Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, полученных в ходе учебно-воспитательного процесса.
Поставив цель: развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности. Для достижения этой цели я сформулировала следующие задачи:
– включать детей в познавательно-исследовательскую деятельность
-расширение кругозора
-поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного отношения к миру.
Я разработала перспективный план по исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группе.
Исходя из перспективного плана проведена следующая работа:
-составлена картотека “опыты и эксперименты для старших дошкольников”
-оформила уголок по экспериментальной деятельности и окружающему миру (стаканчики, подносы, тарелочки, камешки, зеркала, магниты, лупы и т.д.)
-в начале и в конце года была организована диагностика уровня знания детей по исследовательской деятельности.
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование с предметами, о чем неоднократно говорил Л,С, Выготский. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как идеальный метод. Знания, почерпнутые из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения и развития детей выступали такие классики педагоги, как Я.А.Каменский, Н.Г. Песталоцце, К.Д. Ушинский и многие другие.
Для организации педагогического процесса изучила следующие методические пособия:
-Большая энциклопедия дошкольника”Олма-пресс”1999г.
-В.А.Кайе “Занятие по экспериментированию с детьми 5-8 лет”М., 2009
-” Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет”издательство “Учитель”2010г.
-Е.В. Марудова “Ознакомление дошкольников с окружающим миром” Детство-ПРЕСС2011г.
-ВДОУ №2 2010г. “Наблюдения и эксперименты зимой”
– ВДОУ № 12, 2010г. “Исследуем свойства воды”
В настоящее время аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддъякова, А.Н. Поддъякова, О.В. Дыбиной, И.Э.Куликовой, Н.Н. Совгир, А.И. Савенковой, О.В. Афанасьевой.
Изучая литературу, можно сделать вывод, что детское экспериментирование имеет свои особенности:
– разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, но не отходя от цели
-не требовать, что бы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел правильную точку зрения.
-участие в опытах должно быть добровольным
– соблюдение правил безопасности.
Работа с детьми.
С детьми проводились беседы на тему “Необходимость и интерес к исследовательской деятельности”, ” экспериментирование в домашних условиях”, с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям и открытиям.
В течении года мною проводилось ОД и опыты по темам:
-“Путешествие капельки”
– “Круговорот воды в природе”
– ” Свойства мыла”
– ” Химические превращения”
– в конце года итоговое мероприятие ” Веселые фокусы”, оно было проведено в форме развлечения, дети научились организовывать опыты в домашних условиях.
В результате ОД и опытно-экспериментальной деятельности дети владеют элементарными сведениями о живой и не живой природе.
Работа с родителями.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество детей. Исследования предоставляют возможности детям самим найти ответы на вопросы “как” и “почему”. В процессе работы использовала принцип от простого к сложному. Я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Таким образом реализация системы работы по формированию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста позволила научить детей видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; анализировать, делать выводы. В целом я удовлетворена проделанной работой, т.к. вместе с детьми и сама узнала много интересного.