Рахманина Наталья Александровна
учитель
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район», Республика Татарстан
Введение
Профессия преподавателя постоянно развивается, особенно с появлением информационных технологий. Учителя видят эти изменения в течение всей своей профессиональной деятельности.
Меняется система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда – новая виртуальная реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде.
В декабре 2017 года был анонсирован запуск национального проекта «Образование» в рамках которого будет реализован Федеральный проект “Цифровая образовательная среда”, одной из задач которого является повышение цифровой грамотности.
Цифровая грамотность — готовность и способность личности применять цифровые технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно во всех сферах жизнедеятельности. Цифровая грамотность важнейший навык XXI века, основа безопасности в информационном обществе. Формированию цифровой грамотности должно уделяться особое внимание наравне с читательской, математической и естественнонаучной грамотностью.
В условиях постоянно меняющегося технологического, наукоемкого и глобализованного мира важно подготовить наших учеников к успешности. Меняющийся мир требует от наших выпускников быть готовыми к адаптации, к кардинальным изменениям в своей профессиональной карьере. Добиваться успеха независимо от возникающих проблем, с которыми они сталкиваются в профессиональной деятельности.
Информационные технологии открыли новые образовательные возможности и позволили ученикам подключаться к научным и учебным сообществам по всему миру. Как бы мы критически не относились к социальным сетям, — эта захватывающая для учеников виртуальная среда, которую больше нельзя игнорировать. Школа должна активно включаться и влиять на эти сети. Возникающие изменения требуют формирования новых знаний, навыков, компетенций, социального поведения. Умение пользоваться современными цифровыми инструментами должно использоваться ответственно с соблюдением этических норм.
Современная школа нуждается в педагогах, способных включиться в процессы обновления образования, владеющих компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающих и осознающих новую миссию учителя. Для решения задач образования необходима иная качественная подготовка и переподготовка учителя.
Информационная карта проекта.
1. Полное наименование проекта: Цифровая среда для школы.
2. Цель проекта: организовать работу с молодыми учителями и оказать методическую помощь в их работе с ресурсами для цифрового образования с целью повышения качества преподавания предметов естественно-научного цикла.
3. Задачи проекта:
1. Способствовать повышению уровня цифровых компетенций молодых специалистов в области преподавании предметов естественно-научного цикла.
2. Эффективное внедрение ресурсов цифрового образования в учебный процесс.
3. Повышение эффективности использования на уроках мультимедийных и интерактивных технологий
4. Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.
4. Этапы реализации проекта
Первый этап- организационный. Он включает:
– ознакомление с многообразием ресурсов цифрового образования;
– рекомендации для работы по использованию ресурсов цифрового образования.
Второй этап – организационно- практический.
– изучение отдельных цифровых инструментов, программ, платформ и тд.
Третий этап- рефлексивно- обобщающий. На этом этапе предполагается:
– обсуждение за круглым столом …..; выявление плюсов и минусов используемых цифровых ресурсов;
– определение проблем, возникших в ходе реализации проекта , пути их решения и разработка перспективного плана – программы дальнейшей работы в этом направлении;
5.Ресурсное обеспечение: мобильные устройства с выходом в Интерент, ММ-проектор, интерактивная доска, принтер.
6. Постановка проблемы: Федеральный проект “Цифровая образовательная среда” анонсирован в 2017 году, большинство материалов находится еще в стадии разработки. А на сегодняшний день уже существует множество ресурсов для организации продуктивной учебной деятельности учащихся. Разнообразные технологии цифрового образования позволяют больше экспериментировать с педагогикой и получать мгновенную обратную связь; помогают обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс; обеспечивают мгновенный доступ к нужной информации и воспитывают важные навыки по работе с источниками. И часто оказывается, что эти цифровые ресурсы используются неэффективно или не используются вообще по разным причинам:
– недостаточно изучены возможности конкретного цифрового ресурса;
– нет представления о многообразии цифровых ресурсов;
– отсутствие навыка работы с цифровыми ресурсами.
7. Актуальность. Преподаватели школ начинают осознавать преимущества применения новых технологий. Образование является одной из последних отраслей, в которой произошли значительные изменения, так как эта отрасль опиралась и продолжает опираться на устаревшие методы и практики. Но благодаря цифровому преобразованию и росту образовательных технологий учителя начали вносить радикальные изменения и в процесс преподавания, и систему выставления оценок. Новые тенденции в образовании широко освещаются, в первую очередь из-за способов, которыми они влияют на обучение учащихся. В рамках реализации приоритетного проекта “Цифровая школа” работа с молодыми педагогам по данной теме будет очень актуальна.
