоснование актуальности проекта
По данным на 01.01.2022г. в Татарстане увеличилось количество детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС) зарегистрировано 870 детей в возрасте от 0 до 17 лет, тогда как в 2019 г. такой диагноз ставили 761 ребёнку. Распространённость РАС в Татарстане в 2021-м составляет 103,1 на 100 тысяч детей – в 2019-м она находилась на уровне 90, в 2018-м – 74,5 (m.realnoevremya.ru). Пока науке не удалось выявить причины рождаемости детей с РАС, но существуют и успешно применяются методики, развивающие и социализирующие таких детей. Одним из наиболее эффективных методов, основанных на доказательной базе, является метод прикладного анализа поведения (далее ПАП) – метод, направленный на обучение детей важнейшим навыкам самостоятельной жизни. В настоящее время ПАП является основным научно доказанным методом психолого-педагогической коррекции детей с РАС (Psychology, JournaloftheHigherSchoolofEconomics, 2018, Vol. 15, N 4, P. 711-727). В г. Набережные Челны образовательные учреждения №3, 42, АНО “Чудо дети”и с 2018г. наша школа успешно реализует проект, направленный на получение детьми с РАС инклюзивного образования. Успешный опыт предыдущих лет показывает, что данная модель является наиболее эффективной при обучении детей с РАС, как для самих детей, так и для членов их семей. Промежуточные итоги обучения детей с РАС на базе ресурсного класса показали, что благодаря разработке индивидуального образовательного маршрута у детей уменьшилось количество нежелательного поведения, улучшились социально-бытовые навыки. Дети начали выходить в инклюзию, два ребенка адаптировались к школьному пространству и обучаются без сопровождения тьютора. Поэтому нельзя останавливаться на достигнутом и сейчас в плане дополнение и обновление специальным оборудованием ресурсный кабинет. Школьное оборудование для детей с РАС – необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками. Уникальность нашего проекта заключается в улучшении практик и методов работы по адаптации заданий школьной программы, учитывая возможности ребенка с РАС. В рамках реализации проекта в 2022 г. будут: проведены диагностика детей, имеющих РАС; составлены индивидуальные программы обучения, адаптированные образовательные программы, мастер-класс для родителей, конференции, защита проектов детей, совершенствование и дополнение специального оборудования для ресурсного класса.
Ожидаемые результаты
1. Полная или частичная инклюзия учащихся с РАС* в регулярные классы при
условии эффективной организации работы ресурсного класса
2. Включенность обучающихся с РАС в реализацию различного вида конкурсов
3. Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ*
4. Подготовлена нормативно-правовая база образовательного учреждения для
введения ФГОС НОО ОВЗ (РАС)*
5. Создана методическая база ПМПк* сопровождения всех направлений деятельности
по внедрению инклюзивного образования
6. Создан банк данных о детях с расстройством аутистического спектра (РАС),
нуждающихся в инклюзивном образовании
7. Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному
применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по
сопровождению детей с РАС
8. Становление имиджа школы как методической базы по распространению
инновационного опыта по сопровождению детей с РАС
9. Повысится методическая и юридическая компетентность участников проекта
10. Разработать программу мониторинга результативности инновационной
деятельности
11. Провести конференцию (городскую) с привлечением педагогов и директоров школ,
родителей детей с РАС, с управлением Образования
РАС* – Расстройства акустического спектра
ОВЗ* – Ограниченные возможности здоровья
ФГОС НОО* – Федеральный государственный образовательный стандарт
Начальное общеобразовательное образовании
качественные |
количественные |
||
1 |
Посещение детьми с РАС внеурочных курсов: «Азбука безопасности» Уроки добра» «Если хочешь быть здоров» «Мои первые опыты» «Школа мастеров» |
1 |
Посещение детьми с РАС внеурочных курсов: «Азбука безопасности» – 10 детей Уроки добра» 110 детей (1 классы) «Если хочешь быть здоров» – 8 детей «Мои первые опыты» – 10 детей «Школа мастеров» – 8 детей |
