Пояснительная записка
За многолетнюю практику работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, могу отметить какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, писать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки, вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с рисованием, письмом и ориентировкой на микроплоскости.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. С первых месяцев обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.
Недостаточный уровень сформированности графо-моторных навыков создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму приводит к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.
Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма. Этот факт обуславливает актуальность выбранной мною темы экспериментальной работы: «Развитие графо-моторных навыков у дошкольников».
Цель моей работы – выявить трудности у детей в овладении письмом, разработать программу и коррекционные задания для формирования навыка письма и подготовки руки к письму; создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развить навыки ручной умелости; научить родителей, как развить механизмы у ребенка, необходимые для овладения письмом.
Я считаю, что развитие графо-моторных функций у дошкольников является важной составляющей одной большой глобальной проблемы – это подготовка детей к школьному обучению. И вероятно, многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно будет избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.
Предмет исследования – графо-моторные навыки у дошкольников.
Объект исследования – процесс развития графо-моторных навыков.
Для решения поставленной цели мною были выделены задачи исследования:
- Изучить теоретические основы работы по развитию графо-моторных навыков у дошкольников.
- Выявить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей старшей возрастной группы.
- Разработать и апробировать программу для эффективного развития графо-моторных навыков.
В ходе исследования мною были использованы следующие методы:
Теоретические: метод анализа и обобщения литературных данных; сравнения, сопоставления; метод статистической обработки полученных данных.
Практические: обследование, беседа, выполнение заданий, и другие.
Практическая значимость моей работы заключается в организации и проведении специальных занятий по развитию графо-моторных навыков и мелкой моторики у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
I Теоритическая часть
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Большой интерес представляют наблюдения за развитием у маленьких детей движений рук при ощупывании. У детей 3–5 лет движения обеих рук при ощупывании асинхронны, прерывисты. К 5–6 годам появляются более продолжительные ощупывания, дающие, естественно, больше информации о предмете. В 6–7 лет при ощупывании уже наблюдаются непрерывные движения пальцев рук, что отражает более совершенную форму кинестетического анализа (А.В.Запорожец, 1960, 1967). При узнавании предмета в одном случае воспринимаемого зрительного и опознаваемого затем на ощупь, а в другом случае – наоборот, оказывается, что процесс узнавания, начинающийся с тактильно- кинестетического восприятия, протекает у маленьких детей труднее. У детей 3-4 лет время тактильного опознания составляет около 40 сек.; у детей 4–5 лет – 20 сек.; у детей 5–6 лет – 15 сек.; у детей 6–7 лет всего 7 сек.
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функций руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка института физиологии детей и подростков АПН РСФСР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
М.М. Кольцова, анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функций речи и руки, в том числе и данные электрофизиологических исследований, пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук. Она особо подчеркивает, что, «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области»
В рассматриваемый период онтогенеза у детей по мере накопления с возрастом двигательного опыта постепенно меняется относительная роль кинестетического и зрительного контроля движений. Если ребенок 3–4 лет регулирует собственные движения в основном с помощью зрения, сопровождая взором всю траекторию движения рук, то в последние годы, особенно к семилетнему возрасту, все более возрастает роль кинестетического контроля за процессом движения.
Таким образом, мы видим, что развитие функций руки начинается уже в первые дни жизни ребенка. Сначала развивается сама рука, затем начинают развиваться тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Эти движения совершенствуются, становятся более точными и уверенными к концу дошкольного возраста.
Профессор М.М.Безруких выделяет следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков:
- до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак;
- в 2–3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;
- к 3–4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (крест, круг, молоточек);
- к 4–5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, но уже может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;
- в 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать циклические движения.
При оценке графических умений следует помнить, что до пяти лет ребенку все еще трудно ограничивать длину линий, а учитывая то, что кинестетический контроль формируется только после 6 лет, то основной контроль, при выполнении дошкольником графических заданий принадлежит зрению. В тоже время глазомерные функции совершенствуются постепенно.
