ВВЕДЕНИЕ
1.1 Что такое инклюзия?
В геологическом словаре слово инклюзия трактуется как, « обломок или участок постороннего вещества в горной породе; включение». В лингвистическом – «тип семантических отношений между двумя словами, при котором значение одного из слов включает семантические характеристики, составляющие значение другого слова». В психологическом – «педагогический принцип, подразумевающий необходимость включения в общественную жизнь детей с ограниченными возможностями». Нас, как педагогов, интересует психолого-педагогический принцип, который характеризует инклюзию, как процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и массового сознания. Инклюзия — не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех. Обращаясь к мировому опыту, мы видим, что инклюзию в области образования поощряют такие страны как Швейцария, Италия, Норвегия, Дания, Великобритания. Принципы инклюзивного обучения заложены в нормативно-правовой базе, способствующей увеличению степени доступности всех уровней образования в отношении не только инвалидов, но и других социальных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «инклюзия» появился в сфере образования лиц с особыми потребностями в 1994 году. Именно тогда, в Испании была принята Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями:
- Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
- Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
- Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
- Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Вначале 2000-ых этот термин получил широкое распространение среди специалистов в педагогике и адаптации инвалидов в обществе. И больше внимания, особенно на первых порах, уделялось инклюзивному образованию – включение детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс вместе со сверстниками без ограничений здоровья. В своей работе (театральная студия для детей с ограниченными возможностями здоровья)мы всё чаще включаем детей без ограничений здоровья, хотелось бы, поговорить об этом, поделиться опытом, высказать своё мнение об инклюзивном театре для детей и подростков.
1.2 Инклюзия в дополнительном образовании.
За последнее время все больше предлагается инновационных подходов в развитии дополнительного инклюзивного образования. Надо сказать, что дополнительное образование, в отличие от общего образования, из-за его специфики наиболее приспособлено для создания доступной среды. Количество обучающихся, продолжительность занятий, возраст детей зависит от направленности дополнительных общеобразовательных программ. Образовательный процесс направлен на личные возможности каждого ребёнка. Характер обучения носит практико-ориентированный характер. Дети имеют возможность максимально сконцентрироваться на любимом деле. В дополнительном образовании предусмотрено отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса. Педагоги организуют образовательный процесс с учётом особенности детей. А главное, что в дополнительном образовании создается пространство для самоопределения, саморазвития детей в эмоционально-комфортных условиях. Создают позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, независимо от их способностей и физических возможностей. В учреждениях дополнительного образования деятельность детей организуется, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Педагоги обеспечивают каждому ребёнку возможность для добровольного выбора формы проведения своего свободного времени. Именно дополнительное образование поможет приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к общепринятым нормам и правилам поведения, поможет осознать свою значимость и ценность. Но, говоря, о том, какую помощь дополнительное образование может оказать в принятии человека не похожего на других, обязательно надо отметить, что в неформальной системе объединений, когда дети занимаются своими любимыми делами, мы учим всех детей принятию, уважению, помощи тем, кто в чём-то не похож на тебя.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТЕАТР
2.1 Актуальность.
По мнению авторов, именно инклюзивный театр является одним из самых действенных современных инструментов реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации.И именно театр способствует развитию процессов взаимодействия всех участников интегрированной группы. Творческий процесс развивает коммуникативных связей среди участников инклюзивной студии.