2 |
Посещение детьми с ОВЗ коррекционно-развивающих курсов: «Логоритмика» «Формирование коммуникативного поведения» «Социально-бытовая ориентировка» «Психокоррекционные занятия» |
2 |
Посещение детьми с ОВЗ коррекционно-развивающих курсов: «Логоритмика» – 12 детей «Формирование коммуникативного поведения» – 10 детей «Социально-бытовая ориентировка» – 8 детей «Психокоррекционные занятия» – 26 ребенка |
3 |
Посещение детьми с РАС внешкольных образовательных учреждений: Детская музыкальная школа «Музыкальный дом» Бассейн «Олимпийский» «Робототехника» |
3 |
Посещение детьми с РАС внешкольных образовательных учреждений: Детская музыкальная школа №13 – 1 ребенок «Музыкальный дом» – 2 детей Бассейн «Олимпийский» – 2 ребенка «Робототехника» – 1 ребенок |
4 |
С родителями детей с ОВЗ проведены обучающие семинары, «МК», индивидуальные встречи и консультации |
4 |
С родителями: Обучающие семинары, мастер-классы, индивидуальные встречи консультации – 126 человек |
5 |
Проведены родительские собрания в начальной школе по теме «Инклюзия. В классе особый ребенок» |
5 |
Родительские собрания в начальной школе по теме «Инклюзия. В классе особый ребенок» – 360 человек |
6 |
Обучающие семинары для педагогов школы города Набережные Челны по теме: «Внедрение инклюзии в общеобразовательных школах» |
6 |
Семинар для педагогов – 28 человек |
7 |
Разработка педагогами школы АОП по предметам (вариант 8.2) |
7 |
Разработка АОП по предметам – 22 человека |
8 |
Разработка коррекционных курсов |
8 |
Разработка коррекционных курсов – 4 человека |
9 |
Проведение мероприятия ко дню информирования аутизма |
9 |
Проведение мероприятия ко дню информирования аутизма – 36 человек |
10 |
Просмотр фильмов, мультипликационных анимаций, освещающих образовательную и социальную инклюзию |
10 |
Просмотр фильмов, мультипликационных анимаций, освещающих образовательную и социальную инклюзию – 350 человек |
11 |
Выступление детей с РАС на школьных и внешкольных мероприятих (стихи, песни) |
11 |
Выступление детей с РАС на школьных и внешкольных мероприятих – 6 детей |
12 |
Участие детей с РАС в проектной деятельности |
12 |
Участие детей с РАС в проектной деятельности – 10 детей |
Паспорт проекта
Ответственный исполнитель проекта |
Усманова Ильмира Ирековна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе |
Состав авторской/ творческой группы: |
Нурмухаметов Алмаз Рафиснурович – директор Усманова Ильмира Ирековна –заместитель директора по УВР Галимова Разина Рифкатовна – методист Шамсутдинова Юлия Валерьевна – тьютор Лотфуллина Эльвира Радиковна – тьютор Хадиуллина Алсу Ниязовна – тьютор Долганова Светлана Сергеевна – логопед Хвостова Гюзель Миннигуловна – психолог |
Участники проекта |
Дети 7-11 лет с ограниченными возможностями здоровья – РАС, педагогический состав, администрация школы, родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры |
Цель проекта |
Создание специальных условий для реализации модели включения детей с РАС в общеобразовательные классы 7-11 лет |
Задачи проекта |
1.Совершенствование и дополнительное обеспечение материально-технической базы, специальным оборудованием ресурсного класса для детей с РАС 7-11 лет 2.Проведение цикла коррекционно-развивающих занятий и комплексной диагностики с детьми РАС 7-11 лет, ЗПР, с детьми-инвалидами (5 детей) на базе ресурсной зоны школы 3.Распространение опыта работы ресурсного класса через проведение конференции на базе начальной школы |
Целевые индикаторы и |
|
показатели проекта |
|
Этапы и сроки реализации проекта |
|
Ожидаемые результаты реализации проекта |
|
Финансирование проекта |
Бюджет, спонсорская помощь, грант |
Цель проекта
Создание специальных условий для реализации модели включения детей с РАС в общеобразовательные классы 7-11 лет
Нормативно-правовая база: на Федеральном уровне
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018)
– Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
– Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
– Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. №1082 г.
