Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: Биктагирова Г.А
Предмет: математика
Класс: 4 В
Тема урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях. Закрепление».
Тип урока: урок закрепления.
Образовательные цели: создать условия для решения текстовых задач на движения в противоположных направлениях, используя понятие «скорость удаления».
Развивающие цели: развивать наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление, внимание и интерес к предмету, умение сравнивать.
Воспитательные цели: воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; интерес к точным наукам.
Задачи урока:
-закрепить умение решать задачи на противоположное движение движение, учить использовать рациональные способы устных вычислений;
формировать вычислительные навыки; навыки работы в паре; закреплять полученные знания, умения и навыки при делении и умножении многозначных чисел;
развивать логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать термин «скорость удаления»;
научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в противоположных направлениях;
научиться выбирать более рациональный способ решения задач.
Метапредметные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
Личностные:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Методы обучения
Проблемный.
Частично-поисковый.
Объяснительно-иллюстративный.
Формы реализации методов: анализ, сравнение, наблюдение, синтез, самостоятельная работа, перенос полученных знаний в нестандартную ситуацию.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, маршрутный лист.
Ход урока
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
||||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (2 мин.) |
Создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
– Сядьте поудобнее. Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова: Мы спокойны и добры; Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Руки? – НА МЕСТЕ Ноги? – НА МЕСТЕ Локти? – У КРАЯ Спина? – ПРЯМАЯ. |
Приветствие учителя и обучающихся. |
Готовность принять урок, его задачи. |
|||
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4 мин.) |
Включение учащихся в учебную деятельность. Повторение известных знаний. |
Игра «Молчанка» 1. На экране появляются вопросы, дети записывают на листе№1 ответы. |
Самостоятельная работа. Дети записывают ответы на вопросы. |
Взаимопроверка по эталону. |
Установление причинно-следственных связей |
Готовность принять урок, его задачи. Развитие интереса к различным видам деятельности |
|
III. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) (6 мин.) |
Сформулировать тему и цель урока. |
2. Притча Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит. Первый ученик ответил: – Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем. Другой ученик произнес: – Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе… Третий сказал: – Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень. Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил: – А ты что видишь, Арджуна? – Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ. Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал: Что сказал Дрона своим ученикам?
3. А что вы видите в своих листах №1? Значит мы продолжаем работать над темой движения. – Что такое движение? Д: – Движение – это перемещение … в пространстве Запомните. Это ключевое слово нашего урока. – А математическая разминка – это движение мысли. Устный счет А пока, чтоб работать быстро и ловко, Нам нужна ума тренировка! Математическая разминка. Учитель диктует числовые выражения. Произведение чисел 32 и 500 26000 разделить на 40 Сумму чисел 20и17 умножить на число 4000. 50000 разделить на сумму чисел 50и50. Какое правило вы использовали для быстрого счета? |
Дети высказывают свои мнения. Дети формулируют тему урока и цель урока. Дети выбирают ответ (голосуя на пульте управления) Ответы детей |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
|
IV Первичное закрепление в знакомой ситуации (10 мин.) |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы |
Практическая работа. Учитель предлагает выбрать из предложенных задач задачи по теме урока и решить их. Приложение 1 |
Решают у доски, с объяснением Коллективная работа Самоанализ. |
Целеполагание, прогнозирование. |
Выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Готовность закончить работу, добиться результата, адекватно себя оценить. |
|
Физкультпауза (1 мин.) |
Снять усталость, укрепить восприятие. |
Физминутка – музыкальная |
Дети выполняют упражнения (танец) |
Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
|||
VI Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) |
Формирование системы знаний по теме. Определение границ собственного знания или «незнания». |
Составить постер или кластер по теме урока. Выставка работ и защита двух разных видов. |
Групповая работа Оценка группы |
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контроль, оценка. |
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Управление поведением партнера – контроль, коррекция. |
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Системная актуализация опорных знаний: |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Сочетание контроля руководителя, самоконтроля и взаимоконтроля |
Самостоятельная работа. Приложение2 Проверка по эталону. |
Работа в парах. Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия. Выполняют самопроверку по эталону. Выявляют причины ошибок и их исправление. Двое работают в паре, один за компьютером |
Организация обучающимися своей самостоятельной учебной деятельности. |
|||
(3 мин.) |
Анализ и оценка успешности достижения цели. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых на основе результатов маршрутного листа. |
– Какую цель вы поставили в начале урока? – Вам удалось её достичь? Самооценка. – Как вы считаете хорошо ли вы усвоили материал сегодняшнего урока? Если да, то встаем, а если не очень – поднимаем правую руку. – На последующих уроках мы с вами продолжим работу над задачами на движение. Ждет нас проверочная работа. – Я хочу поблагодарить вас за активность на уроке. Синквейн. Математика |
Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Математика. Точная, полезная. Вычисляет, обучает, развивает. Царица всех наук. Учитель. |
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Контроль и оценка процессов и результатов деятельности. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Удовлетворённость достигнутым результатом. |
(1 мин.) |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Придумать задачу на противоположное движение на нахождение скорости удаления и времени. |
Слушают учителя и записывают домашнее задание. |
Приложение 1
- Два лыжника одновременно вышли из пункта А в противоположных направлениях. Первый лыжник шёл со скоростью 16 км/ч, а второй – 14 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 ч?
- Из города в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч, скорость второй – 60 км/ч. Через сколько часов расстояние между машинами будет 280 км?
- Два поезда вышли из двух городов одновременно навстречу друг другу. Один поезд шёл со скоростью 63 км/ч. С какой скоростью шёл второй поезд, если расстояние между городами 564 км? Встретились поезда через 4 часа.
- Из города одновременно в противоположных направлениях выехали две машины. Скорость первой – 80 км/ч. С какой скоростью ехала вторая машина, если через 2 часа расстояние между ними было 340 км?
Приложение 2
«Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит»
Двое работают в паре, один за компьютером
На партах лежат карточки с величинами. Вам нужно выбрать те величины, которые не используются в задачах на движение.
Кг, км, т, с, км/ч, см, сут, м, ц, ч, мин, м/мин, км/c, м/с, дм