Пименова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»
пгт Аксубаево, Республика Татарстан
Урок: по окружающему миру
Класс: 2 «А»
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: урок открытия нового знания
Технологии: групповые, технология решения исследовательских задач, игровые, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные; здоровье сберегающие.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, творческая.
Раздел: Природа.
Тема урока: Про воздух…
Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.
Планируемый результат обучения:
Предметные:
продолжить формирование представлений об атмосфере, составе и свойствах воздуха;
установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;
формировать навыки проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование;
прививать экологическую культуру на основе знаний об охране атмосферы.
Метапредметные:
Регулятивные
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
– прогнозирование – предвосхищение результата;
– развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
– осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;
– умение анализировать и исправлять ошибки;
– осуществление контроля по результату.
Познавательные
– умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;
– устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
– умение работать в микрогруппе с одноклассниками;
– формирование собственного мнения;
– использование речи для регуляции своего действия;
– умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
– владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные
– формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, оборудование для проведения опытов (веер, стакан с водой и трубочки, воздушные шарики)
Основные понятия: воздух, атмосфера, ветер, свойства воздуха, загрязнение воздуха, охрана воздуха.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, экология.
Ресурсы: Учебник А. А. Плешаков. Окружающий мир . 2 класс. М.: Просвещение – 2019. Часть 1. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1. – раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
План урока:
I. Мотивация и самоопределение к деятельности.
(Формирование личностных УУД)
Включение в деловой ритм и игровую деятельность.
П. Актуализация знаний.
Ш. Постановка учебной проблемы. Выявление места и причины затруднения.
(Формирование регулятивных, коммуникативных, личностных УУД)
Активизация знаний учащихся через создание проблемной ситуации.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)
Постановка учебных задач урока.
V. Реализация построенного проекта.
(Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)
Организация исследования проблемной ситуации.
Работа в группах.
Фиксация выводов полученных в результате группового исследования проблемы.
Физминутка – в форме визуализации.
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,
коммуникативных, логических УУД)
Работа в группах по установлению значения воздуха для жизни человека.
VП. Самостоятельная работа по закреплению.
(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,
коммуникативных, логических УУД)
Проверка умения применять новое знание в других предметных областях.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,
коммуникативных, логических УУД)
Фронтальная работа по повторению и закреплению экологических знаний об охране воздуха.
IX. Рефлексия деятельности.
(Формирование личностных УУД)
Работа со смайликами настроения.
Подведения итогов урока.
Информация о домашнем задании.
Конспект урока по окружающему миру
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
– Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? (С друзьями)
– Я с вами полностью согласна.
(звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной». Вместе с веселой песней и с друзьями мы сегодня отправляемся в путь за знаниями.) Работать будем в группах.
2.Актуализация знаний
Цель:
1) актуализировать знания о природе;
Проверка д/з.
1.Что такое гранит и из чего он состоит?
2. Где можно встретить горные породы?
3. Как человек использует богатства земных кладовых?
– Перед вами лежат карточки с номером 1. Ответьте на вопросы и впишите в клетки первую букву отгадки. Готовы?
– Жидкость без цвета и запаха, при замерзании превращается в лед?
– Как назвать одним словом: снег, дождь, град?
– Время года, наступающее после осени?
– Он бывает грибной, косохлест, ситничек, ливень?
– Время суток подходящее для завтрака?
– Деревья бывают лиственные и …?
1 |
Вода |
2 |
Осадки |
3 |
Зима |
4 |
Дождь |
5 |
Утро |
6 |
Хвойные |
– А теперь из выделенных букв прочитайте слово.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявление и фиксация места и причины затруднения
– Какое слово у вас получилось? (Воздух)
– Как вы думаете, почему я вам загадала это слово? (Мы будем говорить о воздухе)
– Верно. Тема нашего урока – Про воздух…
– Возьмите карточки с номером 2. Начнём заполнять. Приготовьте ручки.
Что мы уже знаем про воздух? Прочитайте все высказывания. Если вы это знаете, поставьте в левой колонке +, если не знаете, то -.
В начале урока |
В конце урока |
|
Воздух нас окружает |
||
Мы и все живые организмы дышат воздухом |
||
Что такое воздух? |
||
Из чего он состоит? |
||
Каковы свойства воздуха? |
||
Как человек их использует воздух? |
||
От чего загрязняется воздух? |
– Что вы отметили? ( Воздух нас окружает, мы и все живые организмы дышат воздухом)
– А всё ли мы знаем про воздух? (Нет)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: 1) постановка учебных задач урока
– А что нам еще нужно узнать о воздухе?
Каковы же цели нашего урока?
Что такое воздух?
Из чего он состоит?
Каковы свойства воздуха?
Как человек их использует воздух?
От чего загрязняется воздух?
Как охраняют воздух?
