ПРОЕКТ
«ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАРОДА»,
направленный на сохранение и развитие языков, традиций, культур народов, проживающих на территории Республики Татарстан
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный этап развития российской системы образования характеризуется стремительно развивающимися инновационными процессами, ориентированными на её интеграцию в мировое образовательное пространство. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение полилингвальности в пространство дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ). Именно этим объясняется увеличение количества билингвальных и полилингвальных детских садов во многих странах мира. Образовательный процесс в ДОУ сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса.
Дошкольные образовательные организации сегодня все больше стремятся к тому, чтобы поддержать развитие индивидуальных способностей ребенка, подготовить его к тому, чтобы он мог соответствовать современным требованиям динамично развивающегося мира. Полилингвальное образование понимается как целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами нескольких языков, когда языки выступают в качестве способа постижения сферы определённых знаний, усвоения культурно- исторического и социального опыта различных стран и народов.
С 2020 года ведется совместная работа ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» и МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №122 «АБВГДейка» в рамке базовой площадки по теме «Полилингвальная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности» (русский, татарский, английский языки). Данная модель способствует формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о своей гражданской принадлежности и подготовке к школе. Главная цель – воспитание ребенка в родной, близкой ему культуре, которая будет служить отправной точкой для построения диалога культур и постижения мировой общечеловеческой культуры по принципу постепенного перехода от близкой, личностно-значимой среды к макросоциальной среде.
Одна из направлений нашей работы – это язык, культура, традиции татарского народа.
Актуальность проекта. В настоящее время сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, укрепление общероссийской гражданской и татарстанской идентичности является очень важной задачей. Самобытность любого народа начинается с его языка. Родной язык является связующим звеном, помогающим представителям любого народа сохранить свою самоидентификацию и культуру. Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит, или многочисленной нации, или малочисленному народу – это настоящая драгоценность, и мы должны ее беречь. Именно поэтому обойти стороной такую проблему, как сохранение и развитие родного языка невозможно.
Республика Татарстан, является многонациональной республикой. Современная молодежь сегодня всё меньше говорит на родном языке, не могут назвать элементарные традиции и выдающихся представителей своего народа, рассказать о его культурных достижениях.
В дошкольных образовательных учреждениях изучение родного языка, проходит в традиционной форме. Проблема заключается в недостаточном уровне освоения детьми свой родной татарский язык: не развитый словарный запас, не достаточное общение на татарском языке, трудное восприятие татарского литературного языка, сложности в формировании общей культуры народа, отсутствие познавательного интереса и стремления к изучению языка и культуры.
Для обогащения и закрепления представлений детей о жизни татарского народа, для углублённого интереса к изучению своего родного языка, был создан проект «Язык, культура, традиции татарского народа».
- Название Проекта
Проект «Язык, культура, традиции татарского народа», направленный на сохранение и развитие языков, традиций, культур народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
- Краткое описание
Проект предусматривает организацию театральной студии «НУР» с целью увеличения охвата воспитанников ДОУ заинтересованных изучать родной (татарский) язык, культуру, традиции татарского народа через организацию творческой деятельности, тем самым является актуальным направлением современности. Чтобы пробудить интерес к родной речи, нужно видеть её живой, а для этого необходимо, кроме осваивания разговорной речи, еще и литературное говорение. Где увидеть образцы такого языка? Конечно, это театр! Участниками студии будут дошкольники ДОУ, а также члены их семей. Совместное участие членов семьи в создании постановок позволит укрепить взаимоотношения и будет способствовать взаимопониманию между родителями и детьми.
В рамках проекта будет создана театральная студия. Будет приобретено необходимое музыкальное и техническое оборудование, декорации, костюмы. В завершении проекта будет поставлен детский спектакль для школьников начальных классов МБОУ «Полилингвальная гимназия № 59 «Адымнар-Чаллы», также планируется участие детей в творческих конкурсах, что позволит детям проявить себя, развить свои таланты.
- Цели и задачи Проекта
Цель проекта: создание театральной студии «НУР» познавательного интереса у детей к изучению культуры, традиции татарского народа.
Задачи проекта:
- Организация работы театральной студии «НУР» для повышения познавательного интереса у детей к изучению культуры, традиции татарского народа.
