Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан с инновационной деятельностью педагогов, внедрением новейших образовательных технологий, программ, методов и приемов. В условиях внедрения и принятия профессионального стандарта педагога приоритетным направлением является повышение профессиональной компетентности педагогов и их самосовершенствование. К сожалению, инновационная деятельность не всегда находит отражение в их профессиональной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность является основной формой работы с детьми, но в них отсутствует совместная и партнерская деятельность. Выпускники педагогических колледжей и университетов, так называемые начинающие специалисты имеют наиболее высокий уровень подготовки, но не имеют достаточного практического опыта. Высокая способность к рефлексии, способность строить педагогический процесс по модели субъект-субъекты отношений – все это современная форма работы педагогов в нынешних условиях. Следовательно, только при обладании данными качествами, педагог способен развить их в своих воспитанниках.
Из опыта работы в детском саду могу сказать о том, что занятие является наиболее приоритетной формой обучения. Системно-дифференцированный и индивидуальный подход используется не в полном объеме при обучении детей дошкольного возраста. Все обучение носит субъект-объектный характер. Данный формат обучения не является приоритетным в системе национального образования, тем самым не обеспечивает повышение качества образования. [Селевко, 1998, С. 129-135].
Методическая работа, по мнению самих педагогов дошкольного образования, является лишь службой корректировки ошибок, но это не так. Методическая работа должна быть опережающей, подталкивать педагогов к изучению новых достижений в педагогической науке. Проблема повышения профессионального мастерства нашла свое отражение в профессиональном стандарте педагога. Несмотря на то, что для педагогов постоянно проводятся мероприятия, времени и сил тратиться очень много, отдачи практически нет. Почему так? К сожалению, многие методисты используют в своей работе традиционные методы, формы, до сих пор сохраняется форма стендовых докладов, выступления, усвоение материала которых крайне низкое. В связи с чем, методической службой детского сада в котором я работала, было актуально введение новых, активных форм, применяемых в работе с педагогами ДОУ, является форма интерактивного обучения. [Акимова, 2008, С.268-276].
Рассмотрим, что представляют собой формы интерактивного обучения?
Какова целесообразность их использования?
Работа проходит в три этапа. Наиболее успешно используется формат тренинга.
Приемы оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие.
Методы, с которыми мы продолжаем знакомиться в ходе проекта: «Аквариум», «Круглый стол», «Вечера вопросов и ответов», «Деловая игра», «Деловая(ролевая) игра», «Дискуссия», «Мозговая атака (мозговой штурм)», «Методический ринг», Тренинг, «Педагогический КВН», «Методический мост», «Решение педагогических задач»,
«Методический фестиваль», «Методические посиделки», «Методический диалог», «Таблица контактов» [Микляева, 2008, С. 126-138].
Что дают эти приемы педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
На сегодняшний день, одной из активных форм работы с педагогами является использование бизнес-моделей в управлении. В Республике Татарстан, на протяжении двух лет проходят городские семинары по реализации офисных проектов для управленческих команд образовательных организаций г. Казани. В ходе данных семинаров мы также включили в работу нашего детского сада методы двух управленческих технологий И. Адизеса «Жизненный цикл организаций» и модели управления Л. Грейнера:
- Кино-тренинг как форма работы мотивационно-ориентированного этапа.
Формирование личностного компонента профессиональной компетентности педагогов в области дошкольного образования.
Кино-тренинг — это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий.
Цели кино-тренинга:
- Развитие психологической и профессиональной компетентности.
- Развитие интеллектуальных навыков.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развитие навыков решения проблем.
- Снятие стресса и формирование позитивного мышления.
- Самоанализ, осознание и переосмысление себя, своих целей.
- Обучение расшифровке символического ряда [Мильнер, 2012, С.379- 423].
- «Витаминный код» И.Адизеса.
