Цель: повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя игры нового поколения.
Задачи:
– развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
– обучение педагогов методам применения игровых инновационных технологий.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, палочки Кюнйзера, символы «Сова», карточки с вопросами , счетные палочки, картон, ножницы, прищепки, листы А-4, деревянные палочки, кроссворд, картинки с иллюстрациями: чемодан, мясорубка,корзина.
Ход
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я рады вас приветствовать сегодня от души,
Вы тоже все приветливы, собою хороши
Сегодня встреча у нас,
С чем вас и поздравляю!
Удачи и творчества в сегодня вам желаю
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка,оно является важнейшей составной частью общего психического развития .подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Интеллектуальное развитие ребенка дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности – игру. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными»упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. К ним относятся: 1.Игры В.В. Воскобовича – развивает у детей познавательный интерес, желание и потребность узнать новое; исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения),сбалансированного эмоционально-образного и логического начала. “Геоконт”, “Складушки”, “Конструктор букв”, “Прозрачный квадрат”, “Прозрачная цифра”, “Домино”, “Конструктор цифр”, “Чудо-головоломки”, головоломка «Яблоко», “Чудо-цветик”, «Кораблик «Буль-буль».
2.Блоки Дьениша научат детей анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение; сравнивать предметов по признакам, разовьют воображение и творческие задатки; сформируют настойчивость и упорство в желании решить задачу; развить умение мыслить, строить догадки и предположения. « Сколько?», «Найди пару», «Логические кубики», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», «Украсим елку бусами», «Архитекторы», «Логический поезд»
3.Игры Б.П.Никитина – развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. «Сложи квадрат», «Уникум», «Сложи узор», «Точечки».
4.Палочки Кюизенера – нацеленных на развитие математических способностей, развитие логического и пространственного мышления, а также формирования эталонов цвета и величины, можно при помощи всё тех же палочек устроить настоящие уроки творчества. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление. ( «Разноцветные вагончики», «У кого больше», «Змейка», «Сушим полотенце», «Столбики»)
5.Игры с использованием интерактивной доски. Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения ( «Четвертый лишний», «Найди недостающую цифру», «Найди отличие», «Веселый счет»….)
6.Соты Кайе – условия игры созданы для того чтобы цвета соприкасающихся граней карточек и рисунков на них совпадали. Для развития ассоциативного мышления больше подходят карточки с четким одноцветным геометрическим рисунком. Для создания ярких композиций- карточки разноцветные.(«Составьте цветок из сот», «Превратите цветок к чашку или в арку», «На что похож рисунок?» «Найди соту без желтых геометрических фигур» …)
7.Тренажеры – превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами
8.Круги Луллия – подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах («Чей хвост?», «Чей малыш?», «В гостях у сказки?»…)
9.Шашки и шахматы- это логическое мышление, разновидность мыслительной операции, в процессе которой через рассуждение находится решение проблемы, повышают концентрацию внимания, памяти и заставляет мозг работать.
10.Игры-головоломки (геометрические конструкторы). Суть игр состоит в том, чтобы развивать сенсорных способностей у детей, ориентироваться и знать пространственные представления, образного, логического и абстрактного мышления, воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру».
Интеллектуальная разминка «Зарядка для ума»
Все мы с вами знаем, что для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки. Нужно ответит на вопрос и выбрать символ знаний «Сову». 1.Это не квадрат и он не синий (красный круг).
2.Это фрукт и он оранжевый (апельсин). 3.Это транспорт и он синего цвета (машина). 4.Это ягода, но не клубника (малина). 5.Это не круг и он не красный (синий квадрат). 6.Это транспорт, но он не наземный (самолёт). 7.Это не фрукт, но он фиолетовый (баклажан 8.Это не треугольник и он не жёлтый (голубой ромб). 9.Это не овощ и не фрукт, но он розовый (розовый бант). 10.0Это игрушка, но не кукла (мяч). 11.Это не игрушка и она не красная (белая чашечка) 12.Это не ромб, и он не голубой (малиновый прямоугольник) 13.Это игрушка, но не для мальчика (кукла).