Дети с нарушением здоровья, вследствие физической и психической ослабленности, имеют худшее, чем сверстники, качество приспособительных механизмов. Поэтому им так нужны, так необходимы меры действенной педагогической помощи детям. Дополнительное образование в реабилитации детей с ограничениями в здоровье решает такие задачи личностного развития, как: формирования адаптивности, развитие интеллекта, формирование и развитие коммуникативных навыков, а так же задачу по снятию психо-эмоционального напряжения. Решение этих задач, так же актуальны и для детей без ограничений здоровья. Уникальность театральной деятельности состоит в том, что она интегрирует поведение человека и при правильной ее организации может быть направлена на развитие рефлексивного типа поведения. Дети не всегда могут описать свои чувства, но они способны другими способами выражать свои переживания, потребности. Театральная игра – это уникальный способ общения ребёнка с окружающим его миром. В театральной игре переживаются травмирующие жизненные обстоятельства в условном виде, хотя эмоциональное отражение их достаточно реально. Ребёнок обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с различными жизненными ситуациями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами, расширять свои коммуникативные навыки. В ходе разыгрывания ситуаций устанавливаются эмоциональные связи между участниками, происходит преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов.
2.2 Развитие инклюзивного театра в России и за рубежом.
Первый инклюзивный театр появился в Лондоне в 1974 году. Его организовали учитель Мэри Уорд и музыкант Джо Коллинз. Их проект позиционировался как театр, доступный для каждого. В 1980-х гг. в постановке одного из спектаклей принял участие актер с церебральным параличом. Изначально инклюзивный театр был средством арт-терапии для особенных детей, помогая им включаться в окружающий мир и вместе с тем познавать собственные физические возможности. В инклюзивном театре создавалось особое пространство, где человек мог развить уверенность в себе, лучше адаптироваться к другим людям и к их реакциям, не бояться проявлять себя. Кроме самих актёров, инклюзивный театр включает также инструкторов по физической культуре, музыкальных и художественных руководителей, хореографов. Все сотрудники инклюзивного театра должны обладать навыками социальных педагогов: ведь перед ними стоит довольно непростая задача – создать на сцене такие произведения, которые смогли бы помочь людям с физическими и ментальными ограничениями заново открыть для себя мир.
В 1962 году в Советском Союзе, в Москве, создаётся Театр мимики и жеста, который становится первым в мировом опыте профессиональным театром для не слышащих актеров. В 1990 году в России создаётся специальное высшее учебное учреждение, готовящее артистов театра, художников и музыкантов из среды людей с ограниченными физическими возможностями – Государственный специализированный институт искусств (теперь называется Российской государственной специализированной академией искусств). В 1999 году создаётся Театр простодушных, как благотворительный проект и сообщество родителей детей с синдромом Дауна. Рецензии на его спектакли всегда были благосклонны, а порой доходили до откровенной восторженности. Театр был лауреатом европейского фестиваля особых театров «Орфей» (Версаль) и четырежды — лауреатом всероссийского «Протеатра». Он получил «Хрустальный росток» театральной премии «Хрустальная Турандот» в 2008 году и был награжден премией «Поддержка российских театральных инициатив» Совета президента России по культуре и искусству. Последние годы театр все реже появлялся на той или иной сцене, своей же он не имел никогда. Один из самых известных спектаклей театра «Капитан Копейкин» предложил — ни много ни мало — особое прочтение Гоголя. В многочисленных интервью режиссер подчеркивал, как важен ему акцент на гоголевском «маленьком человеке», но сделал он гораздо больше — он предъявил на сцене тот странный и необъяснимый, мистифицированный мир «реалиста» Гоголя, о котором с такой страстью писал Набоков: «Великая литература идет по краю иррационального. Это создает ощущение чего-то смехотворного и в то же время нездешнего, постоянно таящегося где-то рядом, и тут уместно вспомнить, что разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит порой от одной свистящей согласной».