- Обогатить словарный запас детей, развивать речь на родном татарском языке.
- Воспитать уважение к культуре и традициям татарского народа и других национальностей.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с культурой и традициями народов татар.
- Срок реализации
Срок реализации: май 2022 г. – декабрь 2022г.
- Обоснование значимости Проекта
Вопросы сохранения и восстановления самобытной народной культуры, накопленного столетиями нематериального культурного наследия и его эффективного использования в развитии отечественной культуры, приобретают сегодня особую актуальность.
Традиционная татарская народная культура – это часть культуры, включающая в себя многообразие народных традиций и национальных особенностей духовного уклада, в том числе: фольклор, обряды, праздники, костюмы, ремесла, народную музыку, песни, танцы. Это – наши корни, память предыдущих поколений. Это – источник формирования национального характера у молодежи, и одно из важнейших средств воспитания и развития всех последующих поколений. Это также один из способов решения имеющихся сегодня проблем в воспитании сегодняшней молодежи, которая требует незамедлительного решения.
В условиях ФГОС осуществляется переосмысление педагогической работы и программного педагогического обеспечения ДОУ, реализации этнопедагогической и инновационной деятельности. Татарстан – это наша Родина, и наши воспитанники должны знать культуру своего края. Проект рассчитан на детей дошкольного возраста. Оно беспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач и реализуется по различным направлениям. Это система специально организуемых мероприятий по всем видам деятельности, праздники, развлечения, работа с родителями, использование историко-краеведческого музея, сотрудничество с ФГБОУ ВО «НГПУ», МБОУ «Полилингвальная гимназия № 59 «Адымнар-Чаллы».
- Описание опыта работы в указанном направлении (за последние 3 года)
МБДОУ «Детский сад №122 «АБВГДейка» открылся в августе 2019 года. В ДОУ созданы условия для обучения детей татарскому языку, реализации программы по УМК «Татарча сөйләшәбез» (для русскоязычных детей) и «Туган телдә сөйләшәбез» (для детей татарской национальности), и ознакомления с культурой народов Поволжья. Работа по обучению детей татарскому языку ведется на основе образовательной программы ДОУ №122 «АБВГДейка» в соответствии с проектами УМК, разработанных творческой группой под руководством З.М. Зариповой «Обучение русскоязычных детей татарскому языку», который включает в себя 3 проекта, в средних – «Минем өем», старших – «Уйный-уйный үсәбез», подготовительных – «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар». А для детей татар по проекту «Туган телдә сөйләшәбез». Каждый проект включает в себя: тематический план; календарный план; рабочие тетради для детей; аудиоматериалы; мультипликационные сюжеты; раздаточно-демонстрационные материалы; диагностика.
Проводится большая планомерная работа по обучению детей родному и татарскому языкам и закрепление пройденного материала воспитателями и узкими специалистами в режиме дня. В данном направлении есть свои успехи и свои трудности. Работа осуществлялась педагогами всего коллектива, как в организованных видах деятельности – в процессе ООД, так и в игровой, художественной, музыкальной деятельности.
За период работы детского сада были проведены следующие мероприятия с педагогами и родителями воспитанников:
- Семинары-практикумы: Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях реализации УМК по обучению двум государственным языкам РТ»; «Использование игровых методов и приемов при обучении татарскому языку дошкольников»;
- Круглые столы: «В мире национальных культур. Приобщение дошкольников к национальной культуре народов, населяющих Республику Татарстан»; «Создание условий для формирования национально-культурных ценностей через предметно-развивающую и языковую среду на основе использования УМК»;
- Педагогический диалог «Закрепление пройденного материала в режимных моментах»;
- «Фестиваль игр по УМК «Күнелле балачак»;
- Выставка игровых пособий по новым технологиям и авторских программ (УМК и ЭРС);
- Консультации для педагогов «Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников через дидактические игры», «Использование воспитателями групп сюжетно-ролевых игр по УМК для закрепления с детьми пройденного материала», «Воспитание культуры речи дошкольников с использованием современных игровых технологий с воспитателями татарских групп», «Формирование нравственного поведения у дошкольников в образовательной деятельности при обучении татарскому языку в ДОУ с русским языком обучения»;
- Консультации для родителей «По обучению государственных языков РТ», «Обучение детей татарском языку с использованием УМК», «Роль семьи в формировании и развитии родного языка», «Татарская художественная литература как средство всестороннего развития ребенка в ДОУ»;
- Неделя татарского языка по УМК;
- Оформление наглядной, консультативной информации по УМК в группах для родителей и воспитателей;
- Подписная кампания на журналы и газеты: «Мәйдан», «Шахри Чаллы», «Көмеш кыңгырау».
