НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время, когда человечество стремится к обществу без границ, стремится к приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка, как мощного инструмента межкультурной коммуникации, стало востребованным и престижным. Поэтому сегодня значительно расширилась область применения наглядности в обучении иностранным языкам и усложнился ее инвентарь: от движений и жестов, от картинок и предметов до видеофильмов и сложных компьютерных программ, с помощью которых учитель на уроке и во внеклассной работе по предмету имеет возможность продемонстрировать фрагменты объективной действительности. Новые УМК по английскому языку для учащихся средних учебных заведений, с которым мы работали во время педагогической практики на четвертом и пятом курсах, содержат богатый иллюстрированный материал, обеспечивающий использование этого наглядного материала учителем. Еще до выхода на первую педагогическую практику мы начали подбирать наглядные пособия к соответствующим грамматическим и лексическим темам, многие из которых были использованы нами на уроках иностранного языка и на внеклассных мероприятиях по предмету. Задача состояла в том, чтобы организовать учебную работу с использованием наглядности так, чтобы она была, как можно эффективной, вызвала бы интерес учащихся к изучаемому английскому языку. Самым приоритетным направлением в обучении иностранному языку на данном этапе является коммуникативный метод, цель которого в общении – взаимодействие субъектов, где происходит обмен знаниями, умениями, навыками, опытом, полезной и нужной информацией. Поэтому перед учителем иностранного языка в средней школе стоит задача: Обучить учащихся владеть языком. Фактором необходимым для общения является потребность в высказывании на иностранном языке на уроке и вне его во внеклассной работе по предмету, потому что мотивированность является характерной чертой этого процесса.
В настоящее время в школах в рамках коммуникативного метода существует немало способов мотивировать учащихся на общение и на начальном, и на среднем, и на старшем этапах обучения языкам. Одним из полезных и эффективных способов, конечно, служит наглядный материал, который способствует к побуждению высказывания на языке.
Этот факт и определил актуальность нашего исследования, так как использование какого бы то ни было наглядного материала в классной и внеклассной работе по предмету, иностранный язык всегда будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, расширению их кругозора, повысит интерес к изучаемому языку. Иностранный язык относится к числу школьных предметов, которым учащиеся овладевают в процессе активной речевой деятельности, в четырех ее видах – говорении, аудировании, чтении и письме. Поэтому такие средства обучения, как наглядные пособия, дают возможность обеспечить мотивационно – побудительный уровень общения. С помощью отдельных предметов, картин, серий картин, фотографий, схем, рисунков, всевозможных ассоциограмм, у учителя будет возможность создать на уроке иностранного языка и вне его такие ситуации, которые будут успешно стимулировать и мотивировать учебную речевую деятельность учащихся и вызывать потребность говорить на иностранном языке.
Предложенный проект именован, как: «Инновационный путь к изучению английского языка», и отражает всю суть течения современного времени, которое выражается в достижениях в области IT-технологий, которые тесно соприкасаются с возможностями к обучению посредством онлайн-формата. Технологические инновации и новые идеи пронизывают каждый бизнес и отрасль, но мир образования особенно созрел для этих изменений. Многие тенденции не приживаются по разным причинам, в то время как другие окажут глубокое влияние на то, как английский язык будет преподаваться и изучаться будущими поколениями.
Актуальность проекта
Технологии очень активно используются в изучении языков во всем мире на самых разных уровнях. Инновации в технологиях изучения языка помогают создать более независимых учеников, которые остаются мотивированными и получают результаты, к которым стремятся.
