I. Паспорт программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Тема: «Нет в мире краше Родины нашей»
Название Программы |
Тема: «Нет в мире краше Родины нашей» |
Цель Программы |
осуществление комплексного подхода к развитию ребёнка через нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. |
Задачи Программы |
|
Тип программы |
Образовательная |
Образовательная область |
Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
Период реализации |
2 года. |
Разработчик Программы |
Герилович Регина Григорьевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 126 «Бисеринки» г.Набережные Челны |
Нормативно-правовая база |
|
Сроки реализации Программы |
старшей и подготовительной группы с 5 до 7 лет. |
Организация контроля над реализацией Программы |
диагностика детей на начало и конец учебного года. |
Ожидаемые результаты |
Наличие у детей знаний об истории возникновения города Набережные Челны, его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике; возникновение интереса к будущему родного города и края, чувства ответственности, гордости, и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
II. Пояснительная записка
Нравственно-патриотическое воспитание ребѐнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины – оно начинается у ребёнка с отношений в семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Вид из окна, и панорама родного города, и детский сад, где он общается со сверстниками, и природа, всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш. Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущены через детское сердце, они играют большую роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Чтобы слова « я люблю свою Родину» не были пустым звуком, важно, чтобы яркий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте.
Чтобы любить Родину, писал академик Д. С. Лихачёв, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной, связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота и гражданина.
В большей степени этому способствует приобщение детей к истокам культуры их «малой Родины», где в данный момент они проживают.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, в первую очередь, своему городу
Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма.
Таким образом, дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка, периодом всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родному городу, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
1. Новизна и актуальность программы.
В данной программе, разработан материал по изучению города Набережные Челны, с учётом этно-регионального компонента.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребѐнок учится осознавать себя, живущим в определённых этнокультурных условиях и в то же время
приобщается к богатствам национальной культуры.
Таким образом, данная программа позволит учитывать потребности многонационального населения нашего города, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, и иных условий.
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с родным городом, отработана с учетом возрастных особенностей.
2. Цель программы.
Целью программы является осуществление комплексного подхода к развитию ребёнка через нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
3.Задачи программы:
Исходя, из этого данная работа включает целый комплекс задач:
- Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с малой Родиной.
- Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
- Реализация программы.
Программа рассчитана на 2 возрастные группы: с 5лет до 6лет и с 6лет до 7 лет. Темы повторяются в каждой группе, но изменяется их содержание, объём познавательного материала и его сложность. Перспективные планы представлены.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 минут – старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в октябре, итоговый—в апреле.
5.Условия реализации программы.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по областям. Социально–коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
6. Формы реализации программы.
Вся работа планируется по темам, включает в себя:
– специально организованные занятия;
– экскурсии;
– беседы;
– игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);
– продуктивная деятельность;
– чтения произведений художественной литературы, фольклора;
– прослушивание музыкальных произведений;
– утренники;
– работа с родителями;
Содержание предметно – развивающей среды
Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды.
7.Возрастные особенности детей пятого года жизни
На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. У детей движения носят преднамеренный и целеустремленный характер, им интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными.
На пятом году жизни у детей возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку с использованием разных пособий (под музыкальное сопровождение).
Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата.
Внимание детей приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Развивается и совершенствуется общение ребенка со взрослым, оно приобретает внеситуативный характер — ребенок уже способен обсуждать события, ситуации, которые не находятся непосредственно в его поле зрения, а также ребенок активно стремится к обсуждению своего поведения, а также поступков и действий других людей (детей и взрослых).
Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по общению, выделять наиболее приятных, с его позиции, сверстников, стремится общаться с ними.
Сюжетно-ролевая игра усложняется, дети начинают имитировать отношения между людьми. Сюжеты игр становятся более развернутыми, и разнообразными. Дети обращаются к общественно значимым темам, в сюжетах которых комбинируют эпизоды сказок и реальной жизни. Появляются гендерные роли: девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики — мужчин. Дети подключают к игре взрослых
Ребенок развивается активно в разных видах деятельности: конструировании, рисовании, лепке, аппликации и др.
Он способен к выполнению отдельных несложных трудовых поручений и к действиям рядом в коллективе сверстников или в разновозрастной группе под руководством взрослого.
Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Запоминание и воспроизведение в возрасте 4–5 лет происходит в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации ребенка.
Постепенно складывается долговременная память и основной ее механизм — связь запоминаемого, с эмоциональными переживаниями.
Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер: начинают дифференцироваться перцептивные и эмоциональные процессы. Восприятие становится все более осмысленным.