С воспитанниками ДОУ проводили следующие мероприятия:
Таблица 1
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Кол-во детей принявших участие/кол-во детей в ДОУ |
Процентное соотношение |
||||
2019-2020 уч.г. |
2020-2021 уч.г. |
2021-2022 уч.г. |
2019-2020 уч.г. |
2020-2021 уч.г. |
2021-2022 уч.г. |
||
1 |
Праздник урожая «Сөмбелә» |
18/221 |
17/222 |
38/224 |
8% |
8% |
17% |
2 |
Литературный вечер «Милләтем горурлыгы-Җәлил» |
– |
98/222 |
157/224 |
– |
44% |
70% |
3 |
Творческий конкурс в ДОУ «Татар малае. Татар кызы» |
36/221 |
85/222 |
107/224 |
16% |
38% |
48% |
4 |
Конкурс чтецов «Родной язык – мое богатство» |
25/221 |
45/222 |
72/224 |
12% |
20% |
32% |
5 |
Конкурс чтецов «Мы внуки Г.Тукая» |
48/221 |
51/222 |
115/224 |
22% |
23% |
51% |
6 |
Праздник прихода весны «Навруз» |
18/221 |
17/222 |
38/224 |
8% |
8% |
17% |
7 |
Древний татарский праздник, символизирует единение татар с природой «Карга боткасы» |
18/221 |
17/222 |
38/224 |
8% |
8% |
17% |
8 |
Литературная гостиная «Мы любим стихи Г.Тукая |
120/221 |
147/222 |
157/224 |
54% |
66% |
70% |
9 |
Татарский национальный праздник «Сабантуй» |
– |
147/222 |
запланирован |
– |
66% |
запланирован |
10 |
Праздик посвещенный к Дню республики «Туган жирем Татарстан»- |
– |
147/222 |
запланирован |
– |
66% |
запланирован |
11 |
Выставка рисунков «Сказочный мир А.Алиша», «Мой любимый персонаж» |
120/221 |
147/222 |
запланирован |
54% |
66% |
запланирован |
12 |
Тематические мероприятия, посвященные дням рождения татарских поэтов и писателей для детей; |
120/221 |
147/222 |
159/224 |
54% |
66% |
71% |
13 |
Коллективные работы с детьми по произведениям татарских писателей и других народов РТ, по просмотренным мультфильмам. |
120/221 |
147/222 |
159/224 |
54% |
66% |
71% |
В ДОУ с силами педагогов и родителей воспитанников был организован мини-музей детского сада «Халкым бизәкләре», сделан макет «Сююмбике манарасы».
За данный период воспитанники ДОУ приняли участие в конкурсах:
Всероссийские конкурсы:
- Открытый Всероссийский вокальный фестиваль-конкурс «Чулман тургае – Жаворонок Закамья» Диплом дипломант I степени (2021г.);
- III Всероссийский конкурс чтецов «Строки войны»Диплом II степени (2022г.);
- Открытый Всероссийский вокальный фестиваль-конкурс «Чулман тургае – Жаворонок Закамья» Диплом лауреат II степени (2022г.).
Республиканские конкурсы:
- III Республиканский конкурс среди детей дошкольного возраста «Ты -уникален» в номинации «Речевое развитие». Диплом III степени (2020г.);
- Республиканский фестиваль конкурс национального татарского искусства «Бәхет йолдызы» – Диплом IIстепени (2020г.), Диплом Лауреата II степени (2020г.), Диплом I степени (2021 г.);
- Открытый республиканский фестиваль-конкурс татарского искусства «Моң чишмәсе» – Диплом лауреата III степени в номинации «Театральное искусство» (2021г.)