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
– Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
– Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 (ред. от 05.09.2019)
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
– Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования”
– Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345
«О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
– СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
– Гигиенические требования к условиям реализации образовательной программы начального общего образования;
– О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МОРФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
– Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124 ФЗ
– Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ от 23.11.2020 №07-7169
на уровне образовательного учреждения:
-
- Положение о психологическом кабинете;
- Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ №53»;
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения;
Положение о логопедическом пункте.
Задачи проекта
1.Совершенствование и дополнительное обеспечение материально-технической базы, специальным оборудованием ресурсного класса для детей с РАС 7-11 лет
2.Проведение цикла коррекционно-развивающих занятий и комплексной диагностики с детьми РАС 7-11 лет, ЗПР, с детьми-инвалидами (5 детей) на базе ресурсной зоны школы
3.Распространение опыта работы ресурсного класса через проведение конференции на базе начальной школы
Сроки и этапы реализации проекта
Этапы проекта |
Сроки проекта |
Содержание этапа |
Прогнозируемые результаты |
I Подготовительный |
208-2022 |
сопровождения. |
«Средняя общеобразовательная школа №53» 2018 — 2022г
педагогики |
II Реализация проекта |
2016-2017 |
|
«Средняя общеобразовательная школа №115» 2015 — 2020г
каждого ребенка.
динамикой, определение правильного выбора направления работы с детьми с ОВЗ, имеющими разные диагнозы.
здоровья; сотрудничество с негосударственными |
структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
|
|||
III Мониторинг проекта |
2018-2022 |
– Ежегодный промежуточный мониторинг результатов образовательной деятельности детей с ОВЗ. -Корректировка проектных мероприятий (при необходимости). -Анализ развития детей в условиях инклюзивного образования. Выявление недостатков и трудностей, и пути их преодоления. -Создание методических рекомендаций по организации работы с детьми в условиях инклюзивного образования. |
Исполнение норм действующего международного и российского законодательства, связанного с реализацией инклюзивного образования. Создание механизма управления и контроля за организацией процессов внедрения инклюзивного образования в ОУ. Совершенствование системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами, а также родителей (законных представителей), испытывающих трудности в воспитании и обучении детей. Включение детей с ОВЗ в социально-значимые проекты, различные виды социальной, |
Педагогический совет: «Подведение итогов реализации проекта» |
творческой деятельности, кружки, ТО, общешкольные мероприятия и др. |
-
- Обобщенная характеристика основных мероприятий
- Формирование системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
Важная составляющая сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении – наличие в образовательном учреждении службы психолого-педагогического сопровождения (психолого-медико-педагогический консилиум). Служба сопровождения (ПМПк) – это структурное подразделение образовательного учреждения, которая обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, способствует их успешной социализации и интеграции в обществе
В образовательном учреждении создана служба, осуществляющая психолого- медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.
В службу сопровождения входят специалисты:
- педагог-психолог -1,
- тьюторы – 8,
- логопед – 1,
- дефектолог(методист) – 1
- медицинский работник -1
- классные руководители.
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей будет осуществляться на школьном заседаниях психолого-медико – педагогического консилиума.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Психолого – педагогическое сопровождение учащихся включает:
-диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
-создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
-конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
На каждого учащегося заполняется в течение всего времени обучения психолого- педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
- Организация обучения
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционная – развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Формы работы с детьми с ОВЗ.
-
- Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися.
- Домашнее обучение
- Внеурочная деятельность.
Основной формой организации внеурочной деятельности школьнико -проектная деятельность и организация и работа кружков различной направленности. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в ОУ.
Основным мероприятием является разработка методических рекомендаций по формированию индивидуального образовательного маршрута в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребёнка с ОВЗ.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы.
При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляется силами школьного психолого-медико-педагогического консилиума. Он будет проводиться по итогам учебного года.
Мониторинговая деятельность предполагает:
-отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
-перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно- развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения.