Наблюдается новый уровень сенсорного развития — совершенствуются различные виды ощущений, наглядных представлений, повышается острота зрения и цветоразличение. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов.
Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим.
Совершенствуется воображение ребенка, с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий, постепенно заменить реальные предметы и ситуации воображаемыми. Ребенок приписывает плохие качества в эмоционально некомфортной для него ситуации злым сказочным героям, затем представляет ситуации, которые снимают угрозу с его «Я», активно фантазирует.
Внимание становится произвольным. В 4–5 лет ребенок, если его просить проговаривать вслух то, что он держит в поле внимания, будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок и пр.).
Эмоциональная сфера становится более устойчивой. Негативизм, упрямство и агрессивность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях со взрослыми или сверстниками.
Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция. Ребенок начинает оценивать себя как хорошего или плохого мальчика (девочку).
В этом возрасте устанавливается иерархия мотивов, формируется произвольность деятельности и поведения. Происходит зарождение важнейшего волевого качества — целеустремленности.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни — освоение связной монологической речи.
В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, наступает период словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).
Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания — описание, повествование и элементарное рассуждение. Речь детей становится более связной и последовательной.
В речи детей пятого года жизни часто встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Большинство детей не владеет в достаточной степени умением строить описание и повествование, затрудняется в построении рассказов-рассуждений. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
Возрастные особенности детей шестого года жизни
На шестом году жизни совершенствуется физическое развитие детей: стабилизируются физиологические функции и процессы, укрепляется нервная система.
Детям 5–6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Дети овладевают сложными видами движений и различными способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Значительно улучшаются показатели ловкости.
Общение ребенка со взрослым становится все более разнообразным, постепенно оно все более приобретает черты личностного — взрослый выступает для ребенка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях. В этот период ребенок в общении со взрослым особенно нуждается в уважении, дети становятся особенно обидчивыми, если к ним не прислушиваются. В поведении это может проявляться в феномене большого количества жалоб: ребенок жалуется, указывая на сверстника — нарушителя требований взрослого.
Постепенно к 6 годам начинает формироваться круг друзей. Для общения важными становятся личностные качества сверстника: внимательность, отзывчивость, уравновешенность, а также объективные условия: частота встреч, одна группа детского сада, одинаковые спортивные занятия и т.д.
Продолжает совершенствоваться сюжетно-ролевая игра. В игре дети начинают создавать модели разнообразных отношений между людьми. Плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры — дети могут возвращаться к неоконченной игре. Постепенно можно видеть, как ролевая игра начинает соединяться с игрой по правилам.
Сюжеты игр совместно строятся и творчески развиваются, большое место начинают занимать игры с общественно значимыми сюжетами. Игра может длиться от 2–3 часов до нескольких дней. Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны средства, в игровых действиях используются предметы-заместители, природные материалы, самодельные игрушки.
Активное развитие ребенка происходит и в других видах продуктивной деятельности.
Начинает развиваться способность к общему коллективному труду, дети могут согласовывать и планировать свои действия.
Наблюдается переход от непроизвольного и непосредственного запоминания к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. В 5–6 лет ребенок может использовать повторение как прием запоминания. По-прежнему легко запоминает эмоционально насыщенные события, которые могут оставаться в долговременной памяти длительное время.
Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов.
Существенные изменения происходят в умении ориентироваться в пространстве — ребенок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане комнаты.
Пока с трудом формируется ориентировка во времени: от восприятия режимных моментов ребенок переходит к восприятию дней недели, сезонов, лучше представляет настоящее.
Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 5–6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях.
Формируются действия моделирования: ребенок способен разложить предмет на эталоны — форму, цвет, величину.
В воображении ребенок этого возраста начинает использовать символы, то есть замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми. Воображение оказывает влияние на все виды деятельности старшего дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру.
Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным.
Эмоциональная сфера ребенка становится более устойчивой, он постепенно осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить свое поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами; ему свойственны открытость, искренность, впечатлительность, избирательность отношений.
Формируется его самооценка, она становится устойчивой и начинает определять поступки ребенка.
Чрезвычайно важно вырабатывать у детей правильные мотивы поведения — например, сделать хорошо не для того, чтобы тебя не ругали, а чтобы можно было узнать что-то новое, «открыть» новый способ действия, чтобы лучше пользоваться вещью, и др.
У детей шестого года жизни отмечается усиление проявления целеустремленности поведения при постановке цели, а также при планировании деятельности, реализации принятой цели.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
У ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком). Особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения.
