Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых многочисленных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, ее целей и содержания, внедрения современных педагогических технологий.
Отмечая интенсивное развитие инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в образовательных учреждениях на принципиально новой информационно-технологической и дидактической основе: появление новых подходов, средств и методов в техническом оснащении учебного пространства как информационно-образовательной среды, снимающей пространственные и временные ограничения, развитие интерактивных педагогических технологий, технологий e-learning, возникновение медиа-культуры, влияние hi-tech на учебно-воспитательный процесс, отмечаются глобальные тенденции развития и применении ИКТ в образовательном процессе.
Личность можно представить как совокупность компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность. Ключевые компетенции основываются на свойствах личности и проявляются в определённых способах поведения, которые опираются на психологические функции человека, имеют широкий практический контекст, обладают высокой степенью универсальности. Человеку XXI века предстоит жить в информационном обществе, в котором главную роль играют интеллект и знания.
Необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, научить технологии работы с информацией для принятия решений на основе коллективного знания. Задача образования как раз и заключается в том, чтобы подготовить учащегося к переходу и проживанию в информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой. Для того чтобы система образования смогла готовить граждан информационного общества, она сама должна стать информационной. Существует много определений “информатизации”, такие как: Информатизация – это проникновение информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация – это одна из важнейших идей, порожденных особенностями развития современной цивилизации, которая прочно стала достоянием массового сознания. Информатизация – это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда. Информатизация образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее успешное развитие экономики, науки и культуры. В обстоятельствах широкого повсеместного внедрения компьютерных технологий наблюдается усиление потребности личности осмыслить своё место и роль в происходящих переменах. Кроме того, именно с позиции личности всё чаще определяются цели и результаты прогресса. [ 1 ]
Немаловажную роль играет информатизация и в системе дополнительного образования. Развитие мультимедийных и интерактивных технологий значительно сократили и оптимизировали многие этапы обучения, начиная со знакомства и разбора произведений и заканчивая анализом конечного результата.
- Этап знакомства со стилем разбираемого произведения.
На этом этапе неоценимую помощь могут оказать мультимедийные технологии. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. Это обусловлено не только техническими и экономическими соображениями (оцифрованное “живое” видео требует весьма больших объемов памяти, видеомагнитофон существенно доступнее по цене, чем мультимедиа-компьютер, работа с печатным материалом более привычна для учащихся), но и соображениями психологического характера. Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики). Мультимедиа является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей.
С помощью составления презентаций, мы имеем возможность очень подробно, в увлекательной форме, не затрачивая большого количества времени, познакомиться с эпохой, стилем, историей создания, авторами музыки и текста. В работе с хором это особенно актуально, так как восприятие в большом коллективе может быть различным. А использование мультимедиа поможет нам в достижении желаемого результата.
- Этап разбора произведения.
Сначала знакомство с основой сочинения: если это часть более крупного произведения, то информация о нем; если это переложение – что является его первоисточником.
Компьютерные технологии дают нам возможность прослушать отрывки из других частей произведения (если это крупное многочастное произведение); первоисточник или основу сочинения (если это переложение или обработка). Также интернет – ресурсы обладают огромной базой данных, при помощи которой мы можем услышать любое сочинение в исполнении разных коллективов или солистов, как в вокальном, так и в инструментальном исполнении.
- Этап разбора литературного текста.