Характеристика основных мероприятий проекта
Первый этап (2018-2019 учебный год) – подготовительный |
||||||||||||||||||||||||
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Ответственный (ФИО, должность) |
||||||||||||||||||||
I.Изучение нормативно-правовой документации в научно-методической литературы по организации инклюзивного образования. Подготовительный этап. |
Внесение дополнений в существующий пакет нормативных документов, в соответствии с вводом новых Постановлений, рекомендательных писем и др. Заказ учебно – методической литературы для обучения детей с ОВЗ |
2018-2022 |
Создание пакета нормативно- правовой, документации, программно- методического сопровождения |
Администрация. Заведующая библиотекой – Бакирова М.М. |
||||||||||||||||||||
2. Разработка АОП для обучающихся с ОВЗ(РАС) – вариант 8.2., АОП коррекционно-развивающей направленности узких специалистов школы |
Мероприятия в соответствии с Планом работы по разработке АОП, АООП муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №53» 2022г |
2022 |
Проведенная работа позволит детям с РАС получить образование в условиях общеобразовательного учреждения. 2. Педагоги получат опыт работы с обучающимися с РАС Поэтапное повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг |
Зам. директора поУВР Усманова И.И. Галимова Р.Р., методист |
||||||||||||||||||||
3.Организация курсовой профессиональной переподготовки педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения. |
Проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов с целью детального изучения методик личностно-ориентированного и дифференцированного обучения. |
По плану методическ ой работы на учебный год |
Педагоги, владеющие методиками специальной коррекционной педагогики |
Методисты. |
||||||||||||||||||||
Второй этап (2018-2022 учебный год) –реализация проекта |
||||||||||||||||||||||||
1.Раннее
выявление и комплексное сопровождение |
Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения детей экспериментальной группы (список детей с диагнозом) |
Комплектование группы детей близких по диагнозу. Правильно выбранные направления работы с детьми с |
Члены школьного психолого- медико-педагогического консилиума. |
Третий этап (2018-2021 учебный год) Мониторинг проекта |
||||||||||||||||||
Отслеживание
|
– Ежегодный промежуточный мониторинг результатов образовательной деятельности детей с ОВЗ. -Корректировка проектных мероприятий (при необходимости). |
2 раза в год |
Исполнение норм действующего международного и российского законодательства, связанного с реализацией инклюзивного образования. |
Заместитель директора по УВР |
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение на начало реализации программы:
Критерий |
2021г |
2022г |
Обеспеченность педагогами высшей квалификационной категории |
60% |
80% |
Наличие в штатном расписании квалифицированного педагога- психолога |
1 |
1 |
Наличие в штатном расписании тьютора |
8 |
8 |
Наличие в штатном расписании педагогов дополнительного образования |
28% |
35% |
% педагогов, имеющих документы государственного образца, подтверждающие прохождение ими обучения на курсах повышения квалификации по вопросам введения ФГОС ОВЗ |
52% |
100% |
Наличие в штатном расписании квалифицированного методиста (дефектолога) |
1 |
1 |
Наличие в штатном расписании квалифицированного логопеда |
1 |
1 |
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает также необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В связи с этим в школе проводится планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с учащимися с ОВЗ. В школе спланировано проведение педагогических советов по данной тематике – ежегодно не менее 1, проведение обучающих семинаров и мастер- классов- ежегодно не менее 3.
Материально- технические ресурсы:
В школе имеются два спортивных зала, столовая, медицинский кабинет , класс хореографии, ресурсный кабинет – 2
Всего спец. кабинетов используемых в образовательном процессе для детей с ОВЗ |
Количество |
Мастерские |
1 |
Кабинет музыки |
1 |
Библиотека |
1 |
Спортивный зал |
2 |
Актовый зал |
1 |
Медицинский кабинет |
1 |
Кабинет педагога-психолога |
1 |
Кабинет логопеда |
1 |
Ресурсный кабинет |
2 |
Интеграция детей с сохранным здоровьем
Может показаться, что для детей без нарушений развития и их семей приход в школу детей с ОВЗ будет являться ухудшением условий. Однако это не так. В условиях формирования модели инклюзивного обучения, интегрироваться в эту среду предстоит и детям, не имеющим нарушений развития, что позволит сформировать у них целеустремленность, умение налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в профессиональной и личной жизни. Эта составляющая входит в ФГОС. Опыт участия в проектно-событийной деятельности по созданию особой безбарьерной среды может пробудить сознание человека, тренировать волю и ответственность, актуализировать креативность и способствовать росту академических способностей всех учащихся. Таким образом, процесс формирования такой среды в школе может раскрыть новые ресурсы детей без отклонений развития, к которым в класс приходят дети с ОВЗ.
