Мухотдинова Динара Рустемовна
учитель
МБОУ «СОШ №41»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Ни один психически здоровый ребенок не хотел бы отставать от сверстников. Но постоянные неудачи окончательно отбивают желание учиться. Школьники начинают искать товарищей, при общении с которыми они не чувствуют себя «за бортом». Задача педагогов — грамотно организовать работу со слабоуспевающими детьми, обеспечивая им поддержку и помогая справиться с трудностями.
Профилактика пробелов в знаниях учеников – самая актуальная задача для учителей. Ведь в наших школах учащиеся неодинаковы по своему развитию и уровню подготовки, а прошлогодняя ситуация дистанционного обучения не давала возможность школьникам принимать работу в образовательном процессе в полном объеме. Причины разные. Ученики теряют интерес к предмету и становятся пассивными слушателями из-за скопившихся пробелов. В связи с этим необходимо добиться максимальной эффективности в работе по устранению пробелов в знаниях учащихся.
Почему ученики не справляются с программой?
Чтобы побороть неуспеваемость, надо знать ее истоки. Их анализ — основной метод разработки способов предотвращения проблем с учебой. Причины отставания:
- Пропуск занятий.
- Отсутствие желания изучать предмет.
- Необъективное оценивание во время урока.
- Сложность материала.
- Недостаточные способности ребенка.
- Пробелы в воспитании.
- Отсутствие элементарных организационных навыков.
- Чересчур объемные домашние задания.
- Невнимательность педагога.
- Неэффективность урока.
- Ученик не уделяет должного внимание работе дома.
- Низкая активность во время занятий.
- Отсутствие условий для успешного обучения (дети из асоциальных семей).
12 причин плохой учебы школьников и Почему дети не хотят учиться?
Каждого неуспевающего учащегося можно отнести к одной из трех групп:
- Дети с низким качеством мышления, которые положительно относятся к учебе и статусу школьника.
- Ученики с достаточным уровнем развития мыслительной деятельности. При этом они негативно относятся к процессу усвоения знаний. Такие дети частично или полностью потеряли позицию человека, причастного к школе.
- Школьники со слабо развитым мышлением и отрицательным отношением к обучению. Они полностью сдали свои позиции, стремятся оставить учебное заведение.
Как предупредить неуспеваемость?
Этап урока |
Действия педагога |
Контроль подготовки школьников |
Проверять, как ученики усвоили трудный для восприятия материал. После проверки письменных самостоятельных работ, анализа устных ответов, выявить типичные для класса ошибки. Акцентировать внимание на их устранении. Если школьник пропустил предыдущий урок, проверить, как он усвоил материал. Завершив изучение темы, подвести итоги: проанализировать уровень усвоения новых знаний, умений и навыков, разобраться с причиной отставания. |
Изложение нового материала |
Во время урока контролировать, понимают ли дети суть изучаемых терминов, понятий. Поощрять стремление учеников задавать вопросы при затруднениях. Выбирать методы и формы работы, которые вызовут интерес к процессу обучения. Обеспечить активное усвоение знаний всеми учащимися. |
Самостоятельная работа |
Задания должны охватывать наиболее важные и трудные темы. Главное не количество упражнений, а подача их в определенной системе. Самостоятельная работа должна включать задания на устранение ошибок, допущенных ранее. Четко объяснить порядок выполнения работы. Если при решении заданий у детей возникают трудности, стимулировать постановку вопросов к педагогу. Учить составлять план своих действий, выполняя упражнения с достаточной скоростью. Контролировать процесс. |
Домашнее задание |
В заданиях для работы дома должен повторяться пройденный материал. Внимание сосредотачивается на самых важных, трудноусваиваемых элементах программы. Регулярно задавать упражнения, при решении которых ученикам придется поработать над типичными ошибками. Давать школьникам четкие, понятные инструкции по выполнению домашних заданий. Работая с отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими этих наставлений. С целью исключить перегрузку, оговорить объем упражнений с другими педагогами, преподающими в классе. |
Неуспевающие школьники: особенности организации учебного процесса
Способы усиления эффективности работы с отстающими учениками:
- Применять инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения (ориентация на индивидуальные особенности ребенка, дифференциация заданий на каждом этапе урока).
