I. Введение
К началу XXI в. наследие А.С. Пушкина вместе с многочисленным анализом его творчества оформилось в особого рода гипертекст, знакомство с которым становится все более и более затруднительным в связи с неимоверным объемом источников. Тем более что на сегодняшний день мы имеем дело с массивом параллельно существующих текстов. В бумажном и цифровом пространстве встречаются:
- рукописи (и их факсимильное воспроизведение в печатных версиях),
- журнально-книжные публикации,
- оцифровки опубликованных ранее материалов, интегрированных в цифровую среду,
- интернет-источники, появившиеся в последнее время.
Развитие цифровых технологий связано с процессом интеграции литературной классики в виртуальное пространство.
В связи с этим, мы задумались, как бы жилось Александру Сергеевичу в наше время. Этот вопрос очень широкий и емкий. Мы решили его конкретизировать, «сделать» более узким. Решили рассмотреть этот вопрос с точки зрения социальных сетей, которые сейчас буквально «опутали» всю нашу жизнь. Интересно, как вы выглядела бы страница «ВКонтакте» Пушкина, если бы таковую он имел в свое время? Информации о жизни и творчестве «солнца нашей поэзии» более чем достаточно, надо только систематизировать.
Задача: систематизировать информацию по биографии А.С.Пушкина, создать страницу «ВКонтакте» поэта (в формате рисунка).
О размещении Пушкина в социальных сетях, в частности, в сообществе «ВКонтакте», задумались ранее нас.
Есть несколько сообществ ВК, посвященных творчеству поэта. В них приводятся цитаты из произведений Пушкина, публикуются иллюстрации к стихотворениям, есть аудиопрочтения произведений. Интересно, что зарегистрирован 22921 человек с именем Александр Пушкин. В основном, это реальные люди с именем или псевдонимом Александр Пушкин.
Итак, мы приступили к реализации проекта.
Нам нужно было определиться, какая именно информация нам нужна. Сначала нужно уточнить, в каком году Пушкин «создал» эту страницу, потому что, отталкиваясь от этой даты, указываем личные данные.
Мы предположили, что страница «ВКонтакте» «создана» Александром Сергеевичем в 1823 году. Он с 1820 по июль 1823 года находился в Кишиневе, служил в канцелярии под руководством Инзова. В это время он имел и длительные отлучки (проживал в Каменке, имении Давыдова, побывал в Киеве, в Одессе и др. населенных пунктах).
Этапы работы:
1 этап. Сбор и систематизация информации.
- Личные данные поэта (дата рождения, город, семейное положение, языки, которыми он владел)
- Основная информация:
- Родители
- Карьера
- Образование (начальное, высшее образование)
- Военная служба
- Жизненная позиция (что его вдохновляло)
- Личная информация (деятельность, интересы, любимые книги, чтО бы он написал о себе).
- Друзья поэта
- Сообщества, в которых он состоял.
- Фотографии (используем портреты времен поэта).
- Переписка поэта с друзьями.
2 этап. Разработка шаблона страниц.
3 этап. Заполнение страниц.
II. Основная часть
1) Главная страница
Заполнили основные факты из жизни Пушкина.
2) Друзья
Как известно, у Александра Сергеевича было много друзей.
ФИО |
Годы жизни |
Пущин Иван Иванович |
(1798–1859) |
Дельвиг Антон Антонович |
(1798–1831) |
Кюхельбекер Вильгельм Карлович |
(1797–1846) |
Малиновский Иван Васильевич |
(1795-1873) |
Вяземский Петр Андреевич |
(1792–1878) |
Жуковский Василий Андреевич |
(1783–1852) |
Чаадаев Петр Яковлевич |
(1794–1856) |
Рылеев Кондратий Федорович |
(1795-1826) |
Бестужев Александр Александрович |
(1797 -1837) |
Пестель Павел Иванович |
(1793–1826) |
Раевский Владимир Федосеевич |
(1795 -1872) |
Козлов Иван Иванович |
(1779–1840) |
Нащокин Павел Воинович |
(1801–1854) |
Пушкин Василий Львович |
(1766–1830) |
Плетнев Петр Александрович |
(1792–1865) |
Якушкин Иван Дмитриевич |
(1793–1857) |
Данзас Константин Карлович |
(1801 -1870) |
Илличевский Алексей Демьянович |
(1798-1837) |
Вольховский Владимир Дмитриевич |
(1798-1841) |
Матюшкин Федор Федорович |
(1799-1872) |
Корсаков Николай Алесандрович |
(1800-1820) |
Горчаков Александр Михайлович |
(1798-1883) |
Корф Модест Андреевич |
(1800-1876) |
Яковлев Михаил Лукьянович |
(1798-1868) |
В Лист «Друзья» вошел небольшой список друзей поэта.
3) Сообщества
Исследовав литературу о поэте, нашли два сообщества времен А.Пушкина. Это общество «Арзамас» и «Зеленая лампа».
