Термин «математическая грамотность» тесно связан с функциональной грамотностью, которая позволяет интегрировать математические навыки в реальную жизнь для решения ежедневных задач – как личных, так и общественных.
Именно поэтому следует развивать у учащихся способности к использованию математических знаний в различных жизненных ситуациях, которые требуют разнообразных подходов, а также математической интуиции.
При разработке этой работы я остановилась на практико – ориентированных задачах и включила в мероприятие сюжетные текстовые задачи, которые отражают реальные жизненные ситуации.
Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения практико – ориентированных задач.
Задачи занятия: создать условия для формирования у учащихся:
1. умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания (в том числе математические) для решения учебно-практических (жизненных) задач;
2. умения работать в команде (группе);
3. умения работать по алгоритму;
4. умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме;
5. развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.
Ожидаемые результаты: активизация познавательной деятельности; повышение интереса к предмету математика.
Форма проведения мероприятия: познавательная ролевая игра.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Ученики заходят в класс. Парты расставлены в три ряда. На рабочих местах конверты с заданиями.
– Здравствуйте, ребята! Надеюсь, все пришли с отличным настроением. Выберите тот смайлик, который больше всего характеризует ваш настрой на занятие.
(Учащиеся делятся на 3 группы, выбирая один из смайликов: желтый, красный или зеленый).
– Ребята, вы разделились на группы. Займите, пожалуйста, свои места, обозначенные цветами выбранных вами смайликов. Для начала определитесь с ролями внутри своей группы. Выберите капитана, аналитическую группу, генератора идей, и группу поддержки. Группа поддержки занимает задние места.
(После группового обсуждения ученики рассаживаются по местам. При необходимости, педагог включается в распределение ролей).
– Давайте познакомимся друг с другом. В качестве первого задания придумайте название своей группе.
(Учащиеся делятся названиями групп).
Этап мотивации
– Когда вы зашли в кабинет, каждый из вас выполнил действие, которое определило его принадлежность к конкретной группе. Что это за действие?
(Ответы детей: выбор смайлика по цвету)
– В повседневной жизни ежедневно каждый человек сталкивается с проблемой выбора. Как вы считаете, какой выбор я имею в виду?
(Ответы детей: выбор продуктов питания в магазине, выбор лекарственных средств, выбор страховой программы, выбор учебного заведения, специальности и т.д.)
– Правильно, молодцы! А как вы считаете, какую грамотность следует развивать для того, чтобы не ошибиться при принятии важных жизненных решений?
(Ответы детей: математическую грамотность, функциональную грамотность, естественно – научную грамотность и т.д.)
– Верно! Обратите внимание на конверты в центре стола.
Этап постановки учебной задачи.
– В конверте представлена задача, которую вам необходимо решить.
Ребята решают задачи в группах, распределяют роли в рабочей группе, регулируют учебные задачи. Решения и ответы записывают в рабочую карточку.
1. Задача желтой группы:
Семья Ивановых решилась на покупку жилья, причем квартиру они выбрали в новостройке. Стоимость квартиры – 3.500.000 рублей. У них имеются накопления в размере 750.000 рублей. Перед ними стоит задача выбрать наиболее выгодный ипотечный кредит. Отец семейства получает зарплату в банке «Надежный». Банки предлагают 2 программы: льготную ипотеку и обычную ипотеку. Льготная ипотека предоставляется на квартиры в новостройках. Ниже в таблице представлены предложения банков. Выберите наиболее выгодное для семьи Ивановых и в ответе укажите название банка, ипотечную программу и ежегодный процент.
Название банка |
Льготная ипотека с 15% первоначальным взносом |
Ипотека с 15% первоначальным взносом |
Ипотека с 20% первоначальным взносом |
«Первый» |
7,9% |
12,9% |
10,9% |
«Золотой» |
6,9%* |
11,8%* |
10,5%* |
«Надёжный» |
8% |
12% |
11% |
«Валюта» |
7,5%** |
12,5% |
11,2% |
* только для держателей зарплатных карт банка,
** 20% первоначальный взнос.
2. Задача красной группы.
Трое друзей решили накопить на летнее путешествие на море, откладывая каждый месяц со стипендии 1000 рублей. Деньги на карманные расходы им обещали дать родители. Решили начать с сентября. Перед путешествием в конце мая перед ними предстал выбор более выгодной путевки. Ниже в таблице представлены варианты, предложенные турагентствами города. Выберите наиболее выгодный вариант и в ответе укажите полную стоимость, затраченную ребятами и сколько потратит на дорогу и проживание каждый из них, если они полетят отдыхать на 6 ночей.
