Концертная деятельность занимает приоритетное место в жизни любой образовательной организации эстетической направленности – ДШИ, ДМШ, вокальных студий, музыкальных ССУЗОВ. Важно отметить, что результатом обучения игры на различных музыкальных инструментах, вокалу или хоровому искусству является концерт. Концертная деятельность включает в себя не только концерты внутри учебного заведения(отчетные концерты, концерты к праздникам, определенным датам), но также это выступления на площадках города, конкурсная деятельность учащихся в районных, городских, региональных и международных фестивалях и смотрах. Я преподаю хор и вокал и хотела бы рассказать о концертной и конкурсной деятельности на примере своего предмета.
Большое внимание мною отводится мотивации детей в отношении их участия в концертах и конкурсах. Дети эстетически и профессионально растут на сцене, становятся более уверенными в исполнении, обращают внимание на уровень выступлений других детей, появляется еще больший интерес к творчеству, а также проявляется соревновательный элемент. Я заметила, если детей не выводить на сцену и не включать их в какие – либо концертные мероприятия, дети теряют интерес к занятиям и не относятся к предмету серьезно. Особенно большое значение для учащихся имеет победа в каких либо конкурсах, объявление о получении призового места, гласность события, и их причастность к коллективному успеху.
Если говорить о сольном исполнении, то чем раньше ученик будет выступать на сцене, тем более уверенно он будет выступать в дальнейшем. Бывает так, что выступая сольно, дети теряются и забывают слова. В моей практике есть мальчик, который в начале своего обучения очень волновался, когда выходил на сцену и забывал слова. Чем чаще он выступал в концертах и на конкурсах, тем меньше он терялся на сцене.
Если говорить о хоровой деятельности, то каждый ребенок по своему ответственен за коллективный результат, поэтому петь чисто, соблюдать динамические оттенки, штрихи, другие средства музыкальной выразительности и помнить слова должен каждый участник хора.
На мой взгляд, и академический зачет можно отнести к концертной деятельности, в музыкальных ссузах проводят академический зачет в форме концерта.
На зачете можно выявить наиболее способных и талантливых учеников и их номера включать в концерты и конкурсы. Также на зачетах можно выявить динамику роста учащихся , что у них получается, а что требует отдельной проработки. По результату зачета понятен уровень мотивации и степень увлеченности ребенка предметом. По успехам детей можно делать выводы и об уровне самого образовательного заведения и компетентности преподавательского состава. То есть концертная(конкурсная, зачетная) деятельность тесно связана с педагогической практикой.
Все дети, приходя в школу по-своему талантливы и музыкальная школа эти таланты стремится развить. Многие дети уже приходят каждый со своими способностями, у кого –то хороший голос и слух , у кого-то эти способности менее выражены и воспитываются постоянными занятиями при надлежащей старательности ученика. На хоре дети учатся слушать себя, своего соседа, и то, как звучит хоровой коллектив в целом. Некоторые дети, приходя в музыкальную школу, поют песни, как рассказывают стихи (гудошники), но начиная слушать музыку, ребенок учится ее правильно воспроизводить. В умение детей чисто интонировать песню и выразительно ее исполнять весомый вклад вносит преподаватель хора и вокала. Я рассказываю детям о разных звуках-высоких и низких. Играю на фортепиано и спрашиваю у детей: «Я играю высокие ноты или низкие?» , дети отвечают. На занятиях мы показываем музыку, звук выше или ниже. Я прошу детей произнести слова как собачка, как кошечка, как мишка, как птичка, «проехаться звуком сверху вниз» (глиссандо) и постепенно слух, голос и координация того и другого у ребенка начинает развиваться.
Ввиду ограничений, связанных с COVID-19, приходилось переходить на дистанционный формат обучения. Я преподавала вокал по ватсапу, а также использовала платформу программы Zoom. Дети сдавали хоровые партии, высылая записи по ватсап. Конечно через Zoom дети слушали новые хоровые песни, пропевали индивидуально свои партии в режиме онлайн.
Дистанционный формат коснулся концертных и конкурсных мероприятий. Я и мой коллектив делали записи, которые отправляли на заочные конкурсы. Также я наблюдала за тем, как концерты отдельных, уже состоявшихся взрослых коллективов проводились в заочной форме и слушатели-любители вокальной, хоровой музыки могли попасть на концерт в режиме онлайн, перейдя по ссылке в интернете.
Таким образом, концертная деятельность играет значительную роль в сфере образования, развивает детей, развивает нас, как педагогов, происходит обмен опытом между коллегами. Творческое развитие детей, их участие в конкурсных, зачетных мероприятиях происходит как в очной, так и дистанционной заочной форме.