Цель занятия: развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление, фонематический слух, речь детей, координацию речи с движениями. Воспитывать интерес устному народному творчеству, побуждать детей к самостоятельным играм-драматизациям, по содержанию знакомых сказок, к участию в викторинах, вечерах сказки. Познакомить родителей с формами и методами работы на занятиях в детском саду, привлечь родителей к совместной деятельности с детьми, способствовать созданию позитивных родительско-детских отношения, повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Ознакомить родителей с влиянием мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей, с условиями развития мелкой моторики рук дошкольников посредством различных игр и упражнений. предоставить информацию родителям для понимания необходимости развития мелкой моторики рук ребенка.
Задачи занятия: снять эмоциональное напряжение, сплотить коллектив родителей; дать элементарные представления родителям о мелкой моторике; пополнить знания родителей о развитии мелкой моторики детей в домашних условиях; активизировать психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития ребёнка; оказать значимость развития мелкой моторики рук для успешности детей в различных видах деятельности; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива; ознакомить родителей со средствами развития мелкой моторики рук и условиями их использования; организовать участие родителей в практическом ознакомлении с опытом развития мелкой моторики рук с помощью рисования крупами; обогатить опыт родителей по теме занятия; расширить представления о пособиях для развития мелкой моторики рук; вызвать желание у родителей развивать у своего ребенка мелкую моторику рук.
Оборудование: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.
Предварительная подготовка.
1. Подбор и изучение литературы по теме занятия.
2. Разработка памяток для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».
3.Изготовление игр на развитие мелкой моторики.
Ход занятия
Вводная часть. (вступительное слово воспитателя, объявление темы мероприятия и условия участия в занятии).
Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Сегодня наше занятие посвящено развитию мелкой моторики пальцев рук.
Развитая моторика влияет развитие речи детей. Развитие мелкой моторики рук у детей — первый ключевой этап в формировании умственных способностей, точных, координированных движений.
Развитие речи, ловкости, интеллекта зависит именно от того, насколько высок уровень данного навыка. Она тесно и неразрывно связана со зрением, нервной системой, памятью, вниманием, речью, восприятием. Ее стимуляция позволяет активизировать процессы практически всех участков головного мозга, тем самым ускоряя передачи нервного импульса, улучшая кровообращение и питание тканей.
В результате развивается координация (оптико-пространственное восприятие), речь, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, двигательная и зрительная память.
Итак, начинаем.
Игра 1. Детский сад.
В нашей группе все друзья Самый младший – это я. (дети ритмично стучат кулачками по столу)
Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика).
Игра 2. Домик.
На поляне дом стоит, («дом» — изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт (правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх)
Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем. («ворота» — ладони разворачиваются параллельно друг другу).
Игра 3. Зимние забавы.
Лепим мы из снега дом Звери будут в доме жить, веселиться и дружить, вместе домик сторожить (дети сжимают и разжимают кисти рук, соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны, хлопают в ладоши, соединяют руки в «замок»).
Снежок. Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (снежок «лепят»)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз — подбросим, («подбрасывают»)
Два — поймаем, («ловят»)
Три — уроним («роняют»)
И… сломаем. (хлопают по столу).
Игра 4. На базар ходили мы.
На базар ходили мы, (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев)
Много груш там и хурмы, (по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку)
Есть лимоны, апельсины, (при этом ладони не соприкасаются)
Дыни, сливы, мандарины, (пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)
Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз!
Игра 5. Повар.
Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони дети стучат по столу)
Повар леща берет и опускает в компот (загибают большие пальцы)
Бросает в котел поленья, в печку кладет варенье (загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой (загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (загибают мизинцы)
И очень доволен он. (разводят руками).
Игра 6. Гномики
Жили — были в домике маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальчики)
Стали гномики стирать. (тереть кулачками друг о друга).
Игра 7. Дружная семейка.
Этот пальчик большой — Это папа дорогой. Рядом с папой — наша мама. Рядом с мамой — брат старшой. Вслед за ним сестренка — Милая девчонка. И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш. (руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)
Дружная семейка! (сжать руку в кулак несколько раз).
Игра 8. Белка.
Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак)
Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево)
Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)
Воробью, (разогнуть указательный палец)
Синичке, (разогнуть средний палец)
Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)
Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
Игра 9. Моя семья.
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья! (и в соответствии с текстом, в определенной последовательности загибают пальцы: сначала безымянный, затем мизинец, указательный средний и большой)
Это – мама, это – я, это – бабушка моя, это – папа, это – дед.
И у нас разлада нет.
Игра 10. О левой и правой руке
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая!
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (обхватывают себя руками – «обнимаем»)
В заключении проводится игра «Театр теней».
Игра «Театр теней».
Игровой материал и наглядные пособия: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.
Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м.
Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень.
Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана.
Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка).
«Актеры» теневого театра сопровождают свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.
Заключительная часть. Итоговая рефлексия.
Ребята понравились ли вам наши игры на тему «Веселые ручки»? (Ответы детей)
Уважаемые родители, был ли полезным и интересным для вас наш игротренинг? (Ответы родителей)
Пожалуйста не забывайте, что речь и пальчики взаимосвязаны. Развитие мелкой моторики у детей — важнейший этап, определяющий насколько быстро и правильно будет происходить формирование речевых навыков. Дело в том, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев расположены в непосредственной близости друг к другу. В ходе проведения электрофизиологических исследований, учеными разных стран было установлено, что, когда ребенком выполняются ритмичные движения пальцев, резко активизируется деятельность определенных отделов мозга — двигательной речевой зоны, сенсорной (височной), то есть, под влиянием импульсов, идущих от пальцев, формируются речевые области.
В завершении родителям даются следующие рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей:
1. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук.
2. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
3. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно.
4. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно.
5. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
6. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
7. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
8. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите ребенка, а за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Проводится демонстрация выставки поделок детей на развитие мелкой моторики.
Литература
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития. 2000.
2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» СПб, Детство-Пресс, 2008.
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. М: АСТ,1999.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов». СПб: Лань,1999