Если бы во времена Пушкина были социальные сети, наверняка было бы еще одно сообщество, это, как мы предполагаем, «День лицеиста», где объединилась бы выпускники Царскосельского лицея». Именно там они обменивались бы различными мыслями, шутками, эпиграммами. После выпуска лицеисты ежегодно собирались 19 октября для празднования Дня Лицея. В 1825 году Александр Сергеевич написал замечательные строки:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
В эту страницу включили стихотворения, написанные в этот день в разные годы.
4) Переписка
Далее исследовали небольшую часть переписки поэта 1824-1825гг.
Письма в те времена, конечно же, шли долго. Мы «вставили» их в формат сообщений «ВКонтакте». Затруднением было то, что письма их были большие по объёму. Приходилось брать небольшие письма и сокращать некоторые из них.
Проанализировав письма поэта и его друзей, увидели их дружеское, непринужденное общение. Благодаря постоянной переписке, Пушкин и во время нахождения в ссылке был в курсе петербургских литературных полемик.
Барон Антон Антонович Дельвиг был ближайшим из друзей Пушкина, начиная с лицейских лет. Расставшись после окончания Лицея, друзья делились сокровенными мыслями через эпистолярный жанр. Их письма полны обсуждений на литературные темы.
Еще один друг Пушкина – Василий Андреевич Жуковский. Поэты испытывали друг к другу теплые чувства. Пушкин обращался за помощью к Жуковскому, а тот помогал ему советом. Пушкин посылал Жуковскому свои произведения, и Жуковский высказывал свое мнение о них. Оценка Жуковского была для Пушкина очень значима и важна. Их отношения были теплыми и доверительными. Часто Жуковский играл роль не только друга, но и помощника и наставника Пушкина. Он считал, что его друг способен на большее. Замечания Жуковского, его помощь, безусловно, повлияли на творчество Пушкина в будущем.
Александр Пушкин после окончания лицея вел переписку со многими друзьями, в частности, с Иваном Пущиным. Они впервые встретились в августе 1811 года при поступлении в Царскосельский Лицей. После окончания лицея пути друзей разошлись: Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел, а Пущин – в гвардию, в конную артиллерию. В Петербурге друзья встречались не очень часто, но вели активную переписку.
Переписка между Пушкиным и Рылеевым, начавшаяся в январе 1825 года, оборвалась с арестом поэта-декабриста. Их письма свидетельствуют о процессе взаимного заочного сближения, осложненном расхождениями в эстетических вопросах, Письма Рылеева Пушкину – письма убежденного пропагандиста гражданственной поэзии; одержимый «ревностью к общественному благу»,
Эпистолярный диалог Пушкина и Рылеева отражает литературную полемику, развернувшуюся в русской критике в середине 1820-х годов. Эстетическая позиция Рылеева не раз впоследствии стимулировала творческие поиски Пушкина.
Пушкин и Бестужев в ходе переписки выясняли принципиальные вопросы: они вели спор о понимании задач современной критики и литературы. Декабрист Александр Бестужев вкладывал в понятие критики более широкий агитационный, пропагандистский смысл. Декабристы боролись за то, чтобы в России была активная, влиятельная, действенная литературная критика. Пушкин, пристально следивший за литературной полемикой столичной прессы, рассматривал критику в более узком и точном смысле этого слова. Именно поэтому он азартно оспаривал заявление Бестужева о том, что “у нас есть критика, но нет литературы”.
III. Заключение
Данная тема не только интересная и занимательная, но имеет и воспитательное значение. Кроме того, что знание круга общения всемирно известного писателя А.С. Пушкина позволяет расширить наш кругозор, дает представление об их деятельности и интересах, также учит ценить и дорожить таким святым чувством, как дружба, так как оно в жизни помогает преодолеть все невзгоды, делает человека духовно, нравственно богатым. Недаром народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба людей гору богатств создает».
А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни. Н.В. Гоголь пророчески заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Поэтому Пушкина нужно изучать. Не знать Пушкина – значит не знать себя.
Думаю, это интересный просветительский проект – оживлять писателей и вести от их имени блоги, страницы в социальных сетях. Это можно рассматривать как хороший инструмент привлечения внимания молодых людей к творчеству, как в проведенном нами исследовании, Александра Сергеевича, особенно если эти посты будут составлены грамотно, с опорой на проверенные источники.
IV. Библиографический список
- Бодрова А. Краткая история пушкинистики. [Электронный ресурс] Как изучали Пушкина с середины XIX века и до наших дней. – Режим доступа: https://gorky.media/context/kratkaya-istoriya-pushkinistiki , свободный.
- Вересаев В.В. Пушкин в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников. Книга первая / В.В. Вересаев. – СПб.: Лениздат, 1995. – 431 с. : ил. – (Жизнь гениев. В 5 т. Т. 1).
- Переписка А. С. Пушкина. В 2-х т. Т. 1. М., «Художественная литература», 1982. (Переписка русских писателей).