Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить,
чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.
А.Н. Сладков
В настоящее время проблема формирования экологической компетентности, продиктованная необходимостью гуманизации процессов взаимодействия природы и общества, ставит педагогов перед необходимостью реализации потенциальных возможностей новых информационных технологий в аспекте формирования экологической компетентности учащихся. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения и социальной адаптации детей и молодежи. И одним из главенствующих направлений является переориентация от накопления знаний к воспитанию личности, способной к практичным, результативным решениям, от которых зависит будущее человечества.
Экологическое образование и воспитание является одним из приоритетных направлений в деятельности МБУДО « ЦДОД « Заречье»,так как это составляющие при формировании современного общества. Экологическая культура – показатель современного человека, характеризующегося гармонией в отношениях человека и окружающей средой. Формирование экологической культуры – экологического сознания – это одна из воспитательных задач стоящих пред педагогами дополнительного образования нашего центра. Экологическое образование позволяет сформировать экологические компетенции – способность обучающихся самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания для проектирования и организации экологически безопасной деятельности в социально проблемных экологических ситуациях в интересах, здоровья человека и безопасности жизни.
Важно подчеркнуть, что такое понимание экологической компетенции акцентирует внимание на важность развития у учащихся не только умения применять готовые, сформированные в разных образовательных областях, метапредметные и предметные знания, но и умения самостоятельно модифицировать их, комбинировать, использовать в разных сочетаниях. Потребность в таком умении диктуется спецификой экологических ситуаций – их комплексностью, плохой прогнозируемостью. Таким образом, возникает проблема переноса предметных и метапредметных умений и знаний, сформированных вчера и сегодня, в будущие проблемные ситуации, о которых мы знаем еще очень мало. Отношение людей, вследствие чего оно влияет на этические, ценностные идеалы, стремится ограничить потребительский смысл жизни человека. Главное для устойчивого развития – переход к экологической культуре, а культуры вне воспитания не бывает. Руководство и методическая служба отделов работают над созданием психолого-педагогических условий для повышения эффективности развития экологической компетентности :
- разработку и улучшение учебно-методического и материально-технического обеспечения процесса экологического образования и воспитания;
- организация непосредственного контакта учащихся и окружающего природного мира на всех уровнях эколого-образовательного процесса в образовательных, воспитывающих и развивающих и социализирующих целях;
- повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, работающих в области экологического образования;
- обеспечение реализации, развития и коррекции экологической компетенции в повседневной деятельности учащимися;
- обсуждение и разрешение педагогических затруднений, возникающих в процессе развития экологической компетенции учащихся;
- системная интеграция процесса формирования экологической компетенции в целостный учебно-воспитательный процесс;
- развитие научно-методического сотрудничества, обмен опытом на местном, региональном, федеральном и международном уровне.
Одной из реализуемых задач педагогов отдела технического и декоративно прикладного творчества МБУДО « ЦДОД « Заречье» является формирование экологической компетенции детей. Экологическая компетенция предполагает умение гибкого сочетания интересов личной и коллективной безопасности, экологических императивов, правовых норм, представлений экологической этики для оценки не только реальных, но и вероятностных рисков принятия того или иного решения.
Так педагог объединения « Мастерская» (деревообработка, композиционные материалы) Нурахматов М.М. при написании общеобразовательной общеразвивающей программы сделал акцент на формировании экологических компетенций, так как в нашей стране и республике Татарстан остро стоят вопросы по сокращению лесистости территории(вырубка лесов, лесные пожары, сокращение лесов с ценными породами деревьев). Педагог, проводя занятия по работе с композиционными материалами обращает внимание детей на то, что современные технологии позволяют заменить натуральные источники сырья на искусственные. Ребята заинтересованно изучают свойства, качества предлагаемых заменителей, высчитывают экономическую и экологическую выгоду использования искусственного сырья.
Яковлева Л.Л. педагог объединения « Сделай сам», Богапова З.Ф педагог объединения « Студия декора» – обращают внимание детей на использование различных видов натуральных и синтетических тканей, тканей специального назначения. Рассматривают влияние состава изделия на здоровье человека. Данные темы очень хорошо проходят в игровой форме. Они создают особую эмоционально-игровую среду, в которой возникают условия для включения воспитанников в активный процесс познавательной деятельности, «самоопределения», «самовыражения» в мире экологии . Значительно успешнее закладывается фундамент конкретных представлений воспитанников об окружающем мире, в дальнейшем появляется живой интерес к различным экологическим вопросам и проблемам, наиболее удачно сочетается познавательно – практическая и игровая деятельность. Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, воспитанники познают окружающий мир и реальные взаимоотношения между людьми, реализуют творческие потребности и познавательные интересы.
Мухаметшина Г.И.- педагог объединения « Кружевница» широко использует в своей работе метод проектов. При выборе тем проектов «Ткани из вторичного сырья», « Как прядут мусор», « Ткани будущего» важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Таким образом, метод проектов позволяет соединить развитие экологической направленности личности школьника с опытом экологической деятельности в качестве субъекта, то есть обеспечивает реализацию условий, необходимых для становления экологической компетентности учащихся. Формирование экологической компетентности предполагает не только освоение отдельных ее элементов, но овладение комплексной процедурой социально и личностно значимой экологической деятельности. С методической точки зрения в качестве адекватного инструмента выступает разработка и реализация учащимися проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в процессе выявления, изучения, решения и предупреждения экологических проблем .
Экологическая компетенция – одна из особенностей экологичной личности. Вместе с экологической культурой, категория экологической деятельности считается основополагающей, которая связана с экологическим мировоззрением, экологическим мышлением и экологическими ценностями
Литература:
- Белых О.А., Лаврентьева Л.А. Экологическая компетенция специалиста // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2008. Вып. IV, т. II. С. 280—281.
- Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009. – 180 с.
- Зверев И. Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-й московской Научно-практ. конф. по непрерывному экологическому образованию.– М.: МНЭПУ, 1995.
- Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика.– Тюмень: ТюмГУ, 1998. – 196 с.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе – № 2, 3 – 2000 г.