Введение
В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, этнокультурного многообразия, 2021-2022 г. был признан указом Президента РФ от 30.12.2021 №745 «Годом культурного наследия России».
На современном этапе развития отечественной системы образования ключевым становятся вопросы обновления воспитательного процесса на основе народных традиций, что нашло отражение в «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г. Данная Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ (12.12.1993), Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29.12.2012г.), на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МО и Н РФ от № 17.10.2013г. №1155), который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. В общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Учет закономерностей развития и саморазвития ребёнка дошкольного возраста, ведущей роли обучения в его развитии, личностного и деятельностного походов предполагает осознание в дошкольном возрасте принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность, стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры, потребность в получении информации и практическом применении знаний об окружающем мире в разных видах деятельности, проявление доброжелательного отношения к представителям своей и других национальных культур. «Освоение национальной культуры, духовности своего народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация ребенка на культуру как на ценность позволит ему в дальнейшем понять мировую культуру. Лишь такой широкий взгляд на культуру собственного народа, восприятие ее в контексте более масштабных культурных процессов может стать основой формирования и развития творческой личности, позволяющей ей не просто пассивно созерцать национальную культуру, а вносить в нее свой индивидуальный вклад, включаться в культуросозидающий процесс» (Ф.Ф. Харисов).
- Актуальность проекта
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами культуры, в том числе национальной. Включение средств культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – фольклора, литературы, музыки, живописи, декоративно-прикладного искусства, театра, народных игр, песен, танцев и т.д. Фольклор – универсальная педагогическая система, в которой отбирались самим народом самые естественные, органичные методики воспитания развития человека, его речи, музыкальных способностей, трудовых навыков, этических и нравственных понятий.
Большое место в приобщении детей к народной культуре отводится народным праздникам и развлечениям. Особенно они хороши тем, что на этих мероприятиях происходит активное взаимодействие детей, педагогов и родителей. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей, и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Насыщенность народного праздника играми творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
2.Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребёнка посредством его приобщения к искусству и традициям родного края.
2.2 Задачи проекта:
1. Расширять знания детей об истории народных традиций и проведения народных праздников, совершенствовать коммуникативные качества дошкольников, развивать творческие способности.
2. Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родного края.
3. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
4. Создать условия для организации образовательного пространства с учетом этнокультурной составляющей.
5. Вовлекать родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.
2.3 Целевая группа проекта: старший дошкольный возраст; музыкальные руководители; воспитатели старших и подготовительных к школе групп; родители (законные представители); социальные партнёры (Национальная художественная галерея «Хазинэ» – филиал государственного музея изобразительных искусств РТ; Историко-архитектурные музеи-заповедники «Булгар», «Свияжск»).
3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Основная идея проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
- Оснащение зон предметами народного быта, прикладного творчества
- Тематические альбомы: «Русские народные праздники», «Празднично-обрядовая культура татар»
- Альбомы с репродукциями картин русских и татарских художников Б. Урманче и Б. Кустодиева, И.Сурикова, С.Михеева, Дидактические игры по теме проекта
- Просветительское (общие и групповые родительские собрания, консультации в рамках родительского клуба «Наследие–Мирас»)
- Информационно-аналитическое (анкетирование)
- Наглядно-информационное (родительские уголки, информационные стенды для родителей, папки-передвижки, буклеты, продукты детской деятельности – посещение мини-музея «Родной край» (в группе детского сада)
- Тематические занятия на тему «Народная культура и традиции русского народа»: «Русский сарафан», «Обрядовые песни и игры», «Как на масляной неделе»;
- Тематические занятия на тему «Народная культура и традиции татарского народа»:
«Татарский национальный костюм»; «Чак-чак»; «Народные праздники татар»
- Национальная художественная галерея «Хәзинә»
- Историко-архитектурный музей-заповедник «Булгар»
- Историко-архитектурный музей-заповедник «Свияжск»
Выставка семейных реликвий
«Сокровище бабушкиного сундука»
- Праздник «Широкая Масленица»
- Бәйрәм «Карга боткасы»
- Итоговый праздник «Хуш киләсез, кунаклар»
Масленица”
“Карга боткасы”
- Методическая разработка «Современные подходы в организации и проведении национальных тематических праздников и развлечений»
- Муниципальный фестиваль детского творчества «Радуга талантов-2022»
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной традиционной культуре.