В 2000 году был учреждён Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр». Каждые три года он проводится в Москве. Для участия в фестивале инклюзивные театры присылают видео версии своих спектаклей на конкурс, а уже по итогам конкурса проходит фестивальная неделя, где демонстрируются спектакли-лауреаты конкурса, а также проводятся мастер-классы, лекции и циклы встреч. Еще одна золотая страница инклюзивного театра — невероятная история Рубена Давида Гонсалеса Гальего, которого в 1968 году в Москве родила Аурора, дочь председателя испанской компартии, студентка МГУ. Парализованный мальчик с диагнозом ДЦП был объявлен умершим, но выжил в нечеловеческих условиях профильных российских детдомов. Выжил, стал писателем, разыскал мать, живет и работает в Вашингтоне. Книга Гальего «Белое на черном» получила русского Букера в 2003 году. Спектакль по ней ставился много раз. В 2013 году ее привез из Великого Новгорода старейший инклюзивный театр «Жест» (существует с 1984 года), где пьесу сыграли актеры-колясочники с диагнозом ДЦП. Это стало событием 5-го фестиваля «Протеатр». «Я — герой. Быть героем легко, если у тебя нет другого выхода», — слова Рубена Гальего впервые прозвучали с той самой убедительностью, с которой были написаны.
В 2017 году на базе фонда слепоглухих «Со-единение» был создан Центр творческих проектов «Инклюзион», который в качестве своих целей видит не только дальнейшее развитие инклюзивного театра в России на профессиональной основе, но и создание методологии инклюзивного театрального образования. Центр «Инклюзион» был создан в Москве, но позже появились и его региональные представительства – в Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Калининграде, Орске и Екатеринбурге. (https://so-edinenie.org/slepogluhimpredstavitelyam/dosug/inklyuzion). Театр «ШедЭврика» (Санкт-Петербург) – создан в 2005 г. Ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» и Театральной компанией CHICKENSHED (Лондон, Англия). В театре предусмотрено три направления – вокал, хореография и актерское мастерство. Предусмотрены детская и взрослая группы. Группа театра: https://vk.com/teatr_shedevrika.
«Театр равных» (Воронеж) – студия существует с июня 2014 г., когда «Театр равных» представил зрителям свой первый спектакль «Кот на крыше», написанный воронежским писателем и педагогом Д.А. Чугуновым специально для студии. «Театр равных» входит в число самых гастролируемых театров Черноземья. За свою шестилетнюю историю «Театр равных» поставил 10 спектаклей и принял участие в 17 фестивалях. Театр-студия «Ora» (Екатеринбург) – возник в 2015 г. на базе екатеринбургского экспериментального театра «Шарманка». Изначально театр-студия Ora был связан с Благотворительным фондом, но позже уже перестал нуждаться в поддержке фонда и стал самостоятельным. Сейчас актёры театра-студии Ora – инвалиды 1-3 групп без профессионального театрального образования – выступают на сцене вместе с актёрами театра «Шарманка». В 2018 г. в театре при поддержке Фонда Президентских грантов была открыта Инклюзивная театральная лаборатория, где в настоящий момент занимаются не только актёры театра Ora, но и студенты с проблемами слуха и зрения: здесь проходят занятия по вокалу, актерскому мастерству, сценической речи, дыхательной гимнастике по системе Стрельниковой, пантомиме, джазовому фортепиано, саксофону и по многим другим направлениям.
В 2016 году в Казани начала свою работу творческая инклюзивная студия «Эмоция». Своей миссией они считают Формирование позитивного образа активного человека с инвалидностью, расширение инклюзивного сообщества. В репертуаре «Эмоции» такие спектакли как: «Алые паруса. Исповедь Ассоль»,»Снег», «Страна сломанных игрушек» и другие. Студия активно гастролирует по Республике Татарстан и другим регионам страны. В 2018 году автор с удовольствием познакомилась со спектаклями инклюзивного театра «Птица» города Ижевска, гастролирующего в Казани. Инклюзивные студии открылись в городе Казани при Театре юного зрителя, театре им. Тинчурина.
2.3 Инклюзивная театральная студия «Зеленая шуба».