Значит цель нашего урока найти ответы на эти вопросы.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: 1) построение и фиксация нового знания о воздухе и его составе;
2) Изучение свойств воздуха методом группового эксперимента;
3) Фиксация полученных опытным путем знаний знаково и в речи.
– А что такое воздух? (газ)
– Воздух – это не просто газ, а смесь газов?
– А кто-нибудь знает, из каких газов состоит воздух? Возьмите, пожалуйста, конвертики с цифрой 3. В нём лежат шаблоны состава воздуха. Сейчас вы составите диаграмму. Работать будете в парах и узнаете, из чего состоит воздух.
Посмотрите на диаграмму:
– Какого газа в воздухе больше всего? (азота)
– Какой газ в воздухе самый важный? Почему? (кислород)
– Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе? (углекислого)
– Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе? (Растения)
– Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород
В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака.
– А можем ли мы видеть воздух? (Нет. Он не видим.)
– А как доказать, что воздух не пустое место, и доказать его наличие? И какими свойствами он обладает? Для этого предлагаю Вам провести несколько опытов.
Работа по группам.
1 группа
Задание: У вас на столе лежит веер. Как с его помощью можно доказать, наличие воздуха?
Опыт: Ученики должны догадаться, что нужно веером помахать перед лицом. Образуется ветер.
– Ветер – это движение воздуха. Значит, воздух существует, но он не видим.
2 группа
Задание: Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойство воздуха мы откроем? Понюхайте воздух? Какой запах он имеет? Какое это свойство воздуха?
Опыт: Учащиеся должны убедиться в том, что чистый воздух не имеет вкуса и запаха.
Вывод: Воздух не имеет вкуса. Воздух не имеет запаха.
3 группа
Задание: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?
Надуйте шарик и пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма?
Опыт: Учащиеся должны убедиться, что воздух не имеет формы и принимает форму того предмета в который его помещают.
Вывод: Воздух не имеет формы – это газ и он принимает форму того объекта в которые его помещают.
4 группа
Задание: Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
– Что появилось? Почему пузырьки поднимаются вверх?
Опыт: Ученики должны увидеть в стакане воды – пузырьки воздуха, которые поднимаются вверх.
Вывод: Пузырьки воздуха поднимаются вверх – значит воздух легче воды.
5 группа
Задание: У вас 2 шарика, сожмите их и сравните. Легко ли они оба сжимаются, в чем различие. Какой вывод можно сделать?
Опыт: Дети должны убедиться, что чем больше воздуха в шарике, тем его труднее его сжать, то есть воздух – упругий.
Вывод: Воздух легко сжимается и он упругий.
Что же нам показали наши эксперименты, смогли вы узнать о воздухе больше или нет.
А как вы думаете, какого цвета воздух?
Вывод: Воздух – бесцветный или прозрачный
А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?
– Небо
Какого оно цвета? Каким оно может быть? Почему?
-Голубого
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.
-Мы привыкли называть воздушный океан – небом.
А ученые его называют – атмосфера. Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Атмосфера защищает Землю от избытка тепла и холода. Если бы не было атмосферы солнечные лучи сожгли бы все живое на нашей планете.
А имеет ли он массу? Вы смогли это доказать?
– Нет
А как вы думаете, можно ли взвесить воздух?
– Да, только в условиях класса нельзя
–Итальянский ученый Галилео Галилей 300 лет назад к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше. Так ученый установил, что 1 литр воздуха весит 1 гр 293 миллиграмма.
1000 литров воздуха весят1кг 293 грамма.
5 группа
ВЫВОД: Воздух легко сжимается и он упругий.
Где применяется свойство сжимаемости воздуха?
– На этом свойстве основано использование воздуха в мячах, автомобильных шинах. нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации). Используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены. Приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.)
Как вы думаете все свойства воздуха мы смогли исследовать на нашем уроке? Конечно же нет?
Но вот еще о некоторых из свойств воздуха подготовили сообщения ваши одноклассники – это было их дополнительным домашним заданием.
Теплопроводность.
Знаете ли вы, почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется? Это свойство – теплопроводность. Воздух – плохой проводник тепла.
Поэтому земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают. На самом деле, что же греет землю, снег ли? Вовсе нет. Между снежинками – воздух, он не пропускает холод.
Как сидят птички, когда на улице мороз – нахохлившись. А что происходит с мехом животных к зиме – он густеет. Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними. Свойство теплопроводности использует и человек – меховые шубы, шерстяная одежда, валенки – греют не они, греет нас воздух, потому что он плохой проводник тепла и не выпускает тепло наружу.
Горячий воздух легче, чем холодный.
Измерьте температуру воздуха в помещении. Все знают, что теплее под потолком, чем у пола, потому что теплый воздух легче и он поднимается вверх, а холодный тяжелее, он опускается вниз. Поэтому форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами. Поэтому люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться. Это свойство воздуха используется и в аэронавтике – на аэростаты и дирижабли устанавливают конфорку, которая подогревает воздух, благодаря этому аэростат взлетает.
