Цель урока: уточнить знания об имени прилагательном, как части речи и познакомить с его ролью в речи
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
личностные: уметь проводить самооценку; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию;
метапредметные: извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; осуществлять самоконтроль; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
предметные: уточнить знания об имени прилагательном, как части речи и его роли в речи; наблюдать за значением имён прилагательных; учить находить признаки имён прилагательных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), наглядность для доски, ИКТ.
ХОД УРОКА:
I этап. Организационный момент.
Ребята, сегодняшний урок я начну с притчи.
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. — Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». — Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Ребята, желаю, чтобы на уроке ваши дела были громче , чем ваши слова.
II этап. Актуализация знаний.
1.Вашему вниманию, ребята, два фразеологических оборота: Спустя рукава. Засучив рукава.
Какой из данных выберем как девиз урока?
2. Повторенье – мать ученья. Чтобы открывать новые горизонты, нужно хорошо знать пройденный материал. Давайте проверим свои знания!
Даю 2 минуты времени, отметьте правильные ответы теста и запишите их в таблицу.
Самопроверка.
1.з |
2.н |
3.а |
4.ч |
5.е |
6.н |
7.и |
8.е |
Какое слово получилось? Значение. Что бы это значило?
Тема урока «Значение имени прилагательного».
Значит, какие цели мы поставим перед собой?
1.Узнать о значении имени прилагательного.
2. Познакомться с ролью имен прилагательных в нашнй речи.
3. Обогащение словарного запаса.
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
1.Внимание на экран. Видеофрагмент ускоренного цветения цветов под лирическую музыку.
– Ребята, какими словами вы можете описать увиденный фильм? Восхитительный, прекрасный, очаровательный, чудесный, замечательный, загадочный, таинственный, божественный, трогательный.
– Как можете описать музыку, которую услышали? Певучая, приятная, задушевная, волшебная, трепетная, энергичная, сентиментальная (восприимчивая, мечтательная), загадочная, сказочная, современная, восторженная.
На столе карточка с прилагательными, дополните словами из этой карточки.
Сделаем вывод, для чего служат имена прилагательные? Чтобы точно описывать увиденное и услышанное, передавать чувства, настроение происходящего.
Ребята, давайте представим, что в нашей речи нет имён прилагательных. Что тогда будет? Наша речь сразу станет скучной, серой, однообразной.
Ребята, как считаете, сможем мы обойтись без прилагательных?
2. Работа в группах (7 минут). Задание: продолжите, сколько сможете, ряды прилагательных:
Цвет: Белый,…
Вкус: Сладкий,…
Размер: Большой,…
Температура: Холодный,…
Качество характера: Добрый,…
Внешние качества человека (внешний вид): смуглый, красивый, …
Даётся 2 минуты. Время вышло. Встали, стулья задвинули, по часовой стрелке переходим к следующему столу, читаем, если нужно, исправляем, дополняем. Возвращаемся на свои мести и садимся.
Учитель читает выполненные задания.
Вывод: для чего нужны прилагательные? Описать, охарактеризовать имена существительные со всех сторон: по цвету, вкусу, размеру, характеру и т.д..
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием, и мы продолжаем наш урок.
IV. Открытие нового знания.
Ребята, кем бы вы хотели стать, когда вырастете? Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение нашей темы?
Например, зачем знать строителю тему «Имя прилагательное»?
(Потому что дом большой, теплый, красивый и т.д.)
А какой еще профессии это важно? (врач, продавец, учитель).
Внимание на экран. Сейчас узнаем, нужны ли прилагательные работнику прокуратуры, зачем нужны. Слушайте внимательно!
Запишите в тетрадь прилагательные, которые запомнили.
V этап. Первичное закрепление.
Работа с текстом.
Наступила ….весна. … снег потемнел и начал таять. Потекли … ручьи. На ветках ещё сохранились гроздья … рябины.
Ребята, скажите, вам нравится данный текст? Идёт перечисление действий и предметов, предложения без прилагательных, как торт без вишенки: скучные, невыразительные. Добавьте в предложения имена прилагательные, чтобы текст ожил. Как можно озаглавить текст? К какому типу относится данный текст? Текст-описание.
Сделаем вывод: для чего нужны имена прилагательные в текстах-описаниях?
Имена прилагательные служат для конкретизации речи. Это характеристика, подчеркивание индивидуальных особенностей, называние существенных признаков. И, кроме того, это украшение нашей речи. Ведь без прилагательных любая фраза была бы подобна голому скелету. Простая констатация фактов, без какого-либо творчества. По сути, только прилагательное дает такие безграничные возможности для сравнений, для поэтичности, для красоты.
Физминутка
Называю имена прилагательные.
Мужской род – приседаем!
Женский род – руки вверх поднимаем!
Средний род – хлопаем в ладоши.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в парах (2 минуты). Ученик, чья первая буква фамилии стоит по алфавиту раньше, вписывает окончания, соединяет между собой равнозначные понятия, другой проверяет.
Равносторонн… прямоугольник голуб… кит
Самое больш… животное в мире нефть
Самое глубок… озеро Луна
Естественн… спутник Земли квадрат
Чёрн.. золото Байкал
«Минута славы» – проверка работы одной пары через документ-камеру.
Задание 3. Шуточные вопросы:
1. Каким гребнем не причешешься? (петушиным)
2. Какой год продолжается всего один день? (новый)
3. Из какой тарелки не пообедаешь? (пустой)
4. Какие четыре моря носят название цвета? (черное, белое, красное, желтое)
5. Из какого крана нельзя напиться? (строительного)
6. На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое).
Вывод.
VII. Применение знаний. Формирование умений и навыков.
Ребята, мы выяснили значение прилагательных для описания видеофрагментов, музыки; выяснили, какое значение имеют имена прилагательные в жизни представителей разных профессий, в текстах-описаниях. Сейчас обратимся к поэзии, а, именно, к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».
… Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела,
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
Ребята, для чего служат имена прилагательные в данном отрывке? Прилагательные помогают ярко и выразительно описывать предметы, Пушкин использует эпитеты, чтобы передать все свои эмоции, чувства.
Молодцы, всё больше доводов приводим в пользу важности значений имён прилагательных в нашей речи.
Задание2.
2.«Подари предмету признак» подобрать, как можно больше, прилагательных к существительным:
1 группа– солнце
2 группа-луна
3 группа– море
4 группа – дождь
5 группа – снег
6 группа – лес
-Так для чего нам нужны прилагательные ? (Прилагательные обозначают различные признаки предмета, помогают охарактеризовать его с разных сторон)
Вывод:
– Чем богаче словарный запас у человека, тем интереснее, ярче он выражает свои мысли.
VIII. Рефлексия
-Вспомним, какие цели ставили на уроке? Смогли доказать какое важное значение имеют имена прилагательные в нашей речи? Для чего служат имена прилагательные?
IX.Самоанализ и самоконтроль.
Предлагаю вашему вниманию фразеологические обороты. Выберите 3 из них, которыми вы можете оценить свою работу на уроке.
Не успел глазом моргнуть.
Работал не покладая рук.
Летал в облаках.
Зарубил себе на носу.
Бил баклуши.
Работал в поте лица.
Каша в голове.
Ловил каждое слово.
X. Домашнее задание
Домашнее задание на платформе учи.ру.