Некоторые дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. В развитии связной речи основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединить части высказывания различными способами цепной и параллельной связи.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма: стабилизируются все физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура. Движения детей 6–7 лет становятся все более осмысленными, мотивированными и целенаправленными.
В процессе выполнения двигательных заданий проявляют скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость.
Общение со взрослым приобретает черты внеситуативно-личностного: взрослый начинает восприниматься ребенком как особая, целостная личность, источник социальных познаний, эталон поведения.
Общение со сверстниками также приобретает личностные черты — дети становятся избирательны в общении, выбирают друзей, которых бывает трудно заменить, даже если они не устраивают взрослого. Социальные роли в группе становятся устойчивыми, формируется внутренняя позиция ребенка в социальном взаимодействии, он начинает осознавать себя субъектом в системе социальных отношений. Появляется эмоциональное отношение к нормам поведения, ребенок начинает оценивать себя и других с точки зрения норм, критиковать поступки сверстников и взрослых.
Сюжетно-ролевая игра достигает пика своего развития. Ролевые взаимодействия детей содержательны и разнообразны, дети легко используют предметы-заместители, могут играть несколько ролей одновременно. Сюжеты строятся в совместном со сверстниками обсуждении, могут творчески развиваться. Моделируют отношения между различными людьми, плановость и согласованность игры сочетается с импровизацией, ролевая игра смыкается с играми по правилам.
Более совершенными становятся результаты продуктивных видов деятельности: в изобразительной деятельности усиливается ориентация на зрительные впечатления, попытки воспроизвести действительный вид предметов; в конструировании дети начинают планировать замысел, совместно обсуждать и подчинять ему свои желания.
Трудовая деятельность также совершенствуется, дети становятся способны к коллективному труду, понимают план работы, могут его обсудить, способны подчинить свои интересы интересам группы.
Память становится произвольной, ребенок в состоянии при запоминании использовать различные специальные приемы: группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого, повторение и т.д. По-прежнему эмоционально насыщенный материал запоминается лучше и легче включается в долговременную память.
Наряду с механической памятью развивается смысловая, функционирует и эйдетическая память, то есть вычленяет из объектов наиболее характерные свойства и к 7 годам полностью усваивает сенсорные эталоны — образцы чувственных свойств и отношений: геометрические формы, цвета спектра, музыкальные звуки, фонемы языка.
Усложняется ориентировка в пространстве и времени; развитие восприятия все более связывается с развитием речи и наглядно-образного мышления, с совершенствованием продуктивной деятельности.
Воображение становится произвольным. На развитие воображения оказывают влияние все виды детской деятельности, в особенности изобразительная, конструирование, игра, восприятие художественных произведений, просмотр мультфильмов и непосредственный жизненный опыт ребенка, особенно впечатлительные дети в этом возрасте могут погружаться в воображаемый мир.
Внимание к 7 годам становится произвольным, что является непременным условием организации учебной деятельности в школе. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным.
Игра начинает вытесняться на второй план. У ребенка формируется объективное желание стать школьником.
В этот период ребенок постепенно теряет непосредственность: он освоил нормы общественного поведения и пытается им соответствовать. Ведущими становятся моральные, общественные мотивы, ребенок может отказаться от интересного ему дела в пользу важного. Основы самооценки в основном сформированы.
В различных видах деятельности развивается личность ребенка, и формируются его познавательные процессы, появляется самокритичность, внутренняя позиция в общении и деятельности — новообразования возраста. Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, — всеми этими качествами характеризуется волевое поведение как важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе.
У детей подготовительной к школе группы развитие речи достигает довольно высокого уровня. Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов и действий. Дети свободно используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Дети начинают задавать вопросы о значении разных слов, понимают переносное значение слов разных частей речи. Закрепляется умение согласовывать существительные с другими частями речи. Дети образуют однокоренные слова, превосходную степень прилагательных.
Многие дети седьмого года жизни овладевают умением строить разнообразные сложные предложения. Идет становление объяснительной речи: ребенок последовательно и логично излагает события, соблюдая при этом структуру текста (начало, середина, конец). Дети обычно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения, с помощью выразительных средств передают содержание литературных текстов. Совершенствуется умение составлять рассказы по картине, из личного опыта, рассказы творческого характера; дети сочиняют небольшие сказки и истории.
Дети приобретают широкую ориентировку в звуковой стороне речи, овладевают умениями звукового анализа и синтеза, развивается фонематическое восприятие. Формирование речевой рефлексии произвольности речи составляет подготовку детей к письму.