После знакомства и разбора произведения можно приступать к анализу текста. Для более эффективной работы с текстом выводим его на экран, в этом нам вновь помогают мультимедийные технологи. Такой метод очень удобен в работе с коллективом, где внимание детей не рассеивается на одновременное разглядывание нот и аккомпанемента (если он присутствует в распечатанных партитурах). Если текст иностранный – следует начинать с перевода, чтобы смысл сочинения был доступен и понятен. Переводы могут быть как подстрочными, так и литературными (если литературный перевод близок к подстрочному, то лучше выбрать его, чтобы учащиеся ясно понимали близость музыки и поэзии). Если текст духовного содержания, что часто встречается у композиторов эпохи Возрождения, Барокко и Классицизма, то следует выяснить, где используется этот текст, в какой момент богослужения и какую функцию несет. Только после тщательного разбора можно приступать к произношению. Лучше, если текст будет не просто заучиваться путем копирования, а будут разобраны основные принципы прочтения иностранных слов (латинском, немецком, татарском и т.д.). Особое внимание следует уделить альвеолярной манере произношения западных языков (именно эта манера произношения станет залогом правильного звукоизвлечения при исполнении произведений этого стиля). По возможности произведения лучше исполнять на языке оригинала, даже с детьми младшего школьного возраста – это воспитает в них уважение не только к своему родному языку, но и к языкам разных народов, в том числе и иностранным. Также у детей не сложится ложного представления о том, что композиторы Италии, Англии, Франции и т.д. писали произведения на русском языке. Если же текст произведения написан поэтом или писателем на русском языке, то его можно продекламировать преподавателю или одному из учащихся, с учетом выделения главных слов во фразе или предложении.
- Этап разбора мелодии.
Используя компьютерную программу (нотный редактор Sibelius или Finale) мы можем просмотреть мелодию отдельно от аккомпанемента. Прежде, чем прочитать ее с листа, стоит проанализировать, какое движение мелодии преобладает (поступенное или скачкообразное), в каких местах встречаются широкие скачки. Если в произведении два или более голосов следует выяснить, движутся ли голоса параллельно, или каноном, или второй голос является подголоском и встречается эпизодически. Теперь анализируем ритм: какие ритмические группировки чаще всего встречаются, присутствует ли мелизматика или распевы, есть ли разница между ритмическим рисунком в голосах. Теперь можно прочитать мелодию с листа. Полезно спеть хором партии всех голосов. Что касается чтения с листа и развития чувства метроритма, то здесь мультимедийные технологии просто необходимы, особенно актуально их использование на занятиях «хорового сольфеджио». Благодаря мультимедиа экономится масса времени и средств, которые были бы затрачены на распечатку нот для чтения с листа; для изучения ритмических партитур, так как освобождаются руки, и ритм можно прохлопать, следя за ним на экране. Для работы с многоголосьем вновь можно использовать нотные редакторы: пока партия хора поет свою мелодию, компьютерная программа воспроизводит остальные голоса, что позволяет услышать чистые аккорды и интервалы, также можно прослушать сочетание разных голосов. Если разбираемое произведение есть в записи, то можно прослушать его, следя по нотам.
5. Этап работы с аккомпанементом.
После того, как партии выучены достаточно уверенно, можно начать работать с аккомпанементом. Возможна работа не только с концертмейстером, но и с фонограммой. В последнее время фонограммы (-1) применяются как на занятиях вокала, так и хора, это вызывает в детях живой интерес, и развивает навыки исполнения не только под фортепьяно, но и под аккомпанемент органа, клавесина, струнного ансамбля и целого симфонического оркестра, ведь петь с живым оркестром – это очень редкая возможность для детского хора. В этом нам помогут как интернет – ресурсы, так и различные компьютерные программы. Это уже известные нам нотные редакторы, где возможно набрать и прослушать аккомпанемент в исполнении любого инструмента.
А благодаря различным компьютерным программам возможно выполнять очень много других операций как с нотным текстом, так и с фонограммами (изменение тональности, «транспорт» нот, создание поппури, сокращение проигрышей, вступлений и заключений) и множество других операций. Причем многое из этого можно делать прямо во время занятий. Вот некоторые программы работы со звуком и видео: WavLab; Adobe Premier; Adobe Audition; Sound Forge.
Список используемой литературы.
1.Научный журнал «Современные наукоемкие технологии» №11,2007 г., Бабин А.И. стр.42 – 43.