Школьный театр «Зелёная шуба» существует уже много лет. Посмотрите на эту фотографию:
Какие одухотворённые, весёлые лица. А ведь на этой фотографии есть дети, которые не могут передвигаться без посторонней помощи и их родители. Спектакль по авторскому сценарию, написанному по сказке Бр. Гримм «На развороте судьбы». Герои спектакля доказали зрителям, что сдаваться и отчаиваться не стоит. Этому и учит вся деятельность нашего театра. В репертуаре сказки, классика, авторские произведения. Веселые и грустные истории, после которых, нам хочется, чтобы зритель немного задумался. В начале своего существования в спектаклях принимали участие только дети с ограниченными возможностями, педагоги, родители. Постепенно, в выступления включились братья и сёстры. Затем хореографическая студия – гуси-лебеди, в спектакле по русско-народной сказке «Гуси-лебеди», куклы из театра Карабаса-барабаса, ожившие лепестки из спектакля «Цветик-семицветик» и многое другое. Постепенно, с открытием инклюзивных классов в судии появились инклюзивные театральные группы, благодаря которым, мы с удовольствием расширили свой репертуар, хотя и до этого нам было многое доступно. В репертуаре нашего театра спектакли на английском и татарском языках.
Цель работы нашей судии – создание, развитие и обеспечение качества социально-педагогической и учебно-развивающей – инклюзивной социокультурной среды, в которой дети, с ограничениями здоровья, могут вместе со своими здоровыми сверстниками реализовать творческий потенциал в театральном искусстве.
Спектакль «Путаница» – танец огня.
Ребёнок обладает естественной способностью к игре, и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ситуациями, творчески работать над своими проблема и конфликтами, расширять свои коммуникативные навыки. В ходе разыгрывания ситуаций, устанавливаются эмоциональные связи между участниками, происходит преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Проигрываемый желаемый образ становится, в какой-то мере, привычным поведенческим стереотипом.
Разнообразие форм и видов театральной деятельности, позволяет максимально развивать художественно-творческие способности всех участников. Уникальность нашей студии в постановках, которые создаются с учётом индивидуальных физических и психологических возможностей участников. В постановках, в которых инклюзия – необходима для создания уникальных спектаклей, и это понимают все участники процесса. Инклюзивный театр «Зелёная шуба» это уникальный театр, в котором дети с ограниченными возможностями создают спектакли, и помогают им в этом дети без ограничений в здоровье. В процессе такой совместной деятельности меняется отношение всех участников деятельности к детям с ограниченными возможностями, позволяет увидеть их с точки зрения особенности, неповторимости, индивидуальности. Инклюзивный театр уменьшает социальную изоляцию детей с ограниченными возможностями здоровья, и через творчество помогает детям общаться между собой. Студия работает в тесном сотрудничестве с врачами, психологами, специалистами коррекционной службы. Объединение усилий специалистов, позволяет эффективней управлять процессом социализации детей. Все дети студии на первый взгляд выполняют единую, простую схему работы: знакомство со сценарием, изготовление кукол или декораций, репетиции, выступление. Но, каждая группа, а внутри неё и каждый ребёнок получают задания и работают соответственно своим невротическим и пограничным расстройствам, «эмоциональному неблагополучию». Часто к работе подключаются и родители. В безоценочной атмосфере и ситуации успеха дети получают возможность раскрепощения, что позволяет расширить горизонты собственного «Я». В систему работы включены интегрированные занятия, где одновременно в сотрудничестве могут работать:
– педагог дополнительного образования и логопед. Совместно с логопедом составляются специальные сценарии для работы с детьми с речевыми нарушениями, где роль пишется с учетом уже поставленных звуков, и не перегружается звуками, требующими последующей корректировки. А, насыщенная положительными эмоциями игра в театре, позволяет закрепить и автоматизировать усвоенные ранее логопедические навыки;
– педагог дополнительного образования и дефектолог;
– педагог дополнительного образования по театру и педагог по техническому дизайну;
– педагог по театру и педагог по хореографии;
– педагог по театру и педагог по вокалу.
Спектакль по пьесе В.Андреева «Стойкий оловянный солдатик».
