Цель занятия – формирование навыков в области ораторского искусства.
Задачи:
-сформировать представление об основах дисциплины «ораторского искусства»:
-разминка, дыхание, артикуляция, дикция, художественное чтение;
-развивать у детей коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в коллективе;
-воспитывать трудолюбие детей, упорство в достижении цели.
Дидактические пособия: карточки с текстами.
Методы обучения: личный показ, репродуктивный метод, метод упражнения, диалогический метод, словесный метод, метод игрового существования.
Структура занятия
I. Вводная часть занятия:
На экране воспроизводится видео программы новостей, диктор читает новости. (2 минуты).
Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Одна из таких профессий диктор на многочисленных теле- и радиоканалах, которые должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.
Что же значит «говорить красиво»? В первую очередь, это грамотно, членораздельно, убедительно. Человек с «кашей» во рту, вещающий в эфире, вызывает лишь желание переключиться на другую волну, переключить телевизионный канал.
Прежде чем мы приступим к заданиям, давайте разберемся в понятиях.
Работа над терминами и понятиями.
Ораторское искусство, или искусство красноречия — уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому-нибудь делу.
Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Владея мастерством, актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.
Техника сценической речи — существенный элемент актёрского мастерства; она связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения дикцией интонационной выразительностью.
Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса и т. п.
Итак, ребята как вы поняли, что такое сценическая речь? Для чего она нужна? И нужно ли заниматься этими упражнениями?
Закрепляем с учащимися полученные знания повторением терминологии.
II. Основная часть занятия:
2.Дыхательный комплекс
Дыхание – основа речевого звучания. Дыхание необходимо актёру для долгой фразы или монолога на сцене. Голос актёра может звучать то громко и быстро, то тихо и протяжно. Достичь это возможно, только владея хорошим дыханием. Выработать хорошее дыхание актёру помогают упражнения, гимнастика, с которой мы сейчас познакомимся.
Постановка дыхания
Важное свойство, помогающее правильной дикции, – умение дышать во время разговора. Человек может говорить только на выдохе, поэтому актер должен уметь дышать так, чтобы вдох не разрывал речевой поток, был незаметен для окружающих. Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.
Упражнения для тренировки дыхания:
1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.
2. Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.
3. Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.
4. Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.
5. Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.
3. Голосообразование
Постановка голоса
Профессиональные ораторы, актеры и музыканты часто сравнивают наш речевой аппарат с мышцами, и неудивительно. Ведь его также можно прокачать, настроить и сделать более привлекательным. Помогает в этом прикладная наука – постановка голоса. Основная доля ее упражнений направлена на повышение выносливости оратора, обретение широкого диапазона и приятного тембра. Начнем же по порядку.
Упражнение «Звукорежиссер»
Оно поможет вам понять, как на самом деле звучит ваш голос и что именно вам хотелось бы в нем изменить.
- Левую ладонь сложите ракушкой и поднесите к левому уху. Это будет ваш «наушник».
- Правая же станет «микрофоном» – поднесите ее к губам.
- Проверьте звучание: «Раз-раз».
- И начинайте читать вслух стихи. Лучше взять классику – Пушкина или Есенина.
- Перечитывайте моменты, которые вам не очень удались, меняйте громкость и интонацию.
В процессе выполнения упражнения ваш голос должен звучать в ладони, приложенной к уху, как в наушнике или динамике мобильного телефона. Слушая его «со стороны», легче уловить дефекты и изъяны. Уделять этому упражнению стоит хотя бы 5–10 минут в день. Оно позволит вам услышать неприятные ноты тембра, дефекты речи, над которыми нужно плотнее работать. С помощью «Звукорежиссера» вы сможете оценить и изменения вашего голоса, которые дадут вам регулярные занятия.
Упражнение «Кью-икс»
Этот несложный прием помогает не только раскрыть голос, но и овладеть верной артикуляцией. Само же упражнение очень простое:
- Станьте перед зеркалом.
- Протяжно произнесите «кью», вытягивая губы трубочкой.
- А затем – «икс», растягивая их в широкой улыбке.
