Аннотация
Проблема, раскрываемая в методической разработке: выявление причин возникновения носового призвука в голосе и работа над их устранением. Вопросы, раскрываемые в разработке: причины, влияющие на появление «гнусавости» в голосе, упражнения для их устранения, работа над этим в произведениях.
Эта методическая разработка поможет в устранении одной из распространенных проблем в вокале.
Данная разработка может быть применена на занятиях вокала в ДМШ и ДШИ с учащимися любого возраста и на любом этапе обучения.
Тема урока: Носовой призвук в вокале. Причины. Что с этим делать?
Цель урока: Выяснить причину появления носового призвука в голосе и по средствам упражнений попытаться исправить этот недостаток.
Задачи:
Образовательные:
– выявить и проанализировать причины носового звучания
– определить последовательность упражнений для устранения этого недостатка
– разобраться чем отличается эстрадное носовое звучание и «гнусавость» в исполнении
Развивающие:
– способствовать развитию правильного звукоизвлечения, освобождению гортани и нижней челюсти
– развивать способность самостоятельно мыслить и быстро принимать решения в применении приобретенных навыков
Воспитательные:
– воспитывать самостоятельность в анализе собственного исполнения с помощью информационно – компьютерных технологий
– формировать культуру пения
Тип урока: комбинированный
Методы:
- Словесный – устное объяснение материала, рассуждение, сравнение, беседа.
- Наглядный – демонстрация видео и аудио на электронных носителях с использованием информационно – компьютерных технологий.
- Практические – выполнение упражнений, практическая работа, решение исполнительских задач.
Оборудование ТСО:
1. Аудиоаппаратура
2. Мультимедиа
3. Ноутбук
4. Микшерский пульт
5. Колонки
6. Микрофон
План урока:
- Введение в тему и цели урока.
- Дыхательная гимнастика.
- Использование приемов для выявления носового призвука.
- Выяснение причин.
- Упражнения для устранения носового звучания.
- Исполнение песни «Джаз» Анны Петряшевой. Работа над устранением носового призвука при исполнении этой песни.
- Домашнее задание.
- Заключение.
- Введение. Проблема носового призвука в вокале.
Пожалуй, каждый педагог в своей практике сталкивался с проблемой носового призвука в пении. Давайте разберемся, что такое носовой призвук и почему он появляется.
Гнусавость – очень частая проблема, встречающаяся у начинающих вокалистов. При неправильной постановке голоса звуковая волна у них идет не через рот, а наверх, в носовые пазухи. Это связано с каким-либо нарушением в функционировании мышц мягкого неба. В результате появляется неприятный призвук. Пение становится неблагозвучным и невнятным. Слушателю сложно понять слова. Чтобы таких сложностей не возникало, лучше вовремя разобраться с тем, как научиться петь не в нос.
Вы получите носовой призвук, если при пении направите часть воздушной струи через нос. Вместо того, чтобы закрыть ему проход в носовую полость мягким небом.
Что же заставляет воздух выходить не тем путем?
Если причина не в ЛОР – заболеваниях или травмах, то она кроется где-то здесь:
- у вас слабые мышцы мягкого неба
- вы неправильно артикулируете при пении
- слишком зажаты (возможно от волнения)
- переняли манеру говорить и петь в нос от родителей
- часто подражаете неудачным вокальным приемам
Вряд ли вы собрали сразу весь список, но для того, чтобы подпортить природный тембр гнусавостью достаточно одной-двух причин.
Мягкое небо – находится в глубине рта и оканчивается язычком – небной занавеской. Она разделяет ротовую и носовую полости. И вся эта конструкция имеет мышцы, которые можно и нужно тренировать
При правильном положении мягкое небо закрывает вход в носовую полость и не дает воздуху выходить через нос
Правильное положение неба блокирует выход воздуха через нос и обеспечивает объемный звук. Сглотните – и вы почувствуете, как проход в носовую полость закрылся. Произнесите звук “М” или “Н” – теперь небо свободно провисло, и часть воздуха ушло через нос.
Артикуляция – для вокалиста основа основ. В первую очередь нас интересует работа губ, языка, опять же мягкого неба, нижней челюсти и голосовых складок. Здесь – в артикуляционном аппарате – настраивается качество звука. Приподнял корень языка к небу – получи гнусавый звук. Недостаточно расслабил челюсть.
Зажатость – увы, частый спутник начинающего певца. Иногда она вызвана исполнительским волнением, но чаще это постоянное состояние мышц вокалиста в начале пути.
Привычка говорить в нос, усвоенная в детстве. Если мама или папа говорили в нос – ребенок будет делать то же самое. Так устроена детская психика: мы обучаемся через подражание. Проблема решается в три шага: осознать, потренироваться (помогут все те же упражнения) и отслеживать.
Подражание плохим примерам. Можно подцепить гнусавость и у эстрадных кумиров. Как угадать, поет человек правильно или нет? Как перенять его манеру не во вред себе, если собственный вокальный опыт еще невелик? Беспроигрышный вариант – слушать как можно больше оперных певцов. Не любите оперу? Отнеситесь к этому как к учебной необходимости. Не исключено, что полюбите и эту грань искусства.
Ход урока.
2) Каждое занятие мы всегда начинаем с дыхательной гимнастики. Дыхание – это основа как эстрадного, так и академического и народного вокала. Для укрепления и развития дыхательной системы существует система дыхательных упражнений Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом случае дыхательным мышцам приходится более активно работать.
