Гайнутдинова Альбина Рустамовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5» города Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Цель: развивать умение составлять связный рассказ по картине;
Задачи:
1. Образовательные:
– расширять и обогащать знания детей об особенностях весенней природы;
-учить составлять распространенные предложения;
-учить составлять «волшебные» фразы-метафоры с использованием карточек и схем;
-учить образовывать сложные слова из 2 корней (белоствольная и др.)
2. Развивающие:
-стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине;
-способствовать развитию воображения, словесно-логического мышления;
-развивать выразительность речи;
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Весна»;
-обогащать речь прилагательными, сравнениями, метафорами;
-активизировать, обогащать словарь глаголов.
3. Воспитательные:
-воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям;
-формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие, умение работать в команде;
– воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.
Формы организации деятельности : индивидуальная, работа по подгруппам, совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, активизация словаря.
Материалы и оборудование: картина «Весенний лес», картинки на магнитах для игры «Что на что похоже»; карточки, маркерная доска, маркеры для составления схем метафор, презентация.
Предварительная работа:
• чтение стихотворений и рассказов о весне,
• рассматривание иллюстраций,
• беседы по данной теме,
• наблюдение за природой и погодой на прогулке
Материалы и оборудование: картина «Весенний лес», картинки на магнитах для игры «Что на что похоже», маркерная доска, маркеры, карточки для составления сравнений и метафор; музыкальная запись «Весенний лес».
Ход занятия.
1.Организационный момент. Психогимнастика. Дети сидят на ковре.
-Здравствуй, необъятное небо! (руки вверх)
-Здравствуй, золотое солнце! (руки над головой)
-Здравствуй, родная Земля! (руки вниз)
-Здравствуй, наша большая семья! (встают, берутся за руки)
Самомассаж.
-Мальчики и девочки, я предлагаю вам “слепить” хорошее настроение.
Наши ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем.
Тянем вниз за мочки,
А потом побегаем пальцами по щечкам,
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались!
2.Вводная часть. Проблемная ситуация.– Ребята, у вас сейчас хорошее настроение? Я очень рада! А вот один мой знакомый мальчик очень грустит. Это маленький художник. Он написал картину и хотел, чтобы ее опубликовали в журнале «Юный художник» (демонстрация журнала).
Но для того, чтобы картину поместили в этот журнал, нужно сочинить небольшой рассказ-описание к ней. Картина у мальчика получилась замечательная, а вот с ее описанием что-то не то. Художник просит нас о помощи. Поможем ему составить рассказ к его замечательной картине?
-А вы хотите узнать, что изобразил юный художник? Догадайтесь сами! Повторяйте за мной:
Пальчиковая игра «Весна»
К нам она лишь заглянула,
В снег ладошку окунула,
И расцвел там нежный
Маленький подснежник.
-О каком времени года идет речь? Правильно, это весна (на мольберт вывешивается картина).
-А теперь послушайте, как маленький художник описал свою картину.
В лес пришла весна. Над лесом небо. Тает снег. Бегут ручьи. Расцвели подснежники. На деревьях появились листья. Возвращаются птицы. На земле видна травка. На березе висят сережки. В лесу хорошо.
-Ребята, что же не так в этом рассказе? Почему же картину не приняли в журнал? (рассказ скучный, не интересный, короткий). Как же нам помочь художнику? Я думаю, нам нужно обратиться к Королеве красивой речи, у нее есть средства, которые сделают рассказ более насыщенным, полным.
На экране появляется Королева, вокруг нее «помощники»-прилагательные, сравнения и сказочные фразы-метафоры. Королева раскрывает первый секрет красивой речи- использовать как можно больше прилагательных (слов, отвечающих на вопрос какая, какое, какие).
3.Основная часть. Речевые игры и упражнения.
1.Игра «Похвали весну»
Весна какая? ( индивидуальные ответы детей). Красивая, яркая, разноцветная, теплая, ранняя, долгожданная, прекрасная…
2.Игра «Кто больше» Дети делятся на 2 команды, называют объекты на картине ( березы, небо, трава и т.д.) и по очереди подбирают прилагательные к объектам, побеждает та команда, которая назовет прилагательное последней.
Например, березы какие? Красивые, высокие, тонкие..У берез белые стволы, значит они какие? (белоствольные).
Трава какая? Молодая, нежная, зеленая…и т.д.
-Ребята, как вы считаете, помогут ли все эти слова, которые отвечают на вопрос какая? Какое? Какие? сделать рассказ интереснее?