Уровень развития мелкой моторики – это один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Как писал физиолог И.И.Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Проводя коррекционную работу с детьми, с нарушениями зрения, я убедилась, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Проводимые мною коррекционные занятия показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. А тонкая моторика, в свою очередь, основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
С чем же я столкнулась на практике? Проводя обследование и диагностику детей- дошкольников с нарушениями зрения, я убедилась, что у них:
- Слабо развита общая и мелкая моторика, быстро устает рука
- Многие дети неправильно держат карандаш или ручку
- Закрашивание выполняют не аккуратно, выходя за контуры, а нажим карандаша слишком слабый или слишком сильный.
- Не получается штриховка и четкая обводка линий
- Недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации: теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв (зеркальное письмо букв и цифр) нарушение соотношения элементов, замены сходных по конфигурации букв, цифр. Не соблюдают интервал и высоту элементов.
- Плохо развиты произвольное внимание. аналитическое восприятие и зрительная память (не укладываются в общий темп работы)
- Нарушены представления о пространственных признаках и отношениях: ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница»,
Детям трудно даются задания, связанные с рисованием и письмом, когда важна координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука – зрение, зрение – слух, рука – зрение – слух), такие как:
- Обводка шаблонов , пунктирных и тонких линий
- Штриховка контурных изображений
- Письмо букв и цифр
- Копирование, срисовывание, списывание
- Выполнение таких заданий как «Дорисуй вторую половину»
- Выполнение графических диктантов на слух и по образцу (не могут отсчитывать клетки
В результате проведенной работы и выявленных трудностей возникло желание углубленно изучить проблему развития графических и мелких моторных функций у детей с нарушениями зрения. Так как считаю, что развитие этих функций будет способствовать качественной подготовке к школе, а так же будет положительно сказываться на интеллектуальном развитии в целом и реализации творческих способностей детей.
Поэтому целью моей экспериментальной работы стало: развитие умений и навыков у детей по выполнению графических и письменных работ; ориентировке на микроплоскости, разработать определенную систему упражнений для подготовки руки к письму, а также воспитание заинтересованности у детей в конечном результате. Занимаясь этой проблемой на протяжении последних лет, я определила для себя задачи в коррекционной работе:
- развивать зрительно-моторных координации и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами, умения правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими;
- развивать зрительную и моторную память, координацию, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятие; умение действовать, повторяя показанный образец и правило;
- формирование представлений о пространственных признаках и отношениях;
- пополнение словарного запаса новыми понятиями, характеризующими письмо и ориентацию на микроплоскости;
- формирование навыков учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, соблюдая правила поведения во время выполнения заданий, сроки окончания задания.
Для воплощения всех этих направлений требовалась конкретная программа, которая бы учитывала все перечисленные этапы развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, а так же строилась на следующих принципах:
– системность; процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одно направление, необходима системная работа.
– взаимодополняемость; комплексный процесс, в котором развитие одних функций определяет и дополняет развитие других функций.
– соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;
– адекватность требований и нагрузок;
– постепенность; следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
– повторяемость материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
I Практическая часть
Для выявления уровня развития графо-моторных функций и правильного выбора методов и приемов коррекции и развития графических навыков, у детей с нарушениями, мною были продуманы диагностические задания, которые проводились в начале учебного года, а потом поквартально. Я проверяла уровень развития графо-моторных функций у 14 диагностируемых детей (5–6 лет) на протяжении нескольких лет по следующим критериям:
- Определение ведущей руки. (Проводилась по параметрам, предложенным М.М.Безруких, дополнительно применялась методика
М.Озьяс). - Определение уровня развития мелкой моторики рук. (Использовались методики Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова, Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич, а также мотометрический тест “Вырезывание круга” под редакцией Г.И.Сердюкова).
- Определение уровня развития пространственных представлений. (Применялись материалы Т.А.Павловой).
- Выявление трудностей зрительного восприятия. (Использовалась переработанная М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig).
- Определение развития графического навыка. (Проводилось по критериям предложенным Н.В.Нижегородцевой).
У детей проверялись умения:
- навык владения карандашом, ручкой;
- соблюдение интервалов и границ
- графические навыки на уровне возрастных требований;
- ориентировка на листе бумаги и по клеткам;
- штриховка в разных направлениях;
- аккуратное и правильное письмо печатных букв и цифр;
- списывание текста с образца печатными буквами.