- IV Открытый республиканский фестиваль конкурс национального татарского искусство «Кызыл Төлке» – Диплом Лауреат III степени в номинации «Художественное слово» (2021г.);
- Республиканский фестиваль-конкурс юных исполнителей «Первые шаги» Диплом лауреата III степени (2022г.);
- Заочный этап в направлении «Конкурс творчества учащихся на родном, в том числе русском, языке» проведенного в рамках международного мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка, проводимого ФИРО РАНХИГС – Сертификат победителя (2022г.);
- Республиканский конкурс детского творчества «Мин бит татар малае» Диплом Дипломанта I степени (2022г.).
Региональные конкурсы:
- I Региональный дистанционный конкурс видео роликов «Повторение татарского языка дома «Новое время-Яңа вакыт» Сертификат участника;
- Открытый региональный конкурс детского народного творчества «Дружба народов – главное богатство Татарстана» – Диплом Лауреата I степени (2021г.);
- IV Региональный конкурс мастеров художественного слова «Туган телем – Шагыйрьләр теле//Родной язык – язык поэтов» Диплом II место (2022г.);
- Региональный фестиваль-конкурс «I love English» Диплом II место в номинации «Театральная постановка» (2022г.).
Муниципальные конкурсы:
- Литературный конкурс «Джалиловские чтения» – Диплом участника (2019г.);
- Конкурс «Татар малае. Татар кызы -2021» – Диплом финалиста (2021г.);
- Видео конкурс «Весенние лучики поэзии» в номинации «Я патриот» Диплом I место (2021г.);
- Творческий конкурс «Красота родного края» Диплом I место (2021г.);
- Конкурс «Чтения в кадре» – Диплом III место (2021г.);
- Конкурс «Татар малае. Татар кызы -2022» – Диплом участника (2022г.).
В 2021 году 12 педагогов ДОУ приняли участие в республиканском семинаре «Современные образовательные практики: Организация полингвального образования в дошкольной организации», 4 педагога приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Образование и диалог культур: традиции и современность», проведенной в рамках реализации культурно-образовательного проекта «Диалог культуры», во Всероссийской научно-практической конференции «Билингвальное и полилингвальное образование с дошкольного возраста», которая прошла на базе детского сада №35 «Лейсан» Елабужского муниципального района. Цель данного мероприятия: развитие профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений при реализации билингвального и полилингвального образования (2022г.).
Воспитатель полилингвальной группы приняла активное участие в Республиканском фестивале для воспитателей национальных дошкольных учреждений «Туган тел fest 2022». Данный проект был организован при поддержке Комиссии по сохранению и развитию татарского языка и Министерства образования и науки Татарстана, который прошел на базе полилингвального детского сада «Бала-Сити» город Казань (2022г.).
Так же педагоги принимали участие в конкурсах:
- Республиканский конкурс методических разработок «Творчество, искусство, мастерство» – Диплом III степени, Диплом участника (2020г.);
- Республиканский конкурс методических разработок по популяризации и обучению истории Республики Татарстан и культуры народов, проживающих в Республике Татарстан, проведенного в рамках реализации культурно-оброзовательного проекта «Диалог культуры» – Сертификат участника – (2022г.);
- Международный творческий конкурс «На театральных подмостках» Диплом I место (2022г.);
- Республиканский конкурс методических разработок «Полилингвальное образование детей дошкольного возраста как средство воспитания основ толерантности» – Диплом I степени, Диплом III степени – (2022г.)
В МБДОУ уделяется особое внимание воспитанию и обучению детей татарской национальности на родном языке.
Таблица 2
2019-2020 учебный год |
2020-2021 учебный год |
2021-2022 учебный год |
|
Количество детей татарской национальности |
94 |
96 |
97 |
Количество детей в татарских группах |
36 |
36 |
36 |
Охват воспитанием на родном языке детей |
16,2% |
16,2% |
16,1% |
Педагоги ведут систематическую и планомерную работу по обучению татарскому (родному) языку воспитанников с использованием УМК на занятиях и вне их. Привлекают родителей к оформлению и оснащению групп дидактическими играми по разделам, а так же принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений для детей. Воспитатели закрепляют диалоги в режимных моментах, используют слова приветствия и прощания, вежливые слова на татарском языке.