Рекомендуется выполнять такую «гимнастику» по 5–10 минут в день. Смотря на себя в зеркало, вы сможете контролировать движение губ для четкости и выразительности при произношении каждого звука. Результатом станет звучность речи, устранение монотонности и нечеткости.
Упражнение «Зевок»
Наш голос нередко находится в плену у зажатой гортани. И лучший способ ее расслабить – почаще зевать. Делать это рекомендуется сразу тремя способами:
- с открытым ртом, точно так, как вы делаете это, слушая скучного и монотонного лектора;
- с закрытым ртом, будто пытаетесь подавить скуку на совещании;
- сладко потягиваясь, если бы вы только проснулись.
Зевать можно хоть целый день. Но не фальшиво и поверхностно, а глубоко и искренне. Вы должны почувствовать, как расширяется гортань и воздух опускается в легкие, а затем следует к диафрагме – появляется легкое ощущение сдавливания в области желудка.
Упражнения на открытие голоса помогут вам обрести звучность и избавиться от одышки, неприятных скрипучих нот. Но это лишь первый шаг к его постановке. Поэтому продолжаем осваивать новые методики.
- Дикция – формирование представления о дикции на материале скороговорок.
Начнём тренировку произнесения взрывных согласных. Они образуются при прорыве воздушной струёй препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), средней части языка, прижатого к твёрдому нёбу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! П! ПЬ! …
Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! Т! ТЬ! …
К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ! К! КЬ!
Данные согласные подготавливают правильное звучание следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки. Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:
ПУ! ПО! ПА! ПЭ! ПИ! ПЫ! ПЯ! ПЕ! ПЁ! ПЮ!
ТУ! ТО! ТА! ТЭ! ТИ! ТЫ! ТЯ! ТЕ! ТЁ! ТЮ!
КУ! КО! КА! КЭ! КИ! КЫ! КЯ! КЕ! КЁ! КЮ!
Далее включайте звонкие согласные:
БУ! БО! БА! БЭ! БИ! БЫ! БЯ! БЕ! БЁ! БЮ!
ДУ! ДО! ДА! ДЭ! ДИ! ДЫ! ДЯ! ДЕ! ДЁ! ДЮ!
ГУ! ГО! ГА! ГЭ! ГИ! ГЫ! ГЯ! ГЕ! ГЁ! ГЮ!
РУ! РО! РА! РЭ! РИ! РЫ! РЯ! РЕ! РЁ! РЮ!
ВУ! ВО! ВА! ВЭ! ВИ! ВЫ! ВЯ! ВЕ! ВЁ! ВЮ!
ФУ! ФО! ФА! ФЭ! ФИ! ФЫ! ФЯ! ФЕ! ФЁ! ФЮ!
ЦУ! ЦО! ЦА! ЦЭ! ЦИ! ЦЫ! ЦЯ! ЦЕ! ЦЁ! ЦЮ!
ЧУ! ЧО! ЧА! ЧЕ! ЧИ!
- Задание-ключ
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони. Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе, Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони. И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.
- Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои. - Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
- И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
- Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
- У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
- Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
- Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
- Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
- Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
- Пакет под попкорн.
- Я -диктор!
А сейчас ребята, мы с вами мысленно переносимся в телевизионную студию. Кто готов выйти в «прямой эфир» программы новостей?
(выбираем 2 добровольца).
Итак, вы дикторы программы новостей, вот текст, который вам предстоит прочитать телезрителям.
1 диктор
На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.
2 диктор
Технология шишкосушения:
После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел.
В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел.
Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.
III. Заключительная часть
Рефлексия
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью:
• устного опроса;
• текущего наблюдения.
Список используемой литературы
1. Бруссер А.М. Основы дикции. М.: Просвещение, 2003. «Проспект», 2004.
2. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. М.: ГИТИС, 2011.
3. Kозлянинова И., Чарелли Э. Речевой голос и его воспитание: учебное пособие.М.: Просвещение, 1985.
4. Петрова А. Сценическая речь: учебно-методическое пособие. М.: Искусство,1981.
5. Савкова 3. Как сделать голос сценическим: практ. пособие. М.: Искусство, 1968.