Технология работает лучше всего, когда она используется как инструмент для решения проблем. Например, очное погружение в языковую среду является весьма желательным способом ускоренного изучения языка, поскольку вам необходимо использовать язык для выполнения всех повседневных задач. Но взять и переехать в страну, где говорят на нужном языке, для большинства людей просто невозможно. С помощью технологий учащиеся все же могут ощутить некоторые преимущества погружения. Благодаря средствам обмена сообщениями и социальным сетям нового поколения, удаленные студенты могут получить доступ к свободным носителям изучаемых языков, предлагая реальную языковую практику, которая невозможна в традиционных классах. Динамические инструменты совместной работы способствуют формированию чувства общности наряду с интерактивной учебной деятельностью, позволяя студентам участвовать в занятиях в удобное для них время и устраняя барьеры пространства и времени. В целом, обучение с использованием технологий способствует более постоянному участию студентов, предоставляя им доступ к коллегам и преподавателям круглосуточно и из любой точки мира.
Описание проекта
Технологии предлагают десятки инструментов, помогающих учащимся в режиме реального времени. Студенты могут обращаться к упрощенным словарям, создавать флэш-карты и просматривать Интернет на изучаемом языке. Они могут найти друзей по переписке, собеседников и онлайн-репетиторов. Они могут познакомиться с богатыми примерами изучаемых языков, а не ограничиваться статичными примерами из традиционных учебников. Facebook, LinkedIn, Instagram и Twitter – все они предлагают ежедневный шведский стол с практикой изучения языка для смелых учеников, которые хотят совместить потребление социальных сетей с практикой изучения языка.
Технологии могут сделать изучение языка более эффективным и в традиционных условиях. Например, учащиеся могут записывать себя на видео, используя изучаемый язык вне класса, и приносить записи в класс для получения отзывов и рецензий коллег и преподавателя. Учащиеся могут использовать технологии во время занятий, чтобы общаться друг с другом в текстовых чатах, а не разговаривать, что полезно для процесса изучения языка, так как дает учащимся время на размышление и проверку своих результатов.
И не только учащимся полезно время на обдумывание и проверку. Технологии позволяют учителям видеть, как учатся их ученики, что дает им ценные данные о том, какие ученики нуждаются в той или иной практике. Вооруженные этой информацией, учителя могут адаптировать свои занятия в классе и подход к обучению к потребностям учащихся, что делает весь процесс еще более эффективным и результативным. Например, учитель, который знает, что все его ученики испытывают трудности при прослушивании отрывков, включающих примеры будущего времени, может рассмотреть их в классе, а не тратить время на примеры, которые не имеют отношения к потребностям группы. Подводя итог, можно сказать, что, как и в любом другом образовательном контексте, технология может быть ценной частью общего подхода к изучению языка, когда она используется для стратегического решения проблем и/или обогащения процесса изучения языка.
Мобильные технологии просто обязаны быть в авангарде технологических инноваций в обучении, как и во всех других областях, из-за своей повсеместной распространенности. Недавно мобильные устройства обогнали настольные компьютеры как место номер один для онлайн-деятельности, поэтому не адаптировать обучение английскому языку соответствующим образом было бы огромной ошибкой.
Онлайн-провайдеры отреагировали соответствующим образом: например, FluentU теперь предлагает интерактивные мобильные версии своих продуктов. Аналогичным образом, приложение Duolingo оказалось чрезвычайно популярным среди новых учеников, а Babbel предлагает уроки английского языка с мобильной доставкой.
Такова природа современного мира, что каждое мгновение сулит возможность учиться. Поэтому ожидайте, что нетерпеливые студенты будут заниматься в общественном транспорте, в парке, в кафе и многих других местах.
Тенденция, которая, похоже, продлится еще длительное время, — это геймификация, и почему бы и нет? Обучение должно быть, прежде всего, увлекательным, и геймификация учебного процесса оказалась привлекательной для учащихся разного возраста и способностей.
Словесные игры для расширения словарного запаса, приложения для запоминания произношения, которые поощряют правильное произношение и помогают юным ученикам понять английскую фонику, а также различные виды визуальных развлечений сделали процесс изучения английского языка привлекательным предложением.
И возможности здесь распространяются не только на добросовестные сайты по изучению английского языка: такие сайты, как lyricstraining, предлагают любителям музыки дописать недостающие тексты песен: этот вид деятельности также очень полезен для изучающих язык.