- Включать детей в индивидуально-групповую работу. Чтобы добиться этого, нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора.
- Использовать в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников».
- Внедрять элементы технологии «Ситуация успеха».
- Уделять внимание игровой деятельности на уроке. Игровые задания включают в работу подсознание.
- Опрашивая слабоуспевающих школьников, давать им приблизительный план ответа. Они могут самостоятельно составить его дома и пользоваться на уроке.
- Выделять детям больше времени на подготовку к ответу у доски, не запрещать подглядывать в наглядные пособия. Эффективно приучить их делать предварительные записи.
- Давать возможность слабым ученикам последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы.
- Систематически проверять уровень усвоения знаний по разделам, при изучении которых школьник отсутствовал на уроке.
- Во время общения с отстающим ребенком поддерживать доброжелательную, позитивную атмосферу.
- На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.
- При выполнении самостоятельной работы давать такие упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок. Отмечать положительную динамику в работе: у ребенка появляется вера в свои силы, стимулируются новые усилия.
- Задав домашнюю работу, провести подробный инструктаж по ее выполнению. Объем заданий должен быть посильным для ученика.
В этом учебном году я начала работу по следующему алгоритму:
Алгоритм работы по устранению пробелов в знаниях учеников:
- Проведение входного тестирования (выявление пробелов в начале первой четверти).
- Редактирование календарно-тематического планирования (резерв достаточного количества часов на уроки закрепления).
- Дифференцированное обучение (от простого к сложному).
- Работа с тетрадью «обратной связи» (контроль за деятельностью учеников, своевременная фиксация пробелов).
- Выбор наиболее эффективных методов и приемов обучения с учетом уровня каждого ученика.
- Подготовка дидактического и раздаточного материала, опорных и тренировочных таблиц, необходимых для организации работы по профилактике и устранению пробелов в знаниях.
- Работа с таблицами текущего учета пробелов по теме, разделу.
- Самоанализ деятельности, оценивание эффективности проделанной работы.
Большое количество дополнительных занятий в школе – непродуктивно, не выход из положения, так как дети, имеющие пробелы по одному предмету, могут иметь и по другим предметам. И каждый педагог стремится заниматься дополнительно по своему предмету. Это, в конечном итоге, ведет к переутомлению, перегруженности учащихся. Поэтому необходимо редактирование календарно-тематического планирования таким образом, чтобы у учащихся было достаточно времени для закрепления темы.
На уроках изучения нового материала после объяснения необходимы:
– проведение коллективного разбора и анализа 2-3 примеров обязательного уровня;
– самостоятельная работа с целью проверки первичного усвоения знаний и оценки эффективности используемых методов на уроке;
– проверка работы;
– фиксация результатов в индивидуальных картах пробелов в знаниях.
На основании полученных результатов определяется содержание уроков закрепления, отработки и корректировки знаний. Не отработав простого, нельзя переходить к сложному. Для облегчения восприятия, запоминания необходимо проведение анализа и сравнения.
На уроках закрепления целесообразна дифференцированная отработка темы, использование разных способов организации учебной деятельности.
В работу должен быть вовлечен каждый ученик в соответствии с его уровнем и индивидуальными пробелами в знаниях.
Тетради обратной связи (тетради для дополнительных работ по русскому языку) очень актуальны на уроках закрепления. Ученики выполняют задания в соответствии с имеющимися пробелами. Для создания ситуации успеха ученики должны быть предупреждены, что при выполнении заданий, составленных по их ошибкам, оценки не выставляются, что неправильное решение не повлияет на оценивание. Такой вид работы очень удобен тем, что дает возможность подобрать именно то задание, которое необходимо конкретному ученику, дает возможность проанализировать характер ошибки, сравнить прежние ошибки ученика при выполнении заданий по определенной теме с теми, которые он допускает в настоящее время, оценить эффективность проводимой работы.