Название турагенства |
Перелёт (в 1 сторону) |
Трансфер до отеля (в 1 сторону) |
Проживание (1 ночь) |
«Вояж» |
32 S |
5 S |
6 S |
«Малибу» |
35 S |
4 S |
7 S |
«OKtour» |
30 S |
7 S |
10 S |
«Sunnex» |
29 S |
3 S |
12 S |
Цены указаны в долларах, по курсу 1 S=75,4 р.
3. Задача зеленой группы.
Сверстники Ваня и Маша поспорили друг с другом, кто лучше подберет себе обед в кафе с учетом того, что он должен составлять 30 – 35% суточного рациона и включать в себя первое блюдо – суп, второе блюдо – мясное или рыбное блюдо с гарниром и напиток на выбор. Для расчета своей суточной калорийности они решили воспользоваться следующей формулой:
K = 1000 + (n•100), где K – суточная калорийность, n – возраст ребенка. |
Возраст Вани – 14 лет. Маша заказала на первое суп с лапшой, на второе рис с рыбной котлетой и компот из сухофруктов. Ваня выбрал солянку, плов и зеленый чай. Кто из ребят оказался ближе всего к победе в споре и какова оказалось калорийность обеда победителя?
Наименование |
Стоимость |
Вес порции |
Энергетическая ценность (КБЖУ)/100 гр. |
|
Первое блюдо |
Борщ |
100 р. |
300 гр. |
57,7/3,8/2,9/4,3 |
Солянка |
190 р. |
300 гр. |
162,91/9,15/6,36/2,53 |
|
Суп с лапшой |
105 р. |
300 гр. |
27/1,32/0,99/3,07 |
|
Гарнир |
Гречка |
60 р. |
150 гр. |
92/3,38/0,62/19,94 |
Рис |
50 р. |
150 гр. |
116/2,2/0,5/24,9 |
|
Спагетти |
50 р. |
150 гр. |
158/5,8/0,93/30,86 |
|
Котлета мясная |
105 р. |
150 гр. |
227,4/10,1/19,4/3,3 |
|
Котлета рыбная |
70 р. |
150 гр. |
134,6/14,1/7,1/3,8 |
|
Плов |
180 р. |
250 гр. |
150,7/4,1/7,3/18,3 |
|
Чай черный |
15 р. |
300 гр. |
1/0/0/0,2 |
|
Чай зеленый |
15 р. |
300 гр. |
0/0/0/0 |
|
Компот из сухофруктов |
15 р. |
300 гр. |
60/0,8/0/14,2 |
|
Компот из свежих ягод |
15 р. |
300 гр. |
11,2/0,1/0/2,5 |
В то время пока рабочие группы заняты решением задач, педагог работает с группами поддержки, проводя математическую эстафету. За каждый правильно обоснованный ответ команде присуждается 1 балл.
1. Сколько концов у трех с половиной палок?
2. Настенные часы опаздывают за сутки на 3 минуты. Сегодня в полдень они показывали правильное время. Через сколько дней они вновь покажут правильное время?
3. В десятиэтажном доме 200 квартир и 5 подъездов. На каком этаже находится квартира № 155?
4. Одна четверть от 4 часов и 20 минут равна…
5. Разгадайте числовой ребус и вычислите сумму N+M+P:
NN7
* M
P 36
Ребята отвечают на вопросы и приносят своей команде дополнительные баллы.
После математической эстафеты педагог зачитывает задачи, а капитаны рабочих групп представляют свои ответы, комментируя решение и проговаривая методы решения.
После того, как будут заслушаны ответы, подводятся итоги и определяется команда – победитель, получившая медаль «За математическую грамотность».
Этап рефлексии.
– Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. Какая наука помогла вам сегодня справиться с заданиями? Когда и в каких ситуациях могут возникнуть перед вами такие задачи? Как вы считаете, что именно вы развивали на занятии? (ответы детей).
Несомненно, математика помогает в повседневной жизни решать многие житейские проблемы. Развивая математическую грамотность, можно быть уверенным, что не попадешь в неловкую ситуацию ни в одной сфере жизнедеятельности.
Поделитесь своим мнением о занятии, завершив фразы, представленные перед вами на карточках в зоне «Рефлексия»:
Я узнал(а)…
Работая в группе мне понравилось…
У меня возникли затруднения…
У меня получилось применить…
Мне понравился прием…
Мне не понравилось…
Мне захотелось узнать больше о…