Физминутка
Воздух поможет вам отдохнуть.
Визуализация «Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке. Воздух здесь свежий и наполнен ароматами леса. Дышится легко и непринужденно. Где –то неподалеку слышны мелодичные переливы ручейка. Заливистые трели птиц. Оглядитесь. Вокруг вас на поляне прекрасные цветы. Понюхайте цветок, который вам понравился больше всех. Сделайте глубокий вздох, насладитесь ароматом цветка. Почувствуйте, как вместе с этим ароматом к вам притекают силы, энергия и бодрость. Уловите, как ваше настроение улучшается.
Теперь откройте глаза. Еще раз глубоко вдохните.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: 1) установить значение воздуха для человека, опираясь на полученные знания и собственный опыт;
2) зафиксировать во внешней речи, полученные выводы и знания.
Может ли жить человек без воздуха?
Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?
(Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
В день человеку требуется 600литров воздуха, много это или мало?
– Почему же воздух одно из главных богатств природы?
Работа в группах
Какое значение имеет воздух для нас? Подумайте, даю вам 5 секунд.
Продолжите фразу.
Благодаря воздуху мы…
– Дышим
– Слышим
– Плаваем на яхтах и парусниках;
– Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;
– Убираем пыль пылесосом;
– Сушим бельё
7. Самостоятельная работа.
Цель: 1) проверка умения применять полученные знания в других предметных областях; 2) расширять межпредметные связи, подтверждающие значение воздуха в жизни человека.
– Возьмите карточки под номером 4. Прочитайте текст.
Вова Колесников, выполняя самостоятельную работу описал так свойства воздуха:
Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный.
Найди у Вовы ошибки и исправь их.
Самопроверка.
На доске открывается правильный ответ. Самопроверка.
Бесцветный нет запаха
Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный
– Кто допустил ошибку?
– Почему?
– Над чем надо поработать?
– Кто выполнил без ошибок?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы;
повторение знаний об охране природы и воздуха
– Как вы думаете, а что называют “лёгкими Земли”?
– Потому что на Земле есть зеленые растения.
– Почему?
– Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ.
А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.
– Значит, важно ли охранять растения?
– Почему?
– А можете ли вы принимать в этом участие?
– А где вы уже принимаете участие?
– В классе и дома мы ухаживаем за комнатными растениями, убираем и проветриваем комнату и класс.
– Ребята, людям и животным, заводам и машинам – всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
– В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.
Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Рассмотрите фотографию на с. 49 учебника.
Какими бы фотографиями вы дополнили учебник?
Как еще происходит загрязнение воздуха?
(фотографии появляются на слайде)
Рассмотрите схемы на с. 49.
От чего они предостерегают людей?
Что еще делают люди, чтобы воздух был чистым?
– Устанавливают фильтры на трубы, сокращают вредное производство, научились делать новые экологически чистые машины и т. д.
Учитель дополняет то, что не скажут дети.
На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.
Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
А сейчас возьмите свои листочки, которые вы заполняли в начале урока. Сейчас мы заполним правую часть, то что вы ещё узнали сегодня.
9. Рефлексия деятельности
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; формирование навыка самооценки
– Какова была тема нашего урока?
– Про воздух…
– Достигли цели урока?
– Что же такое воздух?
– Что нового вы узнали?
Что такое воздух
Как доказать, что воздух существует …
Какие свойства воздуха …
Каково значение воздуха ….
Почему воздух загрязняется …
Как охранять воздух
– Что было интересным для вас?
– Нужны вам эти знания?
В подарок за хорошую работу на уроке, каждый из вас получает воздушные шарики.
– Оцените свою работу на уроке. Выберите и закрепите свой шарик на доске
– Красный – у меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам.
– Жёлтый – мне грустно, я работал, но мне нужна ещё помощь.
– Зелёный – я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял.
Информация о домашнем задании
- Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 48 -51) и в рабочей тетради задание № 1, 2
2. Дополнительно – понаблюдать за небом и подготовить фоторассказ на тему «Красота неба», свой фоторассказ вы можете оформить в рабочей тетради, задание № 3, или представить его любым другим удобным для вас способом.
– Наше путешествие подошло к концу. Оно не получилось бы таким интересным и познавательным без вашей помощи. Всем спасибо за работу. Урок окончен.
Приложение 1
1 |
Вода |
2 |
Осадки |
3 |
Зима |
4 |
Дождь |
5 |
Утро |
6 |
Хвойные |
Приложение 2
В начале урока |
В конце урока |
|
Воздух нас окружает |
||
Мы и все живые организмы дышат воздухом |
||
Что такое воздух? |
||
Из чего он состоит? |
||
Каковы свойства воздуха? |
||
Как человек их использует воздух? |
||
От чего загрязняется воздух? |
Приложение 3
Приложение 4
Задание для самостоятельной работы
Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный.
Самопроверка
Воздух не имеет вкуса. Он бесцветный. У нет запаха и он прозрачный.