8.Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода развития детей: 5-6 лет старшая группа, 6-7 лет – подготовительная группа. Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1.Блок «Моя семья»
2.Блок «Наш любимый детский сад»
3.Блок «Мой Город – моя малая Родина»
4.Блок «Мы живем в Татарстане»
5.Блок «Наша Родина Россия»
Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине, на основе приобщения к традициям родного города, национальной культуре. Данная программа базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса
9. Принципы.
При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:
Прицип гуманизации
воспитательной работы с детьми. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, родному краю и отечеству.
Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Целостность.
Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
10. Для реализации программы используются следующие методы:
наглядные, словесные, игровые.
Наглядные:
демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы). Наблюдение.
Словесные методы обучения:
объяснение, рассказ, чтение, беседа.
Игровые методы и приемы обучения:
игровое сюжетно-событийное развёртывание, игровые проблемно-практические ситуации, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры
11. Ожидаемый результат.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике родного города, возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города, республики, страны.
- Иметь представление о символике города, республики
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа живущих, в городе и республике Татарстан.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
6–7 лет.
- Знать краткие сведения об истории города, республики.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг России, Татарстана и своего города.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае, о стране; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения на улице города.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
12. Структура программы
1 Блок «Моя семья»
2 Блок «Наш любимый детский сад».
3 Блок «Мой Город – моя малая Родина ».
4 Блок «Мы живём в Татарстане»
5 Блок «Наша Родина Россия
III. Содержание программы
1.Блок «Моя семья»
Цель: Расширять представления детей о своем ближайшем окружении, семье, уточнять представления детей о семейных , традициях воспитывать гуманное отношение к своим близким,
Задачи: Познакомить с понятием «семья». Закрепить умение детей называть членов семьи. Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной. Воспитывать у детей чувство гордости за свою семью.
2. Блок «Наш любимый детский сад».
Цель: Расширять представления детей о своем ближайшем окружении, в детском саду, уточнить представления детей о традициях детского сада.
Задачи: Создать условия для формирования чувства привязанности к своему детскому саду, друзьям в детском саду. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам. Взаимоотношения со сверстниками, и сотрудниками детского сада. Воспитывать ценностное отношение к труду, других людей и его результату.
3.Блок «Мой город – моя малая Родина».
Цель: Дать элементарные представления об истории Набережных Челнов, знаменитых людях и героях Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости Набережных Челнов.
Задачи: Создать условия для формирования представлений об исторических корнях города. Расширить представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города. Создать условия для формирования представлений об основных профессиях жителей города. Воспитывать уважение к людям, героям Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4.Блок «Мы живём в Татарстане».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в Татарстане и культуре, которую они представляют. Дать элементарные представления об истории, достопримечательностях Татарстана, социально-экономической значимости республики.
Задачи: Создать условия для формирования представлений об истории и самобытности Татарстана. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их быту, культуре, языку, традициям. Содействовать расширению знаний и представлений о знаменитых людях республики. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о Татарстане.
5.Блок «Наша Родина Россия»
Цель: Создать условия для формирования представлений о России как о родной стране, Расширить представления дошкольников о народах, живущих в России о культуре, которую они представляют. Содействовать формированию любви, гордости и уважения к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
Задачи: Расширять представления детей о России как о – многонациональной стране с самобытными, равноправными культурами. Содействовать формированию представлений, о Москве как о столице России. Расширять представления детей о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу. Гимну РФ и РТ. Воспитывать уважение детей к людям, прославившим Россию в разные исторические периоды.
6.Диагностика детей по программе в старшей группе.
Уровни освоения программы:
На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень-
Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, знает и узнает флаг, герб, гимн России, Татарстана; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень-
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России и Татарстана, герб города; затрудняется назвать достопримечательности (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; не может назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
6.Диагностика детей по программе в подготовительной группе.
Уровни освоения программы:
На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень-
Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России, Татарстана; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень-
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России и Татарстана, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
IV. Литература.
1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Под ред.Л.Г. Петерсон «Мир открытий»
1.Л.В. Коломийченко «Программа социального развития»
2. Л.В. Коломийченко «Программа социального развития»
3. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»;
4. Т.Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества»;
5. Н.В.Алешина «Мое Отечество Россия»;
6. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
7. М.Ю Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»
8. Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?»;
9. Е.К.Ривина «Российская символика»;
10.Л.А.Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»;
11.Н.А. Рыжова «Наш дом – природа».
12. О.С. Ушакова «Развитие речи детей дошкольного возраста»
13. И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет. «Цветные ладошки».
14.А.Г. Дубровский «Чем славны Набережные Челны? 600 граней из имиджа города»
16.Интернет источники.