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта 01.01.2021 – 27.04.2021
4.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный 01.01.2021 – 30.01.2021
2. Основной 01.02.2021 – 20.04.2021
3. Заключительный 23.04.2021 – 27.04.2021
5. Программа проектных мероприятий
№ п/п |
Комплекс мер |
Место проведения |
Сроки проведения |
Ответственный |
Этап 1 |
||||
1. |
Изучение методической литературы (журналы «Музыкальный руководитель», «Сабыйга», «Магариф», «Музыкальная палитра», Изучение методической литературы «Старший воспитатель», «Обруч», «Воспитатель ДОУ» |
Кабинет функционального назначения |
01-31 января |
Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку |
2. |
Анкетирование родителей по теме: «Актуальность духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном детстве» |
Музыкальный зал |
25 января |
Старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОО |
3. |
Педагогический совет № 3 на тему: «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса». Деловая игра. |
Групповые помещения ДОО |
10– 20 января |
Заведующий ДОО Старший воспитатель, Музыкальный руководитель, воспитатели |
4. |
Консультация для родителей «Фольклор и его значение в воспитании детей» |
Групповые помещения ДОО |
15-30 января |
Музыкальный руководитель |
5. |
Подбор музыкального репертуара из татарского и русского фольклора Балалар бакчасында әдәп-әхлак тәрбиясе: методик кулланма – Закирова К.В., Кадырова Р.А., Сафиуллина Г.М.; -Картушина М.Ю Русские народные праздники в детском саду; – Князева О.Л., .Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно-методическое пособие. |
Музыкальный зал ДОО |
10-31 января |
Музыкальный руководитель |
6. |
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устным народным творчеством татарского и русского народов. |
Групповые помещения ДОО |
15-30 января |
Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель |
7. |
Родительское собрание «Семья и семейные традиции». Оформление фото-альбома «Моя семья» |
Групповые помещения ДОО |
12-15 февраля |
Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель |
8. |
Подготовка наглядного, художественно-литературного и информационного материала |
Кабинет функционального назначения |
10 января – 15февраля |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку |
9. |
Ознакомление с народными играми. Создание картотеки народных игр. |
музыкальный, спортивный залы ДОО |
15.января – 15 февраля |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку, воспитатели |
10 |
Подготовка и изготовление атрибутов, сценических костюмов, оформления праздников («Масленица», «Карга боткасы») |
музыкальный зал, групповые помещения ДОО |
10 января – 15 марта |
Заведующий ДОО |
11 |
Виртуальные экскурсии по историко-архитектурным музеям заповедникам (Свияжск, Булгар, Казань – Кремль) |
Музыкальный зал |
10-20 февраля |
Старший воспитатель, Музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Этап 2 |
||||
1. |
Тематические занятия по теме: «Культура и традиции русского народа»: – «Русский сарафан» (художественное слово»; – обрядовые песни и игры; – «Как на масляной недели из трубы блины летели» |
Групповые помещения, музыкальный зал |
1 февраля – 30 марта |
Воспитатели групп, воспитатель по обучению татарскому язык, музыкальный руководитель |
2. |
Образовательная деятельность: разучивание стихов, потешек, закличек, пословиц, поговорок |
Музыкальный зал, групповые помещения ДОО |
1 февраля – 30 марта |
Воспитатели групп, воспитатель по обучению татарскому языку |
3. |
Образовательная деятельность: разучивание песен, танцев, хороводов, народных игр |
Музыкальный зал, групповые помещения ДОО |
1 февраля –30 марта |
Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку |
4. |
Изо-деятельность: «Масленица к нам пришла», «Татар милли киемнәре» |
Групповые помещения ДОО |
20 февраля – 30 марта |
воспитатель группы |
5. |
Фольклорный праздник «Масленица» |
спортивная площадка, групповые участки. |
15 февраля |
Музыкальный руководитель, воспитатели |
6. |
Тематические занятия по теме: «Культура и традиции татарского народа»: – татарский национальный костюм; -«чак-чак» – национальное татарское блюдо; – народные праздники татар |
Групповые помещения ДОО, музыкальный зал, кабинет по обучению татарского языка |
1 – 30 марта |
Воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку |
7. |
Организация конкурса для родителей «Генеалогическое дерево и герб моей семьи» |
Музыкальный зал, групповые помещения ДОО |
15 февраля – 15 марта |
Заведующий ДОО старший воспитатель группы,. |
8. |
Организация выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка» |
