Аннотация: статья раскрывает особенности работы и четкий план действий при выборе и подаче документов в общеобразовательную организацию для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзия, родительское сообщество.
Изменение социокультурного контекста образования в нашей стране определило приоритетные направления его модернизации и обусловило расширение практики реализации инклюзивной формы образования. На сегодняшний день жизнеспособность и действенность интеграции детей с отклонениями в развитии в социально-культурную и общеобразовательную среду зависит от создания так называемой системы инклюзивного образования, опирающейся на достижения предшествующих социально-педагогических систем и их опыт.
Инклюзивные подходы к детям с ОВЗ могут поддержать их в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей социализации. Воспитание и обучение в условиях инклюзии позволяет детям учиться и общаться друг с другом, учиться распознавать и принимать различия. Инклюзивное образование поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Чтобы преодолеть трудности при поступлении в образовательные организации, были изучены существующие нормативно-правовые акты, процедуры зачисления, касающиеся получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из необходимых документов, был создан маршрутный лист для родителей по получению образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
С заботой о детях с ограниченными возможностями здоровья и их родителях был составлен маршрутный лист, включающий в себя четыре простых шага до обучения в школе:
Шаг 1. Подготовка и предоставление документов
Шаг 2. Диагностическое обследование
Шаг 3. Подготовка заключения
Шаг 4. Выбор образовательного маршрута
Из первого шага родители смогут узнать, какие документы необходимо предъявить для проведения обследования ребенка.
Вторым шагом ребенку нужно пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), которая даст свое заключение о состоянии ребенка и выборе учебного заведения. В 5-дневный срок с момента подачи документов комиссия проинформирует родителей о дате, времени, месте и порядке проведения обследования.
Третьим шагом родители и/или законные представители получают заключение ПМПК (его выдадут не позднее чем через 5 рабочих дней со дня проведения обследования). Родителей или законных представителей ознакомят с его содержанием, расскажут об особых образовательных потребностях ребенка и специальных условиях получения образования, необходимых ребенку в образовательной организации. Также познакомят с организациями, в которых такие условия созданы, находящимися на территории, где проживает семья,
Заключительным шагом следует выбрать несколько наиболее подходящих образовательных организаций из предложенного списка, которые находятся в шаговой или транспортной доступности к месту проживания. Следует проверить наличие оснащенности, поинтересоваться о подготовке педагогов.
Гармонично организованная работа родителей и педагогов – это гарантия успеха адаптации детей с ограниченными возможностями как в обществе, так и в процессе обучения.