Существуют также такие сайты, как Quizizz, которые позволяют учителям создавать собственные игры для учеников, причем инновации самих учителей становятся центральным элементом темы обучения.
Новизна проекта
Научная новизна предложенного проекта заключается в аспекте его многофункциональности к подходам изучения английского языка в школах и ряде иных учебных заведений. Исходя из степени прогрессирования технологий и появившимся возможностям к обучению посредством современных устройств (гаджетов, смартфонов ит. д), следует использовать данные возможности в верном направлении для последующего совершенствования процессов обучения английскому языку.
Подобно тому, как централизованные системы управления способствуют распространению необходимой информации на предприятиях, системы управления обучением и преподаванием поддерживают извечную заботу преподавателей о создании увлекательного содержания курса, управлении распространением и доступом к соответствующим материалам, а также о посещаемости занятий и выполнении целей класса.
Такие сайты, как Teachable и Moodle, способствуют этой онлайн-революции и могут поддерживать курсы, разработанные отдельными преподавателями для буквально тысяч студентов, находящихся в любой точке мира.
Текущая стадия реализации проекта
Данный проект уже взял свой путь на реализационное осуществление. Особенно актуален данный проект в настоящее время, а именно в 2021 году и предполагается, что и дальше с течением времени данный проект будет набирать обороты и приобретать огромную значимость для всех учебных заведений разного формата. В свою очередь на данный момент проект находится на стадии внедрения в образовательный процесс. Школы и ряд учебных заведений не совсем готовы к переходу на цифровой процесс обучения и внедрение ряда технологий для обучения иностранных языков. Но это лишь дело времени.
Также нами было проведено анкетирование среди учеников 3-6 классов о проведении внеклассных мероприятий в ходе которого удалось выяснить их отношения к внеклассной работе, их интересы и увлечения, чтобы на основе этого разрабатывать дальнейшие мероприятия.
Образец анкеты:
1. Какое место в вашей жизни занимает английский и татарский языки?
2. Устраивает ли вас количество занятий английского и татарского языков в неделю?
А) ровно столько, сколько нужно;
Б) многовато, можно было бы и поменьше;
В) маловато, можно было бы и побольше;
Г) мне всё равно.
3. Насколько интересно (в баллах) проходят ваши уроки английского и татарского языков?
А) 0-30;
Б) 30– 60;
В) 60 – 100;
Г) мне всё равно.
4. Как вы относитесь к внеклассным мероприятиям?
А) с удовольствием принимаю или принял(а) бы участие;
Б) нет желания участвовать в этом;
В) мне всё равно.
5. В каком мероприятии вы бы приняли участие? (возможно несколько вариантов ответа)
А) проведение праздника или вечера;
Б) ролевая или деловая игра;
В) конкурс или олимпиада;
Г) мне всё равно.
6. Назовите ваши любимые предметы в школе.
7. Ваше хобби и увлечение.
В анкетировании принимали участие 15 учеников (3-6 классы). Первые пять вопросов выявили заинтересованность обучающихся. Последние два вопроса дали возможность выяснить интересы и увлечения детей, что в дальнейшем можно использовать для разработки еще более эффективной внеклассной работы.
Был проведен анализ ответов обучающихся.
№ п/п |
Вопросы анкеты |
Ответы обучающихся |
|||
А |
Б |
В |
Г |
||
1 |
Какое место вашей жизни занимает английский язык? |
3 |
9 |
3 |
– |
2 |
Устраивает ли вас количество занятий англ. языка в неделю? |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Насколько интересно (в процентном соотношении) проходят ваши уроки англ. языка? |
1 |
10 |
4 |
0 |
4 |
Как вы относитесь к внеклассным мероприятиям? |
6 |
5 |
4 |
– |
5 |
В каком мероприятии вы бы приняли участие? (возможно несколько вариантов ответа) |
8 |
6 |
5 |
1 |
6 |
Любимые предметы в школе |
Литература (Литературное чтение), история, английский язык |
|||
7 |
Хобби и увлечения |
Танцы, спорт, пение, рисование, плетение бисером |
Проанализировав ответы учащихся, выяснилось, что языки преподаются ученикам не настолько интересно, соответственно, нет высокой заинтересованности в предмете. Но многие учащиеся любят принимать и принимают участие во внеклассных мероприятиях, а это значит, что привлечь их внимание к предмету можно привлечь через участие в этих мероприятиях.