Проводя диагностические задания для определения уровня готовности ребенка к письму, а так же развития мелкой моторики и координации движений рук, я использовала методику «Домик», разработанную Н.И. Гуткиной; «Дорожки» (по Л.А. Венгеру); проверяла готовность руки к овладению письмом (рисование простых узоров); координацию движений руки и глаз (монометрический текст); а также частично использовала в своей работе методику М.М. Безруких, Л.Морозовой «Оценка уровня развития зрительного восприятия детей 5-7 лет”. Для определения ведущей руки использовала экспресс-методы диагностики ведущей руки: «Переплетение пальцев», «Поза Наполеона», «Одновременные действия обеих рук» и тесты Ф.Кречмера.
Действительно, проанализировав навыки и умения у детей с нарушениями зрения, я пришла к выводу, что у 82 % детей графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно. 34% детей при выполнении заданий нуждаются в стимуляции педагога. Выполнение заданий, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, поэтому на своих коррекционных занятиях предусматриваю смену выполняемой деятельности, ограничиваю длительность выполнения письменной работы; соблюдаю зрительный режим, слежу за зрительной нагрузкой детей, своевременно провожу физпаузы и офтальмологические гимнастики с использованием музыки или интерактивной доски.
Каким же образом можно развивать ручную умелость в детском саду? Этому способствуют различные виды изодеятельности, игры с мелкими конструкторами, пазлами, пальчиковые гимнастики, где дети учатся дифференцировать каждый пальчик.
За годы практики проведения коррекционных занятий, я убедилась, что рисование и письмо требует согласованного участия многих психических функций. способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, говорить, чувствовать, двигаться. В процессе рисования и письма у ребёнка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, ручкой, кисточкой, мелками), развивается координация движений обеих рук, координация действия руки и глаз, зрительный контроль. Наблюдения показали, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисования, легче выучиваются писать.
Подготовка руки к письму является одним из сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, это также связано с психофизическими особенностями 5–6-летнего ребёнка.
Сначала дети обводят буквы по тонким линиям и опорным точкам, а затем прописывают буквы, соблюдая высоту строки и интервал между
ними.
В ходе коррекционной работы я убедилась, что у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. Как часть занятия провожу самомассаж рук и каждого пальца, от ногтя к основанию, начиная с 4-летнего возраста, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая. Использую интересный самомассаж для рук, предложенный в журнале «Логопед» № 6, 2004, педагогом Н.С. Аммосовой.
Для нормализации мышечного тонуса использовались разные приемы:
При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Использовала расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Выполнялись релаксирующие упражнения.
При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать– разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).
Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)
Важно:
– сначала даются упражнения для более крупных мышц;
– начинают со статических движений (удержание позы);
– динамические движения (кулак – ребро – ладонь);
– движения с помощью пальцев.
Для проведения игр и упражнений по развитию мелкой моторики в кабинете имеется специальное оборудование и дидактические игры:
- разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
- свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
- дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
- наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
- различные виды мозаики, конструкторов, пазлы, геометрические головоломки.
( работа с «Танграмом»)
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.
Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.
Работа по подготовке к письму и формирование тонко координированных графических движений включает следующие разделы:
- знакомство с тетрадью и рабочей строкой, клеткой
- вертикальные и горизонтальные прямые линии, комбинации из них
- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения
- раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности
- дуги, волнистые линии, круги, овалы
- обведение шаблонов, рисунков по контуру, копировние
- рисование по опорным точкам
- рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности
- дорисовывание изображений
- разлиновка
- использование лекала, трафаретов для изображения и дорисовывания предметов;
- графический диктант предметов сложной формы на слух и по образцу
У ребёнка с нарушениями зрения, как правило, графические навыки развиты слабо. Поэтому работа над развитием графических навыков является частью комплексного коррекционного занятия. В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. С детьми младшего дошкольного возраста провожу простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания:
- Прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»;
- ритмические круговые движения «Намотаем нитки», «Соберем веревочку»;
- волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях «Летит бабочка».
