Бабич Татьяна Владимировна,
Шарапова Райхана Адиповна
воспитатели
МБДОУ №40 «Красная шапочка»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ОВЗ.
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» сказал великий классик А.П. Чехов, и трудно с этим не согласиться. Но всегда ли возможно увидеть настоящую красоту каждого человека. Всегда ли можем мы разглядеть за внешним образом красоту души и чистоту мыслей. Зачастую люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, становятся лишними в обществе тех, у кого прекрасно лицо и одежда, а душа и мысли скрыты от посторонних глаз.
Актуальной остается проблема помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такие семья нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками в воспитании ребенка. Повышенная уязвимость ребенка с ОВЗ, потребность в уходе обуславливают трудности не только материального характера. Многие вопросы, естественным образом разрешающиеся в других семьях становятся проблемными: как устроится на работу; сможет ли ребенок пойти в школу; что будет с ним, когда не станет родителей и.т.д. – все это приводит к появлению таких переживаний, как вина, боль, обида, гнев, одиночество, страх. За вышеперечисленным спектром проблем, помимо острого «семейного» контекста лежит глубокое личностное значение, что зачастую приводит к необходимости пересмотреть ценностные позиции, смыслы и цели жизни. На уровни семьи это может вызвать отчуждение членов семьи друг от друга, распад семьи или, наоборот, породить повышенную привязанность членов семьи друг к друг, концентрированность на своих проблемах и изоляцию семьи от общества.
Дошкольное учреждение, как первый социальный институт в жизни дошкольника с ОВЗ, в системе коррекционно-развивающего обучения должен учитывать и необходимость оказания социальной, психологической и педагогической помощи семье воспитанников. Специальная коррекционно-развивающая среда в семье – это условия, которые создаются родителями и которые обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психологическими недостатками и ОВЗ. Успешность развития ребенка во многом определяется условиями среды, в которой он живет, тем, какую содержательную помощь ему организуют взрослые с момента его рождения. Семья – микросоциум, который формирует и нравственные качества ребенка, его отношение к миру, к другим людям. Чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем ярче выражены нарушения развития у ребенка и наоборот, гармоничное воздействие развивает ребенка, способствует формированию у него положительных личностных качеств. С этой точки зрения внутрисемейная система может рассматриваться как коррекционная.
Осуществление психологической помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, позволяет гармонизировать родительско-детские отношения и решать проблемы дифференциальной и адресной помощи ребенку. Ребенок, имеющий недостатки в развитии, зачастую вызывает особые переживания у родителей. Так, когда ребенку предстоит обучение в школе, его родители могут испытать чувство страха, беспокойства, ущемленного самолюбия и неудовлетворенности из-за того, что их ребенок будет учиться в коррекционной школе или классе для детей с отклонением в развитии. Чувство ущербности, вины, переживания из-за рождения «неполноценного» ребенка, связанные с его развитием, обучением, будущим, может преследовать родителей и близких в течение всей их жизни. Родители могут испытывать чувство горечи и разочарования в том, что их ребенок отличается от своих сверстников, неадекватно ведет себя в общественных местах, плохо думает и говорит, имеет большие трудности в обучении, имеет внешние признаки психофизического недоразвития. Специалисты нашего дошкольного учреждения часто сталкиваются с трудностями в установлении контакта с такими родителями
Специалисты детского сада большое внимание уделяют работе с родителями, принимая их не только как родителей, но и как полноценных участников образовательного процесса. В нашем дошкольном учреждении процесс вовлечения родителей в жизнь их детей в стенах дошкольного учреждения происходит через несколько этапов:
1этап – «Сомнение». На этом этапе сотрудники нашего учреждения часто слышат вопросы « Что с моим ребенком не так?», «Почему его перевели из прежнего детского сада?», «Чем отличается он от других детей?» и утверждения « Просто моего ребенка в том детском саду не любили». Педагогам очень важно построить работу на данном этапе, так как результат этой работы заключается в установлении продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Работая на этом этапе, специалисты знакомят родителей с воспитанниками группы с предметно-пространственной средой группы, организация жизни детей в условиях группы. Важно дать понять родителям, что их ребенок, пусть отличающийся от нормально развивающего сверстника также имеет право на существование в обществе, не будет лишним и ненужным и может достичь успеха в жизни.