-Послушаем Королеву Красивой речи, что же еще она нам посоветует? Какие же есть еще средства «украшения» рассказа? ( Королева предлагает использовать в речи сравнения).
Сравнения. Объект (цыпленок).Какой? (желтый, пушистый).Что еще бывает желтым и пушистым? Одуванчик. Цыпленок пушистый и желтый как одуванчик.
Предложение: На полянке гуляет желтый и пушистый как одуванчик цыпленок.
3.Игра «Что на что похоже». Дети у доски соединяют картинки на магнитах, например одуванчик-солнышко, составляют предложения. Одуванчик похож на солнышко, такой же желтый, ласковый…и т.д. и
Проталины- похожи на заплатки на одежде, такие же большие и темные.
Сережки на березах- как длинные зеленые гусеницы.
Трава- мягкий пушистый ковер и др.
4.Физминутка «Ожившая картина»+ речевая игра «Что делает?» Дети изображают любые объекты на картине, отгадывают, кто что изобразил. Отвечают на вопросы: что делает ручей ( бежит, торопится), березы (качаются), птицы (летят, щебечут, торопятся, радуются), снег (тает, лежит, исчезает), трава (растет, тянется к солнцу), и т.д.
5.Далее Королева Красивой речи предлагает детям составить волшебные фразы-метафоры по схемам (рисуются маркером на доске).
Березки. С кем можно сравнить березки? С подружками, сестричками. Березки какие? (красивые, стройные). Где они находятся ? В лесу. Что у нас получилось? Березки- стройные подружки леса.
Ручей. На что похож? На ленту. Какая лента? Голубая. Где находится? В лесу. Голубые ленты на лесной земле.
Облако. С чем можно сравнить? (корабль, огромная вата)Какое облако? Белое. Где находится? На небе. Белый корабль неба.
Солнце. Что делает? Светит. С чем его можно сравнить? С люстрой, светильником, фонариком. Где находится? В небе. Небесная люстра.
6.Игровое упражнение «Вхождение в картину».
-А сейчас, ребята, я предлагаю вам побывать в этой картине (включается волшебная музыка, дети закрывают глаза, далее звучит запись весеннего леса).
-Расскажите, где именно вы находитесь. Что ты слышишь? Что бы ты делал, оказавшись в этом лесу? (Я стою возле березы, слышно пение птиц, журчание ручейка. Я бы хотел прогуляться по этому лесу…)
-А какие правила поведения в лесу вы знаете, как мы можем помочь лесу сохранить свою красоту? ( Не мусорить. Не разжигать костры. Не ломать ветки и т.д.)
7.Коллективное составление рассказа, совместное рассказывание с воспитателем (сидя на стульчиках).
Воспитатель читает начальный вариант рассказа художника по 1 предложению, дети исправляют, добавляя в них прилагательные, сравнения и метафору.
В лес пришла весна. Над лесом небо. В небе светит солнце. Землю покрывают проталины. Снег тает. Журчат ручейки. Расцвели подснежники. Возвращаются птицы. На земле видна травка. Радуются весне березы. Они украсили себя сережками. Как хорошо в лесу!
Например:
В лес пришла долгожданная весна. Над лесом разноцветное небо. В небе светит ласковое яркое солнце, похожее на большой пушистый одуванчик. Землю покрывают темные проталины, они словно большие темные заплатки. Снег тает, становится темным, рыхлым. Журчат голубые ленты земли-ручейки. Расцвели нежные беззащитные подснежники. Возвращаются перелетные птицы, они торопятся, щебечут, радуются. На земле видна молодая зеленая травка, она напоминает пушистый мягкий ковер. Радуются весне и стройные подружки леса-березки. Они украсили себя длинными сережками. Я бы хотел пройтись по этому лесу , полюбоваться подснежниками, послушать пение птиц. Как хорошо и свежо в весеннем лесу!
2-3 ребенка рассказывают парно, индивидуально (по желанию).
8.Рефлексия.
-Ребята, а что вам понравилось больше всего в картине маленького художника? Чтобы вы добавили в нее?
Рефлексия.
-Ребята, вы большие молодцы! Ваши рассказы я запишу и передам художнику, я думаю, теперь его картину точно опубликуют в журнале.
Спасибо вам большое!
-Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. А что понравилось вам?
Что было легко? Сложно? Кому мы помогли? Что нужно использовать в своих рассказах, сочинениях, чтобы они были полными, интересными?