Музыкальный зал, групповые помещения ДОО |
1 марта – 10 апреля |
старший воспитатель, воспитатель |
9. |
Обогащение предметно-развивающей среды предметами народного быта, декоративно-прикладного творчества, атрибутикой к национальным праздникам. |
Групповые помещения, музыкальный зал |
1 февраля – 1 марта |
Заведующий ДОО, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
е |
Этап 3 |
|||
1. |
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Карга боткасы» |
Спортивная площадка |
10 апреля |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку, воспитатели, родители. |
2. |
Выставка декоративно-прикладного искусства «Наши умельцы», «Тылсымлы куллар» |
групповые помещения, холл ДОО |
5-15 апреля |
Заведующий ДОО, воспитатели, старший воспитатель |
3. |
Итоговое праздничное мероприятие для детей и родителей «Хуш килэсез, кунаклар!» Приложение 5. |
Музыкальный зал |
27 апреля |
Музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку, воспитатели |
4. |
Подведение итогов проекта, создание фотоотчета, представление презентации |
Музыкальный зал ДОО |
30 апреля |
Заведующий ДОО, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку |
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
Данный процесс реализации проекта будет способствовать:
для детей:
– Формированию нравственных качеств дошкольников осмыслению духовно – нравственных ценностей;
– Повышению интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
– Развитию толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.
для педагогов:
– Совершенствованию компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
– объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к народной национальной культуре.
для родителей:
– реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
– создание системы социального партнерства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
7. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 |
2 |
3 |
Риски |
Условия возникновения |
Пути преодоления |
Мотивационные |
Недостаточная активность родителей |
Беседы (консультации, разъяснения) о необходимости сотрудничества для достижения общих целей: «Воспитание души»; «Педагоги и родители – творческий тандем». |
Организационные |
Введение в ДОО карантинного режима |
Здоровье сберегающие технологии. Перенос даты проведения |
Проведение незапланированных мероприятий районного (городского) масштаба в ДОУ |
Перенос даты проведения. |
Заключение
В результате систематической целенаправленной воспитательной работы у ребёнка сформируются элементы гражданственности и любви к культуре и традициям родного края. Этот проект обеспечит более глубокое понимание родителями своей роли в развитии ребенка, укрепит эмоциональный контакт между ребенком и взрослыми.
Работа, проводимая по проекту «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных праздников в рамках реализации этнокультурной составляющей в дошкольной образовательной организации», позволит обогатить опыт и знания, развить и активизировать всех участников образовательного процесса, будет способствовать заложению основных понятий у детей о народной культуре, формированию и развитию художественно – эстетических и ценностных ориентиров, а также привьёт любовь к культуре русского и татарского народа.
Проект направлен на создание условий доброжелательных отношений между детьми, принадлежащим к разным национально-культурным направлениям, на основе диалога культур, что открывает возможности позитивной социализации, всестороннего личностного развития каждого маленького гражданина большой страны.
Список использованных документов и источников информации
Основная литература:
- Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989г.
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.
- «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2012
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ Сфера, 2014.
Дополнительная литература:
- Кененон А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» – М.: Просвещение, 1995. – 224 с. – ил.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников: Учеб.пос. по Программе эстетического воспитания дошкольников / Т. С. Комарова. М.: Пед, общ-во России, 2006. – 245 с.
- Шаехова Р.К., Сөенеч – региональная образовательная программа ДО
- Петрова В.И. Т.Д. Стульник. «Нравственное воспитание в детском саду» – М., Мозаика-Синтез, 2008.
- Гараева Г.Х., Тылсымлы авазлар. Казан «Гыйлем» нәшрияты, 2014
Интернет-ресурсы:
- http:/www. I-U.RU (Библиотека учебной и научной литературы).
- Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-studentov-k-esteticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-sredstvami-tatar#ixzz2rEes7Ie8