Выявлены предметы, в которых они заинтересованы, самые распространённые: литература, история, английский язык. У большинства есть хобби: танцы, спорт, пение, рисование, плетение бисером.
Учитывая все эти увлечения и интересы, есть возможность сделать внеклассное мероприятие по иностранному языку более интересным и полезным, что повысит мотивацию и интерес учащихся к дальнейшему изучению предмета.
Перспективные цели проекта
Преимущества проекта по обучения языку, следующие:
- Вовлеченность;
- Улучшение академических способностей;
- Смена парадигмы в преподавании и обучении;
- Смена оценки;
- Повышение эффективности совместного обучения;
- Снижение уровня тревожности при обучении.
Если мы возьмем за отправную точку письменную речь, то технология в виде текстовых процессоров (и многие другие способы создания текста, которыми мы сегодня располагаем) позволяет нам работать над языком. Мы проходим через процесс создания и повторного создания текста, пока он не станет полностью понятным для других и точным. Мы можем создать черновик, показать его другим и, основываясь на обратной связи, внести изменения, чтобы улучшить текст. Инструменты также могут помочь нам, показав, что наша орфография или грамматика тоже нуждается в доработке. Технологии значительно облегчают эту работу и повышают вероятность того, что учащиеся будут участвовать в процессе редактирования, чтобы создать максимально качественный текст. Затем этот текст можно показать другим, чтобы они посмотрели и прокомментировали его.
Попытки найти способы, которые позволят людям осмысленно заниматься разговорным языком в классе, могут быть очень сложными, особенно если вы, как учитель, не уверены в своих собственных навыках разговорного языка. Связь вашего класса с другими классами по всему миру с помощью таких средств, как видеоконференции, может дать ученику повод задать вопрос, а затем попытаться понять ответ. Это также может стать поддержкой для учителя. Технология опосредует процесс, передавая язык и обеспечивая обратную связь, которая показывает, понял или не понял кто-то то, что вы сказали.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — 2-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 337 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14499-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477752 (дата обращения: 06.10.2021).
- Баранчеев, В. П. Управление инновациями: учебник для академического бакалавриата / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — 3-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 747 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11705-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445971 (дата обращения: 06.10.2021).
- Гребенюк, О. С. Теория обучения: учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06466-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472931 (дата обращения: 06.10.2021).
- Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды: учебное пособие для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 437 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06592-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474272 (дата обращения: 06.10.2021).
- Ксензова, Г. Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования: учебное пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06899-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474367 (дата обращения: 06.10.2021).
- Педагогика: учебник и практикум для вузов / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова; под научной редакцией Р. С. Димухаметова. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 219 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08194-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470917 (дата обращения: 06.10.2021).
- Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова, Р. С. Димухаметов. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 219 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09130-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452523 (дата обращения: 06.10.2021).
- Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное пособие для вузов / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 126 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08773-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472905 (дата обращения: 06.10.2021).
- Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07907-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472740 (дата обращения: 06.10.2021).
- Социальная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева, М. Н. Липинская, В. В. Герцик; ответственные редакторы С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04081-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471761 (дата обращения: 06.10.2021).
- Спиридонова, Е. А. Управление инновациями: учебник и практикум для вузов / Е. А. Спиридонова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 298 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06608-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474270 (дата обращения: 06.10.2021).
- Суртаева, Н. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475310 (дата обращения: 06.10.2021).
- Шереги, Ф. Э. Социология инноваций. Методология и методы исследований: учебное пособие для вузов / В. И. Савинков, П. А. Бакланов; под редакцией Ф. Э. Шереги. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13420-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/459070 (дата обращения: 06.10.2021).