- Целевые группы
- Дети дошкольного возраста (3-7 лет) – 224 ребенка.
- Педагоги ДОУ – 23 педагога.
- Родители воспитанников ДОУ.
- Зрительная аудитория (воспитанников младших групп ДОУ, неорганизованные дети консультативного пункта «Лучики», школьники начальных классов)
- Ожидаемые количественные и качественные результаты
Количественные результаты:
- Количества воспитанников, принимающих участие в мероприятиях по реализации проекта –54;
- Количество воспитанников победителей Республиканский фестиваль конкурс национального татарского искусства «Бәхет йолдызы» – 7;
- Количество воспитанников победителей муниципального конкурса «Татар малае. Татар кызы» – 1;
- Количество воспитанников победителей муниципального конкурса «Джалиловские чтения» – 1;
- Количество педагогов, победителей, участников в профессиональных конкурсах – 23;
- Количества родителей воспитанников, принимающих участие в мероприятиях по реализации проекта – 108;
- Театральной студией «НУР» будет подготовлен и представлен детский спектакль.
Качественные результаты проекта:
- Расширится представление детей о традициях и культуре татарского народа.
- Обогатится словарный запас детей по родному (татарскому) языку.
- Сформируются чувства гордости и отзывчивости к истории татарской народной культуре и традициям.
- Повысится активность родителей и детей к изучению родного татарского языка и уважению национальной культуры родного края и других народов.
- Широкий резонанс в СМИ, способствующий мотивации к изучению и развитию родного языка и культурного наследия.
- Календарный план мероприятий
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственный |
Формирование оргкомитета театральной студии «НУР». Оформление документации |
Май |
Заведующий |
|
Привлечение воспитанников, педагогов и родителей к деятельности студии |
Май -июнь |
Старший воспитатель |
|
Организация информационного обеспечения о начале деятельности театральной студии «НУР» (изготовление театральных афиш, объявлений, размещение информации на сайте ДОУ, в СМИ) |
Май -июнь |
Старший воспитатель |
|
Закупка оборудования для организации театральной студии |
Май -июнь |
Заведующий |
|
Подбор методических разработок, тематической литературы для детей, педагогов, родителей |
В течение года |
Старший воспитатель, Педагоги ДОУ |
|
Пополнение мини- музея «Халкым бизәкләре» новыми экспонатами |
В течение года |
Педагоги ДОУ |
|
Участие в муниципальных, региональных мероприятиях, конкурсах, посвященных Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России |
В течение года |
Старший воспитатель, Педагоги ДОУ |
|
Посещение историко-краеведческого музея города |
В течение года |
Педагоги ДОУ Родители ДОУ |
|
Знакомство с детскими книгами, газетами, журналами на татарском языке. Певческое творчество. Знакомство с правилами народной игры. Устное народное творчество. Экскурсия в мечеть |
Июнь |
Воспитатель по обучению родного языка |
|
Работа по сценарию для спектакля |
Июнь -июль |
Воспитатель по обучению родного языка |
|
Подготовка реквизита для сказки: изготовление костюмов, декорации для сцены |
Июль |
Творческая группа |
|
Разучивание ролей для театрального представления Пробные репетиции |
Июль -август |
Воспитатель по обучению родного языка |
|
Репетиции, связанные с представлением |
Август |
Воспитатель по обучению родного языка |
|
Постановка театра на татарском языке для воспитанников младших групп ДОУ, для неорганизованных детей консультативного пункта «Лучики», для учащихся начальных классов |
Сентябрь |
Воспитатель по обучению родного языка |
|
Разработка и издание методических рекомендаций для родителей и начинающих педагогов по развитию творческих способностей в театральной деятельности дошкольников |
Октябрь |
Старший воспитатель |
|
Вечер-встреча с деятелями искусства и культуры «Щедра талантами, родная сторона» |
Ноябрь |
Воспитатель по обучению детей родному языку |
|
Создание фотоотчетов о работе театральной студии на сайте |
Ноябрь |
Старший воспитатель |
|
Подведение итогов проекта. Подготовка отчета по проекту. |
Декабрь |
Заведующий |