- Обводка рисунка,
- составь картинку по точкам-штрихам
Штриховка, обводка шаблонов, как один из самых легких видов деятельности, вводятся мною ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил, так как в первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть, правильно держать карандаш, бумагу. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает разные виды штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. При работе со штрихом развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности, что имеет большое значение для развития детей. Дети старшего дошкольного возраста продолжают:
-
- выполнять усложненные задания:
- учатся одновременно начинать и заканчивать работу,
- ставят перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур,
- удерживают поставленные задачи в памяти, сохраняя алгоритм действий в уме
- работают в тетрадях в крупную клетку
- выполняют зрительные и слуховые диктанты
В старшем дошкольном возрасте ввожу работу в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. В процессе работы в тетради у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев. Приучая детей правильно держать карандаш, я показываю, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращаю на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец. Два других пальца только приближаются к ладони, но не прижимаются. Детям предлагаю проделывать эти упражнения перед началом работы.
Упражнения усложняю постепенно. Знакомя ребенка с новым упражнением, опираюсь на ранее усвоенные им умения и навыки. Подготовка к письму включает в себя развитие ряда умений и навыков. Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировок на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движения руки.
В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. На всех этапах обучения упражнения не являются механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательным и целенаправленным действием ребенка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. Только при целенаправленном выполнении упражнений и возможно добиться желаемых результатов.
Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки, воспроизводить их по памяти, выкладывая их из палочек, геометрических фигур, а затем зарисовывают карандашами или ручками. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых – развитие внимания к речи педагога.
Старших дошкольников сумела заинтересовать в выполнении кинезиологических упражнений, которые способствуют развитию обоих полушарий головного мозга: «Колечко», «Рубим, пилим», «Похлопаем, погладим», «Носик-ушко», когда обе руки одновременно выполняют разные движения. Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации и распределение функций между полушариями мозга, левым и правым.
Кинезиологическими движениями пользовались еще Гиппократ и Аристотель. Дети сначала учились выполнять самые простые упражнения, по мере овладением, пробовали выполнять трудные задания.
В результате синхронизируется и улучшается деятельность обоих полушарий:
- улучшается мыслительная деятельность
- улучшается память и внимание
- облегчается процесс чтения и письма
Для усложнения упражнений используем:
- Ускорение темпа выполнения
- Выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами
- Подключение одновременных движений глаз, языка и рук
- Подключение дыхательных упражнений и метода визуализации
Эффективными упражнениями в развитии чувства пропорциональности (размера. соотношения деталей) являются «рисунки вслепую», когда ребенок не видит, что рисует, а доверяет только внутреннему чувству пропорциональности.
Всю коррекционную работу строю с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, соблюдая гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков, офтальмологические паузы для профилактики зрения, гимнастику для рук, общие рекомендации по организации работы по формированию графических навыков. С детьми, имеющими затруднения в выполнении определенных заданий, приходилось заниматься дополнительно. В процессе работы, поскольку коррекционную работу строю на основе тематического планирования, по любой теме нахожу благоприятные условия для отработки, закрепления и автоматизации умений и навыков, приобретенных детьми ранее. За годы работы составила подборку упражнений для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми для самостоятельной работы и дома. Разработала перспективный план по подготовке руки к письму на основании поставленных задач (в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также зрительного диагноза, умственных способностей, вношу корректировку в индивидуальное планирование)
Заключение
В процессе проделанной работы у детей:
- усовершенствовались зрительно-двигательные координации,
- совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве
- развивается мелкая мускулатура пальцев, дети стали более свободно и уверенно пользоваться карандашом и ручкой,
- меньше испытывают трудности в заданиях по обводке, штриховке,
- исчезает тремор при письме,
- дети видят границы и высоту строчки,
- уточняются знания о простых геометрических фигурах, учатся аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов,
- улучшились произвольное внимание, память, мышление,
- учатся анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливая их сходство или различия.
Кроме того, работа по развитию движений рук должна иметь систематический и регулярный характер, только тогда будет достигнут успех. Родители под моим руководством уделяют большое внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук; посещают мои коррекционные занятия. Благодаря такой целенаправленной работе, родители, с одной стороны и мы, педагоги, с другой, решаем очень важные задачи для успешного развития наших детей. Таким образом, вместе мы идем к важной цели: добиться у наших воспитанников успешности во всех видах деятельности.