Согласно теории Адизеса, хорошо управляемой можно назвать организацию, которая является результативной и эффективной как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Суть метода, известного как “код Адизеса”, или код PAEI, состоит в том, что конкурентоспособность организации обеспечивается посредством правильного и своевременного выполнения четырех ролей:
P – producing results – производство результатов, ради которых существует данная организация и которые определяют ее эффективность;
A – administering – администрирование, обеспечивающее производительность;
E – entrepreneuring – предпринимательство, с помощью которого происходит управление изменениями;
I – integrating – интеграция, то есть объединение элементов организации для обеспечения ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе.
При этом роли Р и А относятся к краткосрочным, а E и I – к долгосрочным.
Реализация каждой функции позволяет получить ответ на соответствующий вопрос.
Р – Что нужно сделать?
А – Как это нужно сделать?
Е – Когда и зачем это нужно сделать? I – Кто это должен делать?
Таким образом, в условиях проблемности содержания методов активного обучения, их творческого характера и состязательной деятельности происходит резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности. Поэтому использование методов активного обучения педагогов наиболее эффективно в современных детских садах, работающих в инновационном режиме [Адизес, 2014, 568 – 579].
В поисках причин недостатков образовательной работы нашего ДОУ был проделан анализ програмно-методического и дидактического обеспечения организации образовательной работы, а так-же уровня профессиональной компетентности педагогов.
В связи со сложившимися условиями в нашем детском саду по работе с педагогами был создан проект «Методы активного обучения педагогов ДОУ – залог успешной работы с детьми».
Цель: создание условий для профессионального роста педагогов ДОУ с помощью применения интерактивных форм работы с педагогическим коллективом.
Задачи:
- Осуществить мониторинг профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
- Создать пакет диагностических методик для определения уровня профессионализма педагогических работников ДОУ.
- Сформировать и изучить пакет методических разработок и других необходимых материалов.
- Отобрать наиболее эффективные, отвечающим принципам сотворчества, интерактивности формы работы с педагогическим коллективом.
- Апробировать данные формы работы.
- Осуществить анализ полученных результатов.
- Скорректировать работу на ближайшую перспективу.
Ожидаемые результаты:
- Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ наполнится интересными, разнообразными формами работы с детьми, предполагающие субъект – субъектное.
- Педагоги активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ,
- У педагогов повысился уровень рефлексивной деятельности,
- Увеличится количество аттестованных педагогов,
- Повысится качество образовательного процесса,
- Повысится ДОУ на рынке образовательных услуг.
- Осуществится обобщение опыта работы на темы, затрагивающие современные требования к образовательной деятельности в ДОУ.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный. Целью которого является создание условий для использования новых форм работы с коллективом. В ходе данного проекта осуществлялось анкетирование педагогов ДОО по профессиональным качествам, анкетирование педагогов на наличие потребностей в изменении своей профессиональной деятельности и отношение к инновациям, анализ полученных результатов, а также отбор и создание банка форм работы с педагогическим коллективом.
2. Основной.
Цель: Апробирование активных форм работы с педагогическим коллективом.
В ходе данного этапа апробированы адекватные требованиям ДОУ формы работы с педагогическим коллективом и отработан алгоритм подготовки мероприятий с применением интерактивных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ.
3. Заключительный.
Цель: подведение итогов эффективности и жизнеспособности применяемых форм работы с педагогическим коллективом.
На основе детального анализа был создан перечень наиболее эффективных методических форм работы с педагогическим коллективом.
Таким образом, сегодня необходимо реформировать систему дошкольного образования, а именно работу методической службы, выбрать для своей дошкольной образовательной организации наиболее оптимальную перспективу развития для чего нам помогают активные формы работы. Работая с педагогами в данном формате, мы можем изменить их мировоззрение на новые знания, у педагогов появится возможность получения новой информации, совершенствовать навыки и умения.
Список литературы
- Адизес И.К. Идеальный руководитель, почему нельзя им стать и что и этого следует [Текст]: учебник / И.К. Адизес. – М.: Альпина Паблишер, 2014.
- Акимова, Т.А. Теория организации [Текст]: учебник / Т.А. Акимова. – М.: Юнити, 2008. – 367 с.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
- Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.
- Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст]: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: Инфра-М, 2012. – 864 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.