Все упражнения выполняются в достаточно активном темпе.
Ладошки (сжимаем и разжимаем ладони, при этом делаем резкий шумный вдох через нос и спокойный выдох через рот)
Обними плечи (руками обнимаем себя и делаем вдох, разводим руки – делаем выдох)
Малый насос (руками как бы отталкиваемся от пола, руки вниз – вдох, к поясу – выдох)
Большой насос ( выполняется как и малый насос, только с наклоном вперед)
Повороты головы
- Используем приемы для выявления носового призвука в пении
Самый верный способ проверки – зажать нос пальцами и спеть любую мелодию:
-
- звук стал заметно тише – поет в нос
- звук не изменится – поет не в нос
С зажатым носом возникают сложности с сонорными звуками “м” “н” – их невозможно произнести без носового выдоха. Поэтому лучше петь мелодию на любой гласный.
Проделав это упражнение с Миланой мы выяснили, что звук действительно стал тише.
Теперь на примере видео с выступлений попробуем проанализировать услышанное, был ли при исполнении носовой призвук. (Просматриваем видео песни «Джаз» А.Петряшевой) Милана соглашается с тем, что «гнусавость» присутствует.
- Пытаемся выяснить причину носового призвука
Если причина не в ЛОР – заболеваниях или травмах, то она кроется где-то здесь:
- слабые мышцы мягкого неба
- неправильная артикуляция при пении
- чрезмерная зажатость (возможно от волнения)
- перенятая манера говорить и петь в нос от родителей
- частое подражание неудачным вокальным приемам
В большей или меньшей степени мы выявили первые три причины. Но в случае с Миланой есть еще одна немаловажная причина – Милана учится в гимназии №9 с углубленным изучением французского языка. И так называемый «прононс» добавил в вокал устойчивый носовой призвук. Просмотрим видео исполнения песни на французском языке, здесь носовой призвук очень к месту, добавляет определенный шарм в исполнение. Как же быть с исполнением песен на русском и английском языке? Придется при помощи упражнений попробовать убрать носовое звучание.
- Делаем упражнения для устранения носового звучания
Чтобы научиться петь не в нос – будем работать с артикуляционным аппаратом. Как и любые мышцы, он прекрасно тренируется.
Укрепляем мышцы мягкого неба:
- позевывание,
- сглатывание капелек воды,
- полоскание горла с произнесением звука [ы],
- согревание рук дыханием.
Концентрируемся на своих ощущениях – мягкое небо подтягивается, поднимается, образует купол.
Звукоподражания птицам и животным хорошо помогает привести мягкое небо в нужное нам состояние. Покукуем и поухаем совой. Зажимаем нос и добиваемся, чтобы качество звука не страдало.
При этом мягкое небо поднимается, верхняя губа хорошо прикрывает верхние зубы, звук объемный, полный, крупный
Поем слог “КА” по звукам трезвучия. Каждая нота – новый слог “КА”
С произнесением буквы “к”, корень языка опускается, небо приподнимается.
Челюсть расслаблена и легко открывается вниз.
Учимся правильной артикуляции:
Зажимаем нос и произносим скороговорки, в которых нет звуков М и Н. (От топота копыт пыль по полю летит)
Зажатый нос вынудит направлять струю воздуха через рот. Голос должен звучать естественно.
Поем на одном звуке фразу, где преобладает какой-то гласный:
Пример на «У»: “Федул букашку с булки сдул”,
Пример на «О»: “Рос росток – золотой колосок”
Зажимаем нос во время распевки и исключаем носовой звук.
Для контроля также можно приложить пальцы к крыльям носа (легко, совсем чуть-чуть) – вибрации быть не должно.
- Переходим к исполнению песни «Джаз» Анны Петряшевой
Исполняем с использованием микрофона, чтобы сразу контролировать и анализировать исполнение.
В местах, где встречаются сонорные согласные «м» и «н», останавливаемся и пропеваем их отдельно, контролируя при этом мягкое небо, свободную челюсть и четкое произношение слов. Записываем исполнение и прослушиваем, изменилось ли что – то.
Многое уже получилось, значит работу надо продолжать. Милана очень внимательная и вдумчивая ученица, поэтому результат был виден уже на первом занятии. Перед ней стоит непростая задача, убрать носовой призвук там, где он не нужен, и сохранить там, где он необходим. Я думаю, что благодаря усердным занятиям в школе и дома, у нее все получится.
- Домашнее задание
Делать упражнения дома и вести постоянный контроль посредством записи на диктофон и видео. Все упражнения выполнять перед зеркалом (чтобы следить за артикуляцией, нижней челюстью, и свободой движений рук и головы).
- Заключение:
Чтобы пение с носовым призвуком не вошло в привычку, важно выявить дефект как можно раньше. Тогда избавиться от него будет намного легче.
Главное чтобы ученик не приобрел комплекс, в связи с этим недостатком. Он должен видеть и слышать, что у него получается это исправить. А в некоторых случаях (как на примере Миланы) это может быть даже определенной краской для исполнения песен на французском языке.
И обязательная домашняя работа, тогда результат будет достигнут значительно быстрее. И главный помощник в занятиях – это зеркало! Для правильного извлечения звука важно, чтобы мышцы лица, шеи и плеч были максимально расслаблены. Любое лишнее напряжение, телесная зажатость может привести к гнусавости. Необходимо контролировать состояние мышц во время исполнения.