8.Возможный риск. Всем известно, что многие программы, платформы, мобильные приложения и тд. можно использовать только на платной основе. Но на сегодняшний день имеется множество цифровых ресурсов в сети Интернет, которые представлены в виде бесплатной, иногда упрощенной версии, и даже в таком виде могу эффективно применяться на уроках.
Формы работы:
– методические консультации по использованию ресурсов цифрового образования;
– семинары-практикумы;
– открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер-классы;
-круглый стол по обмену опытом работы
-посещение уроков;
-взаимопосещение уроков;
-анкетирование.
Руководитель проекта: учитель
Участники реализации проекта:
– молодые педагоги со стажем работы 1-5 лет;
– обучающиеся 7-11 классов;
Срок реализации проекта: 1 учебный год год.
Дорожная карта
работы по проекту “Мир цифрового образования”
№ |
Направления школы |
Содержание работы |
Дата |
1 |
Организационная встреча. |
1. Собеседование с молодыми учителями. 2. Обзор Интернет-ресурсов цифрового образования. (Программы, платформы, мобильные приложения и тд, которые могут быть использованы в образовательном процессе) |
октябрь |
2 |
Практические занятия |
1. Организация внеурочной деятельности педагогом в рамках “Цифровой школы”. Проектная деятельность. Знакомство и работа с ресурсами цифрового образования: Лекториум, Учи.ru, МЭШ, РЭШ. 2. Цифровые образовательные ресурсы: этапы и алгоритмы разработки собственных электронных образовательных ресурсов. Использование всех возможностей MS Exel, MS PowerPoint. 3.Организация внеурочной работы обучающихся с использование ресурсов цифрового образования: СДАМ ГИА, РЕШУ ЕГЭ, Я-Класс. 4. Современный урок с использованием ЦОР и ЭОР: проектирование и организация. – Программа для чтения QR-кода; – Создание интерактивных упражнений с помощью LearningApps.org ; – тренировочные работы и проверка знаний обучающегося с помощью программы Airen2.3.1; – игровая обучающая платформа Kahoot! – программа Plickers для проведения опросов, рефлексии, голосований и тд. 5.Образовательный квест как эффективная технология коммуникации современных школьников. Проектирование квеста с помощью ЦОР и ЭОР. |
Декабрь Январь Февраль Март Апрель |
3 |
Самообразовательная работа. |
Консультации, оказание помощи при возникающих затруднениях в ходе работы над проектирование и использованием ЦОР и ЭОР. |
Октябрь – май |
4 |
Диагностика работы |
Проведение мастер-классов, открытых уроков с использованием изученных ЦОР и ЭОР. |
Ноябрь – апрель |
5 |
Распространение положительного, успешного опыта работы. |
Круглый стол «Мир цифрового образования» |
Май |
10. Критерии эффективности работы:
– повышение качества образования по предметам естественно-научного цикла;
– участие обучающихся в предметных конкурсах, конференциях ( не менее 5 участников);
– проведение участниками проекта уроков с использованием изученных ЦОР и ЭОР;
– создание коллекции ЦОР, разработанных самостоятельно участниками проекта (не менее 10)
11. Перспективы дальнейшего развития проекта.
– в дальнейшей работе использовать изученные ЦОР и ЭОР;
– пополнять методическую копилку новыми цифровыми образовательными ресурсами;
– распространение данного проекта среди учителей школ юго-востока РТ.
Источники информации для реализации проекта
“Мир цифрового образования”:
1. Паспорт национального проекта “Образование”;
2. lektorium.tv Онлайн-курсы и медиатека видеолекций на русском языке;
3. learningapps.org создание интерактинвый и мультимедийный упражнений;
4. plickers.com программа для проведение опросов анкетирований, тестирований;
5. irenproject.ru программа для создания тестов для проверки знаний, для тестирования в локальной сети;
6. kahoot.it игровая обучающая платформа;
7. QR Coder.ru программа для генерирования QR-кодов;
8. “ЯКласс” – образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей;
9. «Московская электронная школа» для учителей, учеников и родителей;
10. “Российская электронная школа” информационно-образовательная среда.
11. “Учи.ру” — интерактивная образовательная онлайн-платформа.
12. «Решу ЕГЭ», «Сдам ГИА» информационно-образовательная среда для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.