Вывод: За годы моей коррекционно-педагогической деятельности, наблюдается устойчивая положительная динамика по развитию графо-моторных и зрительно-моторных функций у детей с функциональными нарушениями зрения. Коррекционная работа в этом направлении ведется планомерно, у воспитанников развиваются графические умения и навыки, дети лучше ориентируются на микроплоскости, благодаря использованию нетрадиционных и игровых методик дети успешно овладевают навыками письма и составляющими его элементами, с удовольствием выполняют разные задания, становятся заинтересованными в конечном результате своих усилий. Мышление у детей становится ассоциативным. Говоря об итогах проведенной коррекционной работы, хочется обратить внимание на то, что у всех детей отмечается повышение уровня развития мелкой моторики рук и графических умений, чувство пропорциональности. У дошкольников появляется усердие в выполнении трудно – дающихся заданий. Линии при письме становятся более четкими, ровными, без тремора. Они могут оценить итог своей работы, дать ему качественную оценку. Наблюдается стойкое улучшение картины зрительного восприятия и в то же время диагностируется высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе.
Приложения
Приложение 1
Диагностика по определению уровня готовности дошкольников к овладению графическими навыками письма
Для прогнозирования успешности овладения детьми графических навыков необходимо определить общий уровень готовности к овладению этим навыком и уровень развития каждого из компонентов, определяющих успешность формирования графических навыков.
Подобную диагностику необходимо провести до начала занятий, чтобы выявить различия в возможностях и подготовки детей и определить индивидуальную программу деятельности для каждого ребенка.
Письмо это не просто двигательный акт, опирающийся на узкоограниченный участок мозга, а сложный процесс в осуществлении которого принимает участие ряд функционально взаимосвязанных зон коры в него входят многие психические процессы, лежащие как вне зрительной сферы, так и в не двигательной сферы, которые играют важную роль в непосредственном осуществлении процесса письма.
Поэтому мы предлагаем определить уровень готовности ребенка к овладению графических навыков по пяти компонентам:
- Координация движений
- Пространственные представления
- Чувство ритма
- Ручная умелость
- Графическая подготовленность.
I. Координация движений
«Построй башню». Для проведения теста необходим набор бочонков из игры «лото». Задача: ставя бочонки друг на друга, построить башню. Руководитель считает каждый поставленный бочонок. Как только башня падает, счет прекращается. В протокол записывается число бочонков, при котором башня еще стояла.
II. Пространственные представления
1. «Раздели на 3 части». Перед испытуемым кладется на стол бумажная полоска, шириной 5см и длинной 60см. Ребенок визуально разделив полоску на 3 равных части, отмечает фломастером линии деления. Руководитель измеряет длину только первой отмеченной части: если ребенок неправильно отметил первую часть, то две другие также не будут соответствовать эталону, то есть 1/3 длины полоски. В протокол записывается разница между полученным числом и 20см.
2. «Десять точек». В левой половине листа бумаги нарисовано 10 точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4см. Испытуемому предлагается рядом (в правой стороне листа) нарисовать 10 точек, повторяя их расположение на образце. Тест оценивается по трехбалльной шкале: 3 балла – точное повторение расположения точек с сохранением масштаба рисунка; 2 балла – небольшое нарушение расстояний между точками при сохранении формы пятиугольника или точное копирование формы рисунка при нарушении масштаба; 1 балл – форма пятиугольника не сохранена (точки расположены по кругу или квадрату); 0 баллов – задание не выполнено (точки расположены беспорядочно).
III. Чувство ритма
«Хлопки». Воспроизведение ритмического рисунка хлопками. Руководитель прохлопывает ритмический рисунок, а испытуемый должен повторить его. Предлагается 5 упражнений разной сложности. Если ребенок точно воспроизводит хлопками ритмический рисунок, то он получает 2 балла; если повторяет ритм, но допускает небольшую погрешность, – 1 балл; если не может правильно повторить упражнение, – 0 баллов. Таким образом, за 5 упражнений испытуемый может получить от 0-10 баллов.