– Получив свой символ, обратите внимание на обратную сторону , прошу вас соединиться в свои команды и начинаем викторину.
Викторина «Интеллектуальные игры» – На столе карточка с вопросом, нужно ответить на него.
1.Что такое игра? Игра – основной вид деятельности дошкольников, которой присущи черты, характерные для любой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результат.
2.Что такое интеллектуальная игра? Интеллектуальная игра — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках
3.Какие познавательные психические процессы развивают интеллектуальные игры: 1.Восприятие 2.Память. 3.Мышление 4.Внимание 5.Воображение 6.Речь
4.Классификация дидактических игр: 1. с игрушками и предметами;
2. настольно-печатные;
3. словесные
5.Виды интеллекта?
1.Вербальный интеллект: умение писать, читать ,говорить и общаться; 2.Логический интеллект: умение считать, решать математические задачки, анализировать, рассуждать; 3. Пространственный интеллект: заниматься изобразительным искусством, манипулировать своим воображением; 4. Музыкальный интеллект: «музыкальный слух»,чувство ритма,наличие музыкального голоса; 5.Физический интеллект: ловкость, координация движений, мелкая моторика, гибкость, выносливость; 6.Социальный интеллект: умение воспринимать и анализировать поступки других людей, строить отношения 7.Творческий интеллект: талант, творчество, креативность, создание нового.
6.Способы развития интеллекта?
1.Сказки,игры,головоломки,рисование,лепка,музыка,задачки.упражнения, компьютерные игры, общение, любознательность, речь …
Практическая часть.
– У каждой команды выбранная игра по символу, проиграйте игру и скажите что она развивает?
1.Игра «Счетные палочки»
Давайте попробуем построить 2 треугольника из 5 палочек. Задачи на преобразование фигур (сделать образец на слайде)
1.Построить из 10 палочек 3 квадрата (педагоги выполняют). 2.Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. 3. Убрать одну палочку так, чтобы получился прямоугольник.
2.Игра «Выдумка»
Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.
Предлагаются следующие предметы:- картон; ножницы; прищепки; лист А-4; спички; деревянные палочки;…
3. Игра «Складушки–вычиталки»
Белка + осень = запасы
Дерево – лист = осеннее дерево
Небо + вода = осенний дождь
Огород + тепло = урожай
Холод + лист = листопад
Человек + холод = теплая одежда
4.Игра «Путешествие по лесенке»
Цель: закрепить умение считать от заданного числа вверх и вниз, находить «соседей», «подниматься» или «опускаться» по «лесенке» на заданное количество шагов; учить устанавливать логические связи и закономерности; развивать глазомер.
Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).
Игровые действия: «построить» лесенку из 10 палочек и отправиться по ней в путешествие, выполняя разнообразные задания.
Воспитатель. Посчитай от 5 вверх (от 7 вниз).
— Посчитай от 4 до 8.
— Назови «соседей» числа 7.
— Назови числа не больше 7, но не меньше 3.
— Назови числа до 8, но после 4.
— Сделай два шага вверх от 6 (вниз от 5). И т. д.
5. Игра «Смекалочка»
1) Когда вы смотрите на 2, а говорите 14? (Когда на часах 2 часа дня, т.е. 14часов.)2) Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)3) Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит.)4) Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их вугол стола.)5) Что случится с вороном, когда ему исполнится два года? (Пойдёт третий год.)6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)7) Четыре года назад Саше было 8 лет. Сколько лет будет Саше через 5 лет?(17)
6. Игра «Тамграм»
Составить фигурку по схеме.
Я благодарю вас за участие в нашей игре и хочу узнать ваше мнение о нём, для этого вам нужно выбрать соответствующую картинку и положить в контейнер.
На подносе лежат картинки с изображением: чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Пробуйте и развивайте своих воспитанников. Удивляйтесь сами и удивляйте детей. Ведь, игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Играя, ребенок развивается, познает мир, людей, а задача педагогов ДОУ – руководить игрой так, чтобы воспитать свойства личности, имеющие наибольшее значение для последующего учения в школе.Я надеюсь, что сегодняшний мастер – класс поможет вам в вашей дальнейшей работе.
«Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».
М. Монтень.
Спасибо за внимание!