В своей педагогической практике мы используем такие психокоррекционные методы, как куклотерапия, артерапия. Куклотерапия положительно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, внутренней и внешней речи. В студии есть дети, которые с силу своего заболевания могут не реагировать на преподавателя, не «слышать» обращённую к нему речь. И тут на помощь приходит «ожившая кукла». Теперь уже она, находясь на руке преподавателя, ведёт занятие, и ребёнок включается в работу. Играя, ребёнок часто отождествляет себя с героем, что можно использовать для психо-коррекционного воздействия. Нередко мы сталкиваемся с отказом публично выступить с ролью, но если мы предлагаем ребёнку начать выступление за ширмой и говорить всё от имени куклы страхи снимаются, ребёнок смело выступает публично. Следующий шаг – его выход из-за ширмы.
Первые выступления начинающих групп носят терапевтический характер, и показывается «подготовленным» зрителям. Со временем зрительская аудитория расширяется. Ежегодно, в сентябре, мы открываем новый театральный сезон, в мае отмечаем его закрытие. У нас есть свои «звёзды», признательная публика поддерживает их и вдохновляет на новые достижения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Театральная студия «Зеленая шуба» представляет собой апробированную систему работы в условиях инклюзивной школы, с целью включения детей с ОВЗ и их родителей в контекст реальных взаимоотношений через создание атмосферы «лестницы принятия» на принципах равного: принятие ребенка таким, какой он есть, семьей, принятие себя самим собой, принятие обществом семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Нашим девизом является принцип инклюзии: «Подлинное включение может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений». Инклюзивная театральная студия «Зеленая шуба», направлена на повышение коммуникативной культуры между семьями, детьми, педагогами, общественными организациями посредством создания информационно-коммуникационного пространства для объединения всех участников образовательных отношений через организацию единого комплекса мероприятий, направленных на формирование команды, коммуникаций, компетенций, комфортного состояния для всех и каждого, обеспечит развитие отношений на основе сотрудничества, сотворчества, сотоварищества.
Своей сверхзадачей мы считаем достижение каждым ребенком, в том числе с ОВЗ, обучающимся в Лицее, принятия формулы «Я сам – Я могу», как ведущей жизненной позиции. И я, как руководитель театральной студии «Зелёная шуба», как реабилитолог, кукло- и театротерапевт, педагог дополнительного образования считаю, что инклюзивный театр очень нужен, и не только детям с ограниченными возможностями, но и здоровым детям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Горюнова, Л. В., Гутерман Л. А. Внедрение инклюзивного образования как инновационный проект развития университета / Л.В. Горюнова // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – С. 83-86.
2. Копанова, Е.В. Перспективы взаимодействия специальных библиотек и вузов в обеспечении инклюзивного образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями здоровья/ Е.В. Копанова// Образование для будущего, или Будущее для образования: взгляд молодежи: материалы Всероссийской молодежной конференции. – Ростов-на- Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. – 186 с. – С. 90-93.
3. Попова, Н.Т. На пути к театру. Субкультура. Интеграция. Театр с участием людей с интеллектуальной недостаточностью / Н.Т. Попова // Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура (с приложением реестра «особых театров»). – М., 2008. – С. 19-23.
4. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России / П.В. Романов. – Саратов, 2006. – 76 с.
5. Щербакова, А.М., Шеманов А. Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью / А.М. Щербакова // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 56-58.
6. Ярская, В.Н. Образование, инвалидность, молодежь: три проблемных поля В.Н. Ярская // Инвалидность в контексте становления гражданского общества. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. – С. 33-39.
7. Ярская-Смирнова, Е., Карпова Е.Г., Ворона М. «Веселые, непонимающие и бессердечные?» О феномене Питера Пэна / Е. Ярская-Смирнова // Неприкосновенный запас. – 2008. №6(62). – С. 161-177.
[Электронный ресурс] https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29032016-n-vk-64109/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-adaptirovannykh/