Ожидаемые результаты
1. Полная или частичная инклюзия учащихся с РАС* в регулярные классы при
условии эффективной организации работы ресурсного класса
2. Включенность обучающихся с РАС в реализацию различного вида конкурсов
3. Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ*
4. Подготовлена нормативно-правовая база образовательного учреждения для
введения ФГОС НОО ОВЗ (РАС)*
5. Создана методическая база ПМПк* сопровождения всех направлений деятельности
по внедрению инклюзивного образования
6. Создан банк данных о детях с расстройством аутистического спектра (РАС),
нуждающихся в инклюзивном образовании
7. Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному
применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по
сопровождению детей с РАС
8. Становление имиджа школы как методической базы по распространению
инновационного опыта по сопровождению детей с РАС
9. Повысится методическая и юридическая компетентность участников проекта
10. Разработать программу мониторинга результативности инновационной
деятельности
11. Провести конференцию (городскую) с привлечением педагогов и директоров школ,
родителей детей с РАС, с управлением Образования
РАС* – Расстройства акустического спектра
ОВЗ* – Ограниченные возможности здоровья
ФГОС НОО* – Федеральный государственный образовательный стандарт
Начальное общеобразовательное образовании
качественные |
количественные |
||
1 |
Посещение детьми с РАС внеурочных курсов: «Азбука безопасности» Уроки добра» «Если хочешь быть здоров» «Мои первые опыты» «Школа мастеров» |
1 |
Посещение детьми с РАС внеурочных курсов: «Азбука безопасности» – 10 детей Уроки добра» 110 детей (1 классы) «Если хочешь быть здоров» – 8 детей «Мои первые опыты» – 10 детей «Школа мастеров» – 8 детей |
2 |
Посещение детьми с ОВЗ коррекционно-развивающих курсов: «Логоритмика» «Формирование коммуникативного поведения» «Социально-бытовая ориентировка» «Психокоррекционные занятия» |
2 |
Посещение детьми с ОВЗ коррекционно-развивающих курсов: «Логоритмика» – 12 детей «Формирование коммуникативного поведения» – 10 детей «Социально-бытовая ориентировка» – 8 детей «Психокоррекционные занятия» – 26 ребенка |
3 |
Посещение детьми с РАС внешкольных образовательных учреждений: Детская музыкальная школа «Музыкальный дом» Бассейн «Олимпийский» «Робототехника» |
3 |
Посещение детьми с РАС внешкольных образовательных учреждений: Детская музыкальная школа №13 – 1 ребенок «Музыкальный дом» – 2 детей Бассейн «Олимпийский» – 2 ребенка «Робототехника» – 1 ребенок |
4 |
С родителями детей с ОВЗ проведены обучающие семинары, «МК», индивидуальные встречи и консультации |
4 |
С родителями: Обучающие семинары, мастер-классы, индивидуальные встречи консультации – 126 человек |
5 |
Проведены родительские собрания в начальной школе по теме «Инклюзия. В классе особый ребенок» |
5 |
Родительские собрания в начальной школе по теме «Инклюзия. В классе особый ребенок» – 360 человек |
6 |
Обучающие семинары для педагогов школы города Набережные Челны по теме: «Внедрение инклюзии в общеобразовательных школах» |
6 |
Семинар для педагогов – 28 человек |
7 |
Разработка педагогами школы АОП по предметам (вариант 8.2) |
7 |
Разработка АОП по предметам – 22 человека |
8 |
Разработка коррекционных курсов |
8 |
Разработка коррекционных курсов – 4 человека |
9 |
Проведение мероприятия ко дню информирования аутизма |
9 |
Проведение мероприятия ко дню информирования аутизма – 36 человек |
10 |
Просмотр фильмов, мультипликационных анимаций, освещающих образовательную и социальную инклюзию |
10 |
Просмотр фильмов, мультипликационных анимаций, освещающих образовательную и социальную инклюзию – 350 человек |
11 |
Выступление детей с РАС на школьных и внешкольных мероприятих (стихи, песни) |
11 |
Выступление детей с РАС на школьных и внешкольных мероприятих – 6 детей |
12 |
Участие детей с РАС в проектной деятельности |
12 |
Участие детей с РАС в проектной деятельности – 10 детей |