IV. Ручная умелость
1. «Конфета на веревочке». Для проведения теста нужна деревянная катушка, к которой прикреплена толстая нитка, длиной 50 см. К концу нитки привязывается конфета. Испытуемый встает прямо, берет катушку за выступающие края; нитка с конфетой свисает вниз. По команде руководителя, ребенок начинает, перебирая пальцами, вращать катушку, наматывая на нее нитку, до тех пор, пока конфета не коснется катушки. Время выполнения теста определяется по секундомеру.
2. «Собери мозаику». Для теста требуется плато мозаики и 30-35 фишек одного цвета (фишки малого размера). Задача: вставить как можно больше фишек в отверстия за одну минуту. Испытуемый сидит за столом, фишки лежат кучкой на столе выше плато. По команде марш, ребенок одной рукой (удобной для него) берет по одной фишке и вставляет в отверстие. Фишки можно располагать в любом порядке. Помогать другой рукой не разрешается. Время засекается по секундомеру. Если время закончилось, а ребенок вставляет фишку в отверстие, ему разрешается закончить действие и фишка зачитывается. В протокол вносится количество фишек поставленных ребенком, и какой рукой выполнялось упражнение.
V. Графическая подготовленность
1. «Речка». Перед началом испытания объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий: не искривляя их и не заводя за «берега реки». Руководитель показывает порядок нанесения штрихов. Затем испытуемый проводит пробную линию в начале «речки». Руководитель проверяет правильность этой единственной линии, поправляет, если ошибся. По сигналу руководителя испытуемый должен сделать (20-30 штрихов) «мостиков», соединяя две линии («берега реки»). Эти штрихи чертятся сверху вниз, по вертикальным линиям клеток тетрадного листа, при этом каждые штрих должен наноситься в определенном темпе (через два или полторы секунды), под удар метронома или счет руководителя. С отчетом (20-30) ударов метронома дается команда поднять руки вверх, а затем отпустить их и положить карандаш на стол.
2. «Узоры». Для проведения теста, необходимы мягкий карандаш, и лист нелинованной бумаги. Задача: продолжить рисование узора. Руководитель рисует начальную часть узора, а ребенок продолжает. Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит он достаточно готов к той работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев. Недостаточны у него так же коррекция глаза и руки, зрительный контроль.
Тест оценивается по пятибалльной шкале:
5 баллов – задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за «берега реки». Допускается не выполнение одной линии;
4 балла – задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но на три четверти;
3 балла – задание выполнено полностью, нос значительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но только на половину;
2 балла – задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями; задание выполнено с небольшим искажением, но на три четверти; задание выполнено без ошибок, но менее чем на половину;
1 балл – задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.
Приложение 2
Дидактические игры и упражнения
Упражнение № 1 «Ладошка – замри!».
Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.
Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.
Упражнение № 2 «Привет – пока!».
Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.
Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.
Игра № 3 «Путешествие пальцев».
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила:
- можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
- все пальцы должны участвовать;
- нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
Игра №4 «Клад».
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.
Материал: Рисунок с расположенными кружочками как в игре «ходилка»
Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.
Правило:
- участвуют все пальцы;
- палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.
Игра №5 «Успевай-ка!».
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.
Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
Игра №6 «Зайка и зеркало».
Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.
Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
Упражнение №7 «Скворечник».
Цель: упражнение ладоней.
Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.
Упражнение №8 «Стул».
Цель: развитие динамической координации, чередование движения.
Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.
Упражнение №9 «Стол».
Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.
Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
Упражнение №10 «Барабанщик».
Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.
Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.
Упражнение №11 «Усложненный барабанщик».
Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.
Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.
Упражнение №12 «Плоскогубцы».
Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).
Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.
Игра №13 «Чет-нечет».
Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.
Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.
Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).
Помимо данных дидактических игр и упражнений, детям можно предложить различные задания с манипулированием предметов: обводка по контуру, штриховка, шнуровка, застегивание пуговиц, завязывание узлов, различные паззлы, мозаики, лего, конструкторы, вышивка и т.д.
Используемая литература:
- Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: Методическое пособие. – М., 1997.
- Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2003. – 120 с.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил.
- Галкина Г.Г., Дубынина Т.И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2005. – 40 с.
- Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).
- Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с. (“Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала”. Вып. 10).