2 этап – «Примерение». На данном этапе родителей знакомят с результатами диагностического обследования их ребенка, с планом коррекционной работы, намечают перспективы развития. В это время полезно и эффективно такие мероприятия, как различного рода «среза знаний»- викторины, конкурсы, тематические вечера, олимпиады, творческие конкурсы. Эти мероприятия позволяют родителям увидеть эффективность коррекционной работы, оценить возможности их детей. Кроме этого, на данном этапе родителям предлагается оценить степень их участия в коррекционно-образовательном процессе. Для этого педагоги дают семьям творческие задания по подготовке материалов к изучению лексической темы недели, организовать тематические выставки в группе, подготовить с ребенком стихи, рисунки, картинки к предстоящей дате и.т.д. Такое вовлечение родителей позволяет установить их взаимодействию не только с педагогами, но и между собой, как внутри своей семьи, так и общаясь с родителями других детей. На данном этапе важно отметить значимость совместных «родительско-детских» работ: для детей – это чувство уверенности и повышение самооценки, для родителя – это понимание проблемы и способов ее решения, для педагога – повышение эффективности взаимодействия с родителями.
3 этап – «Содействие». Заключительный и самый благоприятный для развития дошкольников с ОВЗ. На этом этапе родители занимают позицию партнерства с педагогами, принимают активное участие в жизни своих детей в условиях детского сада. В это время уже не педагоги, а сами родители выступают инициаторами проведения различных мероприятий в группе, таких как «Круглый стол», «Родительская почта» и т.д.
На всех этапах коррекционной работы с детьми с ОВЗ процесс взаимодействия с семьями воспитанников включены не только специалисты группы, но и многие другие специалисты детского сада. Медицинский блок поддерживается медицинскими специалистами – врачом – педиатром, невропатологом, психиатром. На семинарах они рассказывают родителям в доступной форме о причинах и профилактике воздействия алкоголя, курения, наркотиков.
Социальный блок направлен на социально-психологическое сопровождение семьи ребенка с отклонениями в развитии. Специалисты системы социальной защиты, по месту проживания семей, имеющих детей с ОВЗ, осуществляют контакты с правоохранительными, муниципальными юридическими органами, связь с детской комнатой милиции, сбор информации в «социальный паспорт» семьи каждого воспитанника.
В психологическом блоке освещаются общие проблемы психо-физического развития детей с ОВЗ. Психолог на обучающих семинарах знакомит родителей с приемами реагирования на поведенческие аномалии их ребенка, помогает разобраться родителям в сложившихся сложных взаимоотношениях между ними и ребенком. Знакомит с последствиями применения родителями разных тактик воспитания, особенностями протекания возрастных кризисов и критических состояний, которые может испытывать семья, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Юридический блок, деятельность которого осуществляет администрация детского сада, знакомит родителей с правами, нормативно-правовой документации законами, стоящими на защите прав ребенка и семьи, воспитывающий ребенка с отклонениями в развитии.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ОВЗ – помочь справиться с трудной задачей воспитания ребенка инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, не смотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач коррекционного процесса.
Список литературы
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании; Учебное пособие для студ.сред.пед. учеб.заведений – Н.; Издательский центр «Академиии». 2001.-192с
Грачев Л.К. Программа социальной работы с смьями, имеющих детей инвалидов// Социальное обеспечение. – 1995. № 9 .- с.11-12
Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Они ждут нашей помощи.- М.: Педагогика ,1991.-160с
ОлиференкоЛ.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.,-2002.-335с.