В работе над устранением пробелов в знаниях рекомендовано использование тематических рабочих тетрадей для восстановления опорных знаний по разным темам. К большой радости, в этом году смогла приобрести их, хоть и в электронном варианте.
На своих уроках русского языка, по-моему мнению, немаловажную роль имеет применение карточек для коррекции знаний, перфокарт, опорных схем, тренажеров по определенным темам, заданий «найди ошибку», письмо другу, блиц-опросов, взаимопроверок и самопроверок работ.
Большая роль в работе над пробелами должна отводиться урокам-консультациям. В начале урока предлагаю учащимся выполнить самостоятельную работу в течение 5 минут. По мере выполнения, задания проверяются учителем, и учащимся дается консультация по затруднениям.
При такой организации учебной работы на уроке повышается качество знаний учащихся, растет интерес к предмету, снижается уровень тревожности.
При планировании уроков по восполнению «пробелов» в знании учащихся я подразделяю работу на этапы:
– выявление ошибок;
– фиксирование ошибок;
– анализ допущенных ошибок;
– планирование работы по устранению пробелов;
– устранение пробелов в знаниях;
– меры профилактики.
I этап. Выявление ошибок
Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконтроля.
Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения.
Устная проверка на уроках направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки.
II этап. Фиксирование ошибок
Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал — ученик сам сделал — учитель указал на ошибки — ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении.
III этап. Анализ допущенных ошибок
Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником — в зависимости от рода деятельности. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.
Установить характер ошибки – это ещё только начало работы, конечная же цель – такие ошибки изжить, избавиться от них.
Форм работы по ликвидации «запущенности» в грамотности учащихся много, но в основе моей – это следующие:
- комментированное письмо:
ученик должен не просто писать, а писать, постоянно рассуждая, причём рассуждая строго определённым образом;
решение орфографических задач по алгоритму (особенно эффективный способ работы для слабых учеников).
Навыки работы по алгоритму доводятся до автоматизма.
Главное достоинство занятий комментирования, в т.ч. и по алгоритму, в том, что они позволяют формировать весь комплекс умений, развивают орфографическую зоркость, учат выбирать нужное правило и применять его.
IV этап. Устранение пробелов в знаниях.
В первую очередь, это анализ выполненных заданий в классе, работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки). Провожу такие формы заданий как: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».
V этап. Меры профилактики.
Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже своего рода недуг. Как же свести их к минимуму? Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.
Активная устная отработка основных знаний, регулярный разбор типичных ошибок.
При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе, также выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.
Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.
Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.
В основном данный метод мотивирует и дисциплинирует учащегося, а с ним наблюдается и положительная динамика качества знания.Начало формы
Конец формы
Как оказать психическую поддержку отстающему учащемуся?
Плохая отметка сама по себе наказание. Не надо наказывать дважды за ту же ошибку. Ученик уже получил оценку своих знаний. Теперь ему вместо новых попреков необходима спокойная помощь.
Постоянная ежеминутная критика окончательно отобьет желание к чему-то стремиться. Нужно иметь чувство меры. В противном случае школьник просто замкнется в себе, перестанет воспринимать подобные речи и реагировать на отметки.
Не хватайтесь за устранение всех проблем в учебе и всех пробелов разом. Выберите первоочередную цель и работайте над ней, позже перейдите к другим проблемам.
Критику работы ученик ошибочно распространяет и на свою личность. Важно провести четкую грань между оценкой личностных качеств и оценкой уровня знаний. Школьника хвалят за то, что он стал более знающим и умелым. У ребенка повышается самооценка, ему хочется покорять новые вершины.
Но важно помнить, что только совместные усилия учителя-предметника, родителей, социально-психологической службы школы, классного руководителя способны решить проблему неуспеваемости. Работая с отстающими детьми, нужно верить в каждого из них и стремиться передать эту веру им.