Цель: формирование представлений о семейных ценностях через сказку «Теремок».
Задачи:
– учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них;
– развивать речь, внимание, мышление, память, творческого самовыражения, проявление активности;
– воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения;
– способствовать к созданию семейных традиций и семейных ценностей.
Тип мероприятия: психологическая игра.
Форма работы:подгрупповая.
Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой.
Оборудование: терем, игрушки (мышка, лягушка, ёжик, заяц, петушок, лиса, волк, медведь), палатка, столик, символы.
Словарная работа: ценности семьи, хозяйственная, дружелюбная, заботливый, хранитель порядка, хранитель традиций, хранитель порядка.
Планируемые образовательные результаты: установление более тесной связи между членами семьи, уважительного отношения к ним; закрепление и расширение знаний детей о семейных ценностях.
Структура:
- Вхождение в сказку
- Распределение ролей
- Беседа о семейных ценностях
- Рефлексия
Ход игры:
Воспитатель:
В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушка Квакушка,
Ёж, петух, зайчишка и лиса.
А ещё лохматый мишка поселился позже тут.
Как все домик-то зовут?
Вьется над трубой дымок.
Этот домик … (Теремок)
Предлагаю поиграть вам в сказку «Теремок». Ребята, проходите на коврик, удобно располагайтесь на подушки. У каждого из вас есть семья. Вы знаете, что такое семья? (Ответы детей)
Молодцы, хорошо. А что такое «Семейные ценности», вы знаете?
Дети: нет.
Сейчас мы с вами и узнаем. А в этом нам помогут герои сказки «Теремок».
Каждый герой находится на палочке кубика с изображением цветочка. У каждого цветочка не хватает одного лепестка. Нужно определить какой герой сказки вам попадет с помощью цветика-семицветика. По очереди выберите лепесток, кому какой достался?
Вам нужно подойти с лепесточком к своему цветочку, лепесток оставить возле кубика, взять животное и одеть на пальчик. Хорошо, молодцы! Покажите друг другу, какие у вас герои.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы сейчас играть.
– Ребята, у меня символы, обозначающие семейную ценность. В каждой семье есть свои семейные ценности. Это хозяйственность, дружелюбие, заботливость, тепло, порядок, семейные традиции, любовь и доброта. И много разных других ценностей. Предлагаю выбрать своему герою одну семейную ценность, которые представлены символами. Выбирайте, пожалуйста какой вам нравится.
Ребята, у кого мышка-норушка? Какой символ ты выбрал для нее? (Символ хозяйственности ) А почему?
Какая она? (серая, маленькая, шустрая, пушистая, мягкая). Как вы думаете, что она делала по дому. (Ответы детей).
– Ведь так важно, чтобы в семье кто-то вел хозяйство. Символ хозяйственности – мешочек с зерном. «Дом вести, не бородой трясти», «Под лежачий камень и вода не течет». Размести пожалуйста мышку в окошке терема, а символ в кармашке. (Закрепление слова) Что это за символ? Символ хозяйственности. Мышка хозяйственная. «Дом вести, не бородой трясти.
– У кого Лягушка-квакушка? Какой символ ты выбрал для нее? (Символ дружбы). Какая лягушка? (зеленая, веселая, дружелюбная, жизнерадостная, любит шутить, лягушка-веселушка). А почему ты решил выбрать ей сегодня символ дружелюбия? Любит веселить, шутить. Поместим нашу лягушку-квакушку в терем, а символ в кармашек. Ведь «Семейное согласие всего дороже». (Закрепление слова) Какой у нас символ дружелюбия? Веселый смайл.
– У кого ёжик? Подними руку, покажи. Какой у нас ёжик? Колючий, серый, похож на клубок из иголок. Какой символ ты выбрал для нее? (символ заботы – Руки). А почему? Чем он в доме занимался? (В тереме он подметал дорожки). А ещё он шустрый, добродушный, заботливый. Ёжик принес в дом – символ заботы – Руки. Как заботливые мамины руки. В заботливых руках мы в безопасности. Поместим нашего ёжика в окошко терема, а символ в окошко. «Материнская забота в огне не горит, в воде не тонет», «Материнская ласка конца не знает». (Закрепление слова) Символ заботы – Мамины руки.
– У кого петушок? Покажи всем. Какой символ ты выбрал для него? (хранитель порядка) А почему? Он рано встает, всех будит, чтобы все вовремя и по режиму вставали. «Раньше солнышка встает, громко деточкам поет». Символ хранителя порядка – будильник. Ведь он действует как часы, четко и правильно. «Какая пташка раньше проснулась, та скорее и корму нашла». Помести, пожалуйста, символ в кармашек, а петушка в окошко. (Закрепление слова) Будильник – символ хранителя порядка.
– У кого зайчик-попрыгайчик. Какой символ ты выбрал для него? (Символом тепла – Солнце) А почему? Какой у тебя зайчик сегодня? Серенький, прыгучий, теплый, пушистый, теплый, как солнечный луч, солнечный зайчик. «При солнышке тепло, при матери добро». «Семья – печка: как холодно, все к ней собираются». Размести пожалуйста зайчика-попрыгайчика в окошке терема, а символ в кармашке. (Закрепление слова) Зайчику ты выбрал Символ тепла – солнце.
– У кого лисица-сестрица? Подними руку, покажи всем лисичку. Какой символ ты выбрал для нее? (Символ любви – Сердце.) А почему? Какая она? Рыжая, ласковая, хитрая, к ней хочется прижаться. Она излучает любовь, ее хочется обнять, поцеловать, у нее пушистый хвост. Размести, пожалуйста, лису в окошке терема и рядом прикрепи символ. «В семье любовь и совет, так и нужды нет». (Закрепление слова) Сердце – символ любви.
– У кого волк – серый бочок. Какой символ ты выбрал для него? А почему? (Символ хранителя традиций – Щит и меч.) А почему ты решил выбрать этот символ? Какой у тебя волк сегодня? Он добрый, сильный, бесстрашный, отважный, он за всех горой стоит. Он нас защищает. Как щелкнет своими зубами, никто не посмеет плохой подойти к теремку. Ребята, волк – хранитель традиций. «Дерево держится корнями, а человек семьей». Размести, пожалуйста, волка в окошке терема, а символ в кармашке.
– У кого медведь косолапый? Какой символ ты выбрал для него? (Символ доброты – ромашка.) Почему? Потому что он добрый, косолапый мишка. Ребята, а какой ещё медведь? Большой, сильный, надежный, терпеливый. Медведь – это доброта. «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Размести, пожалуйста, медведя в окошке терема, а символ в кармашке.
Рефлексия.
Посмотрите ребята, наш дом полная чаша. Когда все вместе дома и душа на месте. Каждый принес в дом, что необходимо каждой семье. (повторить с детьми все символы). «Семьей дорожить, счастливым быть».
В каждой семье должны быть эти качества (символов), и у вас есть, так ведь? (Да)
(Звучит музыка) Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки.
В каждой сказке есть чудо. И у нас оно будет. Как же без чуда. Закройте глазки. (Разложить перед ними игрушки). Откройте глазки. Да это же герои нашей сказки. Возьмите, каждый своего героя. Крепко обнимите этого. В каждой семье есть круг объятий. По доброй семейной традиции сделаем фото на память.
Я предлагаю взять вам этих героев и поиграть с ними. Сегодня они будут гостить у вас в группе. А в следующий раз они придут в гости к другим ребятам.
Спасибо вам ребята.