Ни для кого не секрет, что нашем обществе годами складывалось такое отношение, что люди с инвалидностью воспринимаются как нечто инородное и необычное. Изменить это за короткий срок практически невозможно. Но стоит уже сегодня начинать активные действия и дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Ведь требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о толерантности к людям с ограниченными возможностями нельзя, если это не воспитывать с детских лет. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности не только детей с особыми потребностями, но и всех остальных детей, помогает развить гуманность, готовность помогать сверстникам и социализироваться в обществе.
Необходимо отметить, что инклюзивная практика для нашего учреждения никогда не была и не является чем-либо абсолютно чуждым. Для нас каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть. Не умаляя важности проводимых в центре детского творчества уроков дополнительного образования, ежегодных республиканских соревнований по простейшим автомоделям, муниципальных соревнований технической направленности, конкурсов, акций, мастер-классов, праздничных мероприятий для детей и с детьми с особыми потребностями, хочу рассказать о нашем, уже ставшим традиционным, конкурсе оригами «Журавли надежды».
Все началось с того, что учитывая возрастающий интерес детей, а также спрос родителей, преподавателей общеобразовательных школ, в нашем центре было создано детское объединение «Оригами», которым я стала руководить.
Как известно, в России у древнего японского искусства оригами своя стезя – педагогическая. Для нас – это ещё один эффективный прием обучения и развития многих навыков у детей. Как уже доказано научными исследованиями, оригами это искусство, которое
– помогает развивать художественный вкус и логику;
– эффективно способствует формированию пространственного воображения;
– развивает память, способствует концентрации внимания;
– активизирует мыслительные процессы;
– совершенствует мелкую моторику, точные движения пальцев;
– развивает глазомер;
– воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к материалу;
– способствует формированию добрых чувств и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
– влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
А единственный рабочий материал для оригами – самая обыкновенная, доступная, безопасная бумага – знакома всем с самого раннего детства.
Мои ученики с желанием участвуют в конкурсах, выставках творческих работ так в центре, так муниципального, республиканского уровней.
Некоторое время спустя возникла идея о муниципальном конкурсе оригами «Журавли надежды» (“Ак кәгазь торналар”) для детей с ограниченными возможностями здоровья, который стал очень значительным для нашего объединения и центра в целом. Название конкурса выбрано неслучайно: как известно, сложенный из простого белого бумажного листа журавлик служит визитной карточкой оригами, а сами журавли во всем мире признаны символом надежды и веры в будущее, что так необходимо этим детям. Будучи инициатором и организатором конкурса, я опираюсь на поддержку руководства центра и коллег, а мои юные оригамисты – это первые помощники в подготовке и проведении мероприятия. Они и зал помогут украсить, успеют и подарки смастерить, и выставку красиво оформить, гостей встретить, и своими выступлениями порадовать. Общение с детьми с проблемами здоровья воспитывает в моих ребятах доброту, человечность; помогает с ранних лет осмысливать реалии жизни, понять, что рядом живут люди, которым, возможно, нужна их помощь и поддержка.
Начиная с 2004 года декабрь для нас – месяц бумажных шедевров. Вот уже 15 лет «Журавли надежды» принимают своих маленьких друзей в стенах нашего центра. Взмах крыла белой надежды ежегодно вдохновляет более 35 особенных детей на творчество и общение.
В рамках мероприятия провдятся совместные мастер-классы, игры, веселые викторины, просмотр концертов, детских спектаклей, чаепития.
Уверена, что участие в конкурсе является своеобразной ступенькой в развитии и социализации детей, обиженных судьбой. Так как оригами это не только интересное и увлекательное, но и полезное, разносторонне развивающее, даже, в некоторых случаях, реабилитирующее занятие. Немаловажную роль для этих ребят играет общение и чувство собственной значимости. Ведь для многих из них конкурс становится очень ярким, важным событием в жизни. Нужно видеть их сияющие глаза на церемонии награждения! Эмоции переполняют и гордых за своих чад благодарных родителей. Каждым годом на конкурс приходит всё больше работ, необычайно красивых и трудоемких. В основном, конкурсанты отдают предпочтение сравнительно новому, своеобразному типу оригами – модульному. Изделия создаются не из одного листа бумаги, а из множества маленьких частей – модулей. У этого оригами есть очарование свойственное головоломке. Словно интригующая загадка, модульное оригами манит невероятными, чудесными – в детском понимании – превращениями. Освоив первоначальные навыки сложения базовой фигуры – модуля, ребята с увлечением создают свои неповторимые работы. Так оригами дает возможность их творческой самореализации.
Есть дети , которые участвуют в “Журавлях надежды” более пяти лет подряд, можно сказать, они выросли вместе с конкурсом.
Исходя из наблюдений, хочется отметить положительную динамику в развитии их социально-коммуникативных навыков: дети легче идут на контакт, приобрели любимое занятие.
Шамиль – один из первых победителей конкурса оригами для детей с ограниченными возможностями здоровья. В детстве он и его мама – были частыми гостями в нашем центре. Работы Шамиля отличаются точностью, большой аккуратностью.
Воспитанники ГБОУ «Такталачукская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» – победители конкурса «Журавли надежды» в разные годы.
Конкурс ярко освещается местными СМИ: публикуются статьи в газете «Актаныш таннары», транслируются теле- и радиорепортажи, где сообщаются имена победителей и участников, что еще больше способствует социализации детей, ведь, как говорят, признание таланта окрыляет и вдохновляет.
Муниципальный конкурс оригами «Журавли надежды» – испытанная годами практика, и конечно же, сохраняя традиции, необходимо движение вперед. В 2020 году он расширил границы – приобрел республиканский статус и под названием «Волшебный мир оригами» создал возможности для самовыражения и самореализации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Имея за плечами 30 лет стажа педагогической деятельности, могу с уверенностью сказать, возможностей для реализации инклюзивного образования в дополнительном образовании детей больше чем где-либо. Дополнительное образование – это образование через успех, в процессе которого возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